Какие ценности у церкви. Сергей ГЛЕЗЕРОВ
Выставка в лавре вызвала разговор об исторических уроках
Non licet vos esse в переводе означает «Не должно вам быть». Таким приговором в Римской империи лишали права на существование первых христиан. Этим же принципом руководствовалась и советская власть в своих гонениях на церковь, начавшихся сразу же после революции. Так называется и выставка в Александро-Невской лавре, рассказывающая о кампании по изъятию церковных ценностей, развернувшейся в стране 90 лет назад.
Экспозиция открылась под занавес 300-летнего юбилея Александро-Невской лавры. Она устроена в здании Новой ризницы, где когда-то помещались разоренные после революции монастырские библиотека, архив и древлехранилище.
По словам наместника лавры, епископа Кронштадтского Назария, – открытие выставки – первый шаг к будущему музею, который уже создается. Как рассказала директор музея Лидия Соколова, в его основу легла коллекция реликвий, имеющих отношение к российским новомученикам. Ее собрал настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, председатель комиссии по канонизации Санкт-Петербургской митрополии.
Нынешняя выставка, подготовленная культурно-просветительским фондом «Преображение», московским Свято-Филаретовским православно-христианским институтом и литературно-краеведческим музеем Константина Бальмонта в Шуе, уже побывала в Москве, Воронеже, Туле, Рязани. Александро-Невская лавра к теме выставки имеет самое непосредственное отношение: здесь 90 лет назад был продемонстрирован достойный пример противостояния неправде, шедшей со стороны власти.
– Кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 – 1923 годах была организована для того, чтобы на фоне охватившего страну голода нанести удар по церкви как по одному из важнейших оплотов старой России, без свержения которой советская власть не могла бы укрепиться, – подчеркнул проректор Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак.
Выставка рассказывает о первом столкновении верующих с властями в Шуе, о московском «процессе церковников», в результате которого церковь была лишена высшего управления, а патриарх Тихон заключен под домашний арест. Особая страница – драматические события в Петрограде и мученический конец митрополита Вениамина. Кстати, среди участников церемонии были потомки новомучеников – Философа Орнатского, расстрелянного в 1918 году, и протоиерея Михаила Чельцова, ближайшего сподвижника митрополита Вениамина, проходившего с ним по делу об изъятии церковных ценностей.
Епископ Назарий призвал помнить об исторических уроках, посетовав, что почитание новомучеников пока еще не на должном уровне. Но если люди не будут знать этой правды, то подобное может повториться.
Что же касается выставки, конечно, «бесы» в ней обозначены абсолютно четко, однако есть и еще о чем задуматься...
– Бытует стереотип: до революции существовала идиллическая православная церковь, которая вдруг стала подвергаться гонениям. Но обратите внимание: они осуществлялись руками людей русских по рождению, православных по крещению и воспитанию... Это говорит о том, что внутри самой церкви были очень серьезные проблемы. И гонения стали не только насилием новой власти, но и результатом неблагополучия внутри самой церкви, – сказал историк и публицист протоиерей Георгий Митрофанов.
С ним согласился и протоиерей Владимир Сорокин:
– На чем сыграла тогда власть? На ценностях, которые были у церкви. Если бы их не было, а были бы только больницы и школы, да просвещение на хорошем уровне, никакой бы революции не было... Духовенству нужно было все-таки после 1905 года больше заниматься простым народом.
– То есть вы считаете, что на священнослужителях лежит определенная ответственность за то, что случилось после революции? – уточняю у отца Владимира.
– Конечно, лежит. Они не сделали многое из того, что могли бы сделать. Теперь каяться надо и исправляться. И не наступать на те же самые грабли...
Прозвучала парадоксальная мысль: гонения на церковь, как ни странно, пробудили внутри нее здоровые силы к созидательной работе. Сопротивление стало подвигом не только стойкости духа, выживания, но и духовного творчества.
– Церковная жизнь в условиях гонений стала качественно меняться, – отметил Георгий Митрофанов. – Очень важно, что на выставке говорится об Александро-Невском братстве. По существу, его деятельность была попыткой в условиях тотальной духовной несвободы основать свободную церковь... И сегодня обращение к прошлому должно быть поводом к тому, чтобы подумать и преобразовать нынешние проблемные стороны церковной жизни. Хотелось бы, чтобы наше будущее было избавлено от изъянов церковного прошлого, которые, по существу, сделали гонения неизбежными.
С тем, что не все благополучно, согласился и епископ Назарий.
– К сожалению, общий уровень религиозной культуры пока что еще очень низок. В этом есть, конечно, и наша вина, но увлечение человека материальным миром отодвигает духовный.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10304140@SV_Articles
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии