Как выглядят современные бесноватые. Протоиерей Игорь Рябко
В этот воскресный день Церковь предлагает нам чтение об исцелении Христом гадаринских бесноватых. Нравственный, исторический и богословский разбор этого Евангельского текста можно без труда найти в интернете. Я же хочу с вами обсудить проблему беснования.
Когда читаешь Евангелие, создается впечатление, что бесноватых при земной жизни Христа можно было найти чуть ли не ка каждом углу, а теперь они как-то перевелись. Но это ложное впечатление. Беснование у нас приняло огромные масштабы, просто выражать оно себя стало иначе. Это уже одержимость не физикой человека, а его духовным умом и сердцем. Это самая страшная и опасная для души форма беснования. Она входит в человека тихо и незаметно, но зато порабощает жестко и беспощадно.
Как никогда мы сегодня понимаем истинность слов Христа о том, что бес, выйдя из человека и погуляв немного, возвращается обратно, если найдет место незанятым. Возвращается не сам, а с друзьями. Все мы крещены. Апостольское чтение таинства крещения учит нас тому, что человек, который во Христа крестился, должен в Него и облачиться. А что, если этого не произойдет? Приходит бес и, находя душу незанятой, делает ее своим жилищем.
Первое, что совершает бес, входя в человека, – аккуратно запирает двери на засов, чтобы Христос не вошел и не выгнал его. Этот засов – наша гордыня, или мнение о себе. А далее бес начинает испражняться в душу «соками» ада, которые постепенно проникают в чувства одержимого, в его мысли, в его желания. Бесноватый начинает видеть мир так, как видит его бес, искать в нем того же, что и бес, относиться к другим людям так же, как бес, и т.д.
Глаза такого человека становятся колючими или похотливыми, лукавыми, хитрыми, в зависимости от того, что бродит внутри. Посмотрите на эти маски ада, чего здесь больше – человеческого, или бесовского?
В лицах одержимых людей нет ни капли благородства, степенности, мира, тишины сердца…
Среди людей особо выделяются три группы. Первая группа – бесноватые. Их очень много. Это люди, раскатанные по плоскости этого мира, не думающие о душе, не верящие в Бога, живущие пылью и грязью этого мира. Они борются за эту грязь, убивают за нее, стремятся доминировать над такими же бесноватыми, как и они сами. У них это называется борьбой за власть и влияние. Любимое времяпровождение бесноватых – хохот. Неслучайно телеканалы забиты развлекаловкой, которая щекочет мозги, чтобы вызвать в них рвотный рефлекс хохотания.
Есть предание о том, что Лазарь, воскрешенный Христом из ада, никогда больше не улыбался. Единственный раз в жизни он слегка улыбнулся, когда увидел, как вор крадет кувшин на рынке. «Глина крадет глину», – прошептал он. Лазарь побывал в аду до того, как туда вошел Христос, и память этого ада навсегда легла тенью на его лицо.
Вторая группа – это те, кто понял истинную цену праха всех наших земных желаний и несоизмеримую важность и значимость в ней Бога. Эти люди обладают мудростью, хотя, может, еще и не достигли святости. Но для них уже характерна светлая печаль по Боге, тоска по правде и любви, а также отчужденность и неприятие лживых, лукавых, обманчивых ценностей этого мира. Посмотрите на их лица.
М. Нестеров «Мыслитель» (портрет философа И.А. Ильина), 1921 г.
М. Нестеров «Философы» (О. Павел Флоренский и С.Н. Булгаков), 1917 г.
О. Симон Афонский
О. Никодим Афонский
О. Иосиф Афонский
Третья группа – это те, кто уже дома. «Радость моя» преподобного Серафима Саровского – это их икона отношения к миру и любому человеку, в нем живущему, в том числе и бесноватому. Это люди святости и духовной чистоты. Они научились смотреть на мир глазами смирения – и у них не стало врагов. Они научились сострадать – и в мире не стало ни одного человека, который был бы им неприятен. Они научилась любить – и умеют в каждом видеть ангела, пускай и падшего.
Кирилл Павлов
Иосиф Исихаст
Паисий Святогорец
Илий Оптинский
Резервация, в которую загнали себя бесноватые люди, ограждена забором неприязни, способным вырасти до адской ненависти. Это красные флажки, через которые эти волки не могут перескочить. Они до ужаса боятся быть добрыми, воспринимая доброту как слабость. Хорошо было бы тем из них, у кого еще осталось хоть немного совести и страха Божия услышать слова старца Симеона Афонского, пережившего грузино-абхазскую войну: «Если ты имеешь неприязнь хотя бы к одной нации, никакими трудами ты не очистишь свое сердце. Если имеешь неприязнь хотя бы к одному народу, никакими подвигами не сможешь стяжать Благодать. Но если ты научишься искренне служить любому человеку как Христу, утешая его словом, сострадая ему всем сердцем, и не отступая при этом от своей веры, тебе не нужны будут духовные подвиги – достаточно одной Любви, и ты уже в раю».
