Как волхвы стали первыми христианами. Вячеслав Пономарев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю Вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, – Господь внушил варварам прийти из отдаленной страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев.

Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Матфея

Рождество Христово – важнейшее событие мировой истории, освещенное в самых первых строчках евангельского повествования. Священная история очень тесно сплетается со светской именно в этой временной точке, положившей начало новой эре и новому летоисчислению. О главных действующих Лицах Рождественской ночи – Богомладенце Иисусе, Его Пречистой Матери, мнимом отце Иосифе – сохранилось достаточно много специфически исторических сведени. Гораздо меньше их о других участниках событий, первых почитателях Христа, – волхвах. Итак, кто же они – восточные мудрецы, узнавшие о Рождении Богомладенца за два года до самого события?

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 1–2).

Откуда же пришли эти мудрецы? Еще Отцы Церкви пытались выяснить «место жительства» волхвов и их происхождение. Так Иустин-мученик и Тертуллиан полагали, что они пришли из Аравии, Иоанн Златоуст и Василий Великий – из Персии, блаженный Августин – из Халдеи, а евангелист Матфей пишет – с Востока, не конкретизируя, из какой именно страны.

Обращает на себя внимание уверенность, с которой волхвы говорят о Рождестве. Так могут говорить только люди, точно знающие о событии, ради которого они и прошли несколько сотен километров по пустыне. Евангелист Матфей объясняет убежденность восточных мудрецов необычным небесным явлением, свидетелем которого они стали: новая ярчайшая звезда, вспыхнувшая на Востоке, стала поистине путеводной для троих волхвов-язычников. По утверждению Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта, эта звезда была не просто физическим небесным светилом, но проявлением Божественной силы, принявшей образ звезды. Она была необычна во всем: все звезды движутся с востока на запад, а эта – с востока к югу, исключительно по направлению к Иерусалиму; все звезды видны только ночью, а эта звезда и днем; все звезды постоянно перемещаются, а эта останавливалась, когда волхвы отдыхали. Блаженный Феофилакт объясняет, почему волхвов ко Христу привела именно звезда. Он говорит: «Поскольку маги (волхвы) занимались астрологией, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как рыбака Петра, изумив множеством пойманных рыб, привлек ко Христу».

По мнению некоторых толкователей, вера волхвов опиралась и на ветхозаветное пророчество Валаама, которое стало им известно от иудеев рассеяния, проживавших в их странах. Пророк за много лет до самого события Духом Божиим возвещал: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых». (Числ. 24, 17).

Так кем же все-таки были волхвы? В эпоху средневековья в Церкви существовало мнение, что Каспар, Мельхиор и Бальтазар – так звали волхвов – были восточными царями. По всей вероятности, такой взгляд на их происхождение связан, в первую очередь, со стихами мессианского псалма: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс. 71, 10–11). Но не менее распространенным мнением о волхвах было то, что они мудрецы и астрологи, ищущие истину.

…Наконец мудрецы достигли пещеры Рождества. Они благоговейно вошли в нее и поклонились Богомладенцу и Его Пречистой Матери, а потом открыли перед Иисусом свои дары. И было это чистое золото, принесенное ими как Державному Царю веков, ладан – как Богу всех и смирну – как Бессмертному и вместе с тем тридневному Мертвецу.

По преданию, волхвы, вернувшись из Вифлеема в свои родные места, приняли Крещение и стали возвещать народам о родившемся Мессии. Но они не только проповедовали Евангелие на Востоке, но и строили там в честь Иисуса Христа храмы и часовни. Существует еще одно предание, которое говорит, что апостол Фома посвятил волхвов в епископы. Приняв мученичество, они закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены были вместе.

Мощи волхвов были обретены в Персии равноапостольной царицей Еленой и перенесены сначала в Константинополь, а в V веке – в Милан. В 1164 году по желанию императора Фридриха I Барбароссы мощи были увезены в Кельн, где был установлен местный праздник «Трех царей». И сейчас останки первых почитателей Христа, узнавших в Нем своего Бога, хранятся в Кельнском кафедральном соборе во имя Пресвятой Богородицы и Первоверховного апостола Петра.

Интересна судьба даров волхвов, которые представляют собой 28 небольших золотых пластин различной формы, поверхность которых украшена разнообразной сканью, и 70 маленьких шариков ладана и смирны. Дары до IV века хранились в Иерусалиме, а потом император Аркадий перенес их в Константинополь в собор Святой Софии. После падения Царьграда в 1453 году Мария Бранкович, вдова турецкого султана Мурада II и дочь сербского правителя Георгия Бранковича, привезла их на гору Афон.

Источник: Прихожанин