КАКИЕ ТРИ ВЕЩИ ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ МЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Пятая седмица Великого поста проходит под покровительством преподобной Марии Египетской.

Церковь этой святой уделяет  в великопостное время большое внимание. Она поминается в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского. В среду, 14 апреля, сугубый день ее памяти. В эту же среду, на утрене четверга пятой седмицы во время богослужения читается полностью канон святого Андрея Критского и прочитывается житие преподобной Марии Египетской. Эта служба называется в народе «Мариино стояние». В четверг же совершается Литургия Преждеосвященных Даров, а в воскресение пятой седмицы снова – день памяти преподобной Марии Египетской. Обратим же на нее свое умственно-сердечное внимание и мы…И вот о каких трех вещах хотелось бы сказать…

1. Мы ничуть не лучше преподобной Марии Египетской. Читая первую половину ее жития, у человека может сложиться ложное мнение о себе типа «Ну, я то точно не такой как она. Я то так не грешил (не грешила)». Но так ли это?

Православная аскетика нам говорит, что человек грешит делом, словом, помышлением. И часто, а может быть и всегда все начинается именно с помышления. Бес атакует своим прилогом человека, человек останавливается на прилоге, начинает его рассматривать, услаждаться им, принимать его в свое сердце и разум. А дальше вполне возможно произойдет слово или действие. Но в начале человек грешит внутри себя – умом и сердцем. И очень часто человек, как раз и невнимателен к своему внутреннему миру, который очень богат и на добро, и на зло.

И если внимательно всмотреться в свое сердце, разобрать, проанализировать свои грехи, то едва ли мы будем лучше преподобной Марии Египетской! А может быть даже еще и хуже.

Вспоминается случай, произошедший в одном из древних монастырей. В обители жила молодая насельница – монахиня. С виду она была очень благочестивой, послушной, молитвенной, трудолюбивой.
Внезапно она умерла. Многие думали, что она попадет в рай. Но после своей смерти эта несчастная явилась настоятельнице и рассказала, что она в аду. Оказывается, монахиня влюбилась в мужчину. Она никогда с ним не была, но услаждалась своей страстью, мечтая об этом парне и не раскаялась в этом грехе. За это она попала в ад.

«Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои!» (Притч. 23:26), - говорит Господь человеку со страниц Священного Писания. Вот что ценно для Бога. Направление ума и сердца человека к Нему.

Вспомним также слова Спасителя: «а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека» (Мф. 15:18-20).

Хотеть казаться хорошим, и быть хорошим – это совсем разные вещи.

Кроме того, человеческая природа повреждена грехом. И, в принципе, каждый из нас способен на любой грех. Поэтому Господь и призывает нас в Святом Евангелии неоднократно, но много раз: бодрствовать, быть внимательным к себе, трезвиться, молиться и поститься.

Потому что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Так Господь говорит о бесах, грехах и страстях.

Поэтому нам (каждому из нас) и предлагается спасительная пустыня Великого поста, подобно той, куда ушла, чтобы спастись преподобная Мария Египетская, и мы должны войти во Святую Четыредесятницу для исцеления…

2. Мы должны считать себя погибающими, как считала преподобная Мария Египетская. Но чувствовать себя погибающим – это не значит унывать. Это не тоска фаталиста или самоубийцы. Нет. Это деятельная жизнеутверждающая, или лучше сказать, открывающая жизнь, сила.

Мне кажется, что считать себя погибающим, это в первую очередь то, что ты должен понимать, что ты можешь в любую минуту погибнуть, т.е. и физически, и духовно, впав в какое-то тяжкое прегрешение. Это, как солдат на войне. Он знает, что угроза смерти очень близка. И, может подстерегать внезапно и под каждым кустом. Поэтому он и не высовывает голову из окопа и перемещается по полю боя, согнувшись да перебежками. Иначе подстрелят. Примерно, так и мы должны жить, не забывая, что находимся ежесекундно на духовной войне, на которой привалы и отдыхи могут быть, расслабление, - нет. Как сказал один мудрый человек: «жить надо так, как будто идешь по тонкому льду». Не гордись, но бойся.

Поэтому считать себя погибающим, это сражаться за свое спасение. Погибать для греха, но воскресать во Христе. В этом, конечная, цель-победа этой войны – наше спасение.

Помни, ты можешь погибнуть в каждую секунду, но и Господь наш Иисус Христос каждую секунду готов прийти к тебя на помощь и спасти. Всегда помни об этом и прилепись к Нему. И спасешься.

3. И, конечно, мы должны учиться у преподобной Марии Египетской покаянию – этому кардинальному изменению своей жизни – от ада к раю. От черного мрачного греха к огненной и светлой святости.

Примечательно что на великопостных вечернях читаются паремии (с греч. – «поговорка, пословица, притча»: отрывки из Священного Писания Ветхого Завета) из Книги «Бытие» - из ее начальных глав, где повествуется о сотворении Господом мира и человека.

Думается мне, что это очень неслучайно. Великий пост – это восстановление человека в его девственной и святой первозданности. Это словно бы заново сотворение человека. Как в православном катехизисе сказано о Таинстве Покаяния, что оно восстанавливает святость крещальной купели для человека. Снова его возвращает в это состояние, в котором он пребывал сразу после Таинства Крещения – состояние непорочности. И вот Святая Четыредесятница – это время, когда снова происходит некое «сотворение» человека. Слезами покаяния, мукой говения, усилием коленопреклонений, терпением пищевого поста мы словно бы превращаем сами себя в глину, в тесто, открываемся максимально навстречу Богу и говорим Ему: «Вот я перед Тобой. Я не знаю, что мне делать с собой. Но я открылся перед Тобой, как смог, как сумел. Сделай со мной, что-нибудь. Я уже задыхаюсь сам в себе – от грязи и паров греха. Если хочешь, можешь меня очистить». И Господь обязательно скажет нам: «хочу, очистись» (Мк. 1: 41).

Лишь бы только мы прибегали почаще к спасительным Таинствам Церкви, в которых, собственно говоря, и происходит это очищение и встреча Бога и человека, соединение Бога и человека: Таинство Покаяния, Таинство Причастия, Таинство Елеосвящения. В Таинствах сам Бог входит в человека и это бесформенное тесто получает закваску Святого Духа и становится уже вкуснейшей евхаристической просфорой, на которой служит Сам Бог.

И пустыня преподобной Марии Египетской превращается в притвор величайшего собора под названием «Царствие Небесное»!

Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

https://pravlife.org/ru/content/kakie-tri-veshchi-iz-zhitiya-prepodobnoy...