Диавол любит поиграться с бесноватыми людьми в социальные игры – это его любимое занятие. Он учит своих марионеток таким понятиям как «правда», «добро», «справедливость» и даже «любовь».
Красноармеец убивал брата белогвардейца, а белогвардеец – красноармейца во имя любви к Родине. Правые и левые, правящие и оппозиционеры – все это две руки одной и той же диавольской морды, но все они борются за правду. Но если бы они только вспомнили, что их вечная жизнь напрямую зависит от исполнения заповеди «не убий», то не было бы на Земле ни одной войны или революции.
Заблуждение бесноватых в том, что они пытаются решить свои проблемы без Бога, своими, бесовскими методами. Но это лишь приводит к еще большим скорбям. Страдания возвращаются с удвоенной силой, как мы это видим сегодня в Украине. «Революция достоинства» вернулась к ее сторонникам многократным умножением стоимости жизни, еще большим обнищанием, братоубийственной войной и отсутствием уверенности в будущем детей и страны, ввиду явной неадекватности людей, пришедших в власти. Попытка построения рая на земле без Бога, без исполнения Его воли, обречена на то, чтобы построить ад. И чем больше энтузиазма в построении этого рая, тем большая степень ада на выходе.
Для тех, кто относит себя ко второй категории людей, нужно помнить, что «Я» – это мои мысли. Все наши проблемы заключены в одном маленьком месте – в сером веществе, спрятанном в нашем черепе. Тактика сатаны всегда одна и та же. Он дует в паруса ума, наполняя его своими мыслями. Бесноватые думают, что это их мысли, а те, в свою очередь, канатами связывают их с миром адских страстей. Только ослабив напор диавольского ветра и разорвав канаты бесовских помыслов, человек может освободиться от власти диавола над своей душой. Только когда в душе улягутся страсти, в нее войдет звенящая тишина Бога, а с ней и Его Благодать.
Да, у нас сегодня много скорбей, да, мы переживаем страдания, но если человек идет по жизни со Христом, то сами страдания становятся для него благом. Святитель Лука Крымский писал в своих дневниках: «Я полюбил страдания, они так хорошо очищают душу». Скорбь, если она воспринимается сердцем как средство для укрепления в духовной свободе и благодати, перестает быть страданием. Она уже не пугает душу, которая свободна во Христе.
Беда бесноватых людей в том, что сама физическая жизнь, вернее земное существование, стало для них самоцелью. Желание жить комфортно, сыто, богато, «для себя» и во что бы то ни стало добиться этого любыми средствами наполнили их душу адом уже здесь и сейчас. Один из законов мироздания говорит о правиле бумеранга. Любое, даже самое малое сделанное тобой зло обязательно к тебе вернется.
Злость и ненависть бесноватых к другим людям – это проявления их страха и ничтожества. Они боятся всего: нищеты, неизлечимой болезни, беспомощности, одиночества. А Бога в их жизни нет, Он для них давно умер. Вот и остается только парализующий липкий страх смерти, которая все ближе и ближе.
Если мы дорожим временным, то никогда не узнаем вечного. Сутолока дней, суета борьбы держат нас в пустоте бездуховно проживаемой призрачной жизни. Сирены СМИ вводят людей в гипнотический обман иллюзорной реальности, кандалы ложных мыслей и надежд, чувств и желаний привязывают нас к демонам.
А ведь человек создан Богом для счастливой жизни. Счастье не может быть временным, иначе это не счастье. Эта жизнь слишком скоротечна и поверхностна, чтобы в ней обрести опору и глубокий покой. Но внутри нашего сердца есть Нетварный Свет Бога, который дает настоящее непреходящее счастье Вечной Жизни. Одинокими мы родились в этот мир, одинокими и покинем его. Все, в чем увязли в наши души, – дети, друзья, работа, карьера, политика, и т.п. – исчезнут с последним вздохом, как только мы закроем глаза навсегда. А там уже будет неважно, кто победил на выборах и кто теперь у власти.
Пока мы в пути, нужно успеть приобрести себе лучших родственников – Христа, Богородицу, святых. Приобрети тех, кто тебя никогда не покинет – ни в этой жизни, ни в будущей. И тогда ты получишь то, что искал, и здесь, и там.
http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/kak-vyglyadyat-sovremennye-bes...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии