Как возненавидеть свой грех? Священник Феодор Людоговский
Часто мы слышим и читаем: нельзя осуждать людей, нельзя ненавидеть грешников – однако можно и нужно ненавидеть грех. Но как это сделать? Каковы основания для этой ненависти? И откуда взять на это душевные силы?
Люди устроены по-разному, и не может быть одного рецепта для всех. Я предлагаю тот взгляд, который ближе и понятнее мне самому – и, надеюсь, не только мне. Давайте посмотрим на грех с практической, даже эгоистической точки зрения. Постараемся понять: как грех мешает нам жить?
Возьмем к примеру отдельного человека. У каждого свои слабости, страсти и пороки. Тут не надо даже говорить о каких-то страшных, смертных грехах. К примеру, кто-то очень любит поесть. А что плохого? Мне приятно, а никому другому не мешаю. Правда вот, возникают побочные эффекты в виде ожирения, болезней суставов, варикозного расширения вен, повышенной нагрузки на сердце… А там и инфаркт – один, другой. И ранняя смерть. Тут бы детей еще поддержать – один в институте, другой на работу никак не устроится. Но все заботы ложатся уже на вдову. Вопрос: надо ли платить столь высокую цену за то, без чего многие люди спокойно обходятся?
Посмотрим на семью. Тут всё сложнее и трагичнее. Даже если мы не слушаем радио, не смотрим телевизор и не заходим в интернет, то всё же навряд ли нам незнакомо словосочетание «ювенальная юстиция». Я не буду сейчас говорить о самом этом явлении – не время и не место. Важнее понять объективные причины. Ювенальщики правы в том, что родители – далеко не совершенны. И среди них есть люди и порочные, и развратные. Конечно, таких отнюдь не большинство. Но сам факт этого нашего несовершенства неоспорим. И для нас, христиан, должно быть очевидно: корень зла лежит именно здесь – в грехе, в страстях. (Другое дело, что решения, предлагаемые, ювенальщиками, проблему не решают и решить не могут. Да и не новы эти идеи: мысли о государственном, а не семейном воспитании детей мы можем найти еще у Платона в «Государстве», а далее – по вкусу: в антиутопиях Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «О дивный новый мир!», С. Лукьяненко «Звёзды – холодные игрушки» и т. д.)
Взглянем на государство. В любой стране, при любом строе творится много зла, много несправедливости. И нередко источником этого зла является именно государство, государственный аппарат. Время от времени, когда уже нет сил терперь, находятся люди, которые (часто вполне искренне) стремятся кардинально улучшить свое собственное положение и положение своих соотечественников. Совершается переворот, происходит революция. Как правило, проливается много крови. Как правило, лучше не становится. Почему? Потому что заговорщики и революционеры – тоже грешные люди, подверженные обычным человеческим страстям. Они не могут принципиально отличаться от тех, против кого восстали. Те и другие – люди. Образ мысли, образ действий один и тот же по большому счету.
Думается, примеров достаточно. Но мы постоянно говорили о страстях и о грехе так, как если бы было совершенно понятно, что это такое. Однако что такое грех? Если это конкретный проступок, то в содеянном можно покаяться, а на будущее – воздержаться. Но речь совершенно не об этом. Грех (а лучше сказать, греховность) – это свойство нашей человеческой природы в нынешнем ее состоянии. Человеческое естество повреждено, искалечено. Человек не может действовать, не может функционировать надлежащим образом. Он сейчас вовсе не таков, каким его создал Господь. И все наши конкретные недостатки, проступки, грехи, страсти, пороки, – всё это лишь различные проявления этой глубинной испорченности. И если мы пытаемся своими силами что-то улучшить в себе, в семье, в обществе, то часто либо ничего не получается, либо ситуация лишь ухудшается.
Положение, казалось бы, безвыходное. И как не возненавидеть грех, как не возненавидеть эту нашу поврежденность, прикованность к инвалидной коляске? Но ненависть сама по себе не может стать основой для созидания. Не в ней нужно искать силы, не в ней мы надеемся обрести точку опоры. Но где же?
Очевидно, там, где мы сможем бороться с первопричиной наших бед. Очевидно, в Том, Кто победил диавола, победил грех и саму смерть. Наша надежда и наше спасение в Богочеловеке, в нашем Спасителе, в Сыне Божием Иисусе Христе.
Христос, будучи Богом, стал человеком. Божественное естество соединилось с человеческой природой и исцелило ее. Но каждому конкретному человеку нужно приложить и свои усилия для того, чтобы, как говорят, воспользоваться плодами искупительного подвига Спасителя. В течение земной жизни нам нужно устранить все препятствия, отделяющие нас от Бога, не позволяющие нам стяжать благодать Святого Духа.
Вот именно для этого и нужен пост – т. е. самоограничение, утеснение своих страстей, расширение сердца навстречу Богу. Для этого же – и молитва. Для этого же – и таинства Церкви и, прежде всего, приобщение к Божественной Плоти и Крови Богочеловека.
Великим постом мы начинаем движение к Пасхе – к Воскресению Христову. Путь этот не усеян розами так же, как и путь Спасителя на Голгофу. Но если мы не будем лениться, если, уповая на помощь Божию, будем работать над своей душой (и над своим телом!), то в день Светлого Христова Воскресения сможем нелицемерно со всей Церковью воспеть: Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем! Аминь.
Источник: Православие и мир
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии