Как в Москве отмечали праздник, установленный Симоном Петлюрой. Сергей Сокуров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Воспоминания свидетеля …

*

В истории Украины можно насчитать несколько календарных дат и связанных с ними событий, которые в той или иной значимости явились  судьбоносными в деле  культурно-языкового и территориального единения людей, родственных по этническим признакам. Сегодня их именуют украинцами, с «лёгкой» руки большевиков. А до них жители различных регионов, которые в 1922 году оказались в границах УССР, самовольно начертанных «пролетарскими» вождями, а теперь маются «самостийностью», называли себя по-разному. Кто малороссами, кто русинами и карпатороссами, а кто просто русскими (руськими людьми). Процесс их соединения, который длился 300 лет, принято называть Соборностью. Украинская соборность имеет ту специфику, что она не была самостоятельной. Да, толчок ей дали вольные запорожцы во главе с гетманом Богданом Хмельницким. Но затем все 3 последующих века основной объединяющей силой становится единое Государство Российское.   Её  самодержавные государи и, с 1917 года, вожди-генсеки военными и дипломатическими усилиями присоединяли по частям  к царству, империи и СССР  земли Киевщины и Подолии, Северного Причерноморья, Прикарпатья и Закарпатья, Буковины. По значимости объединяемых территориальных массивов здесь выделяются два события:

1. Объединение в пределах Российской империи Левобережной и Правобережной Украины в результате II раздела Польши (Петербургская конвенция 12 января и Гродненский договор 11 июля 1793 года).

2. Воссоединение украинских земель в результате военного похода РККА, начатого 17 сентября 1939 года в пределы Польши, уже разгромленной Вермахтом. 25 октября Народное Собрание Западной Украины во Львове приняло декларацию о вхождении Галиции и Волыни, других районов бывшей Польши к западу от р. Збруч в состав УССР.

Кроме того, значимыми событиями в процессе соборности украинских этнических земель, с вовлечением (за компанию) инородческих, являются приращения УССР  частями Бессарабии и Буковины перед ВОВ и, после войны (26.06.1945г.), Пудкарпатской Русью (Закарпатская область). Названные приращения правильней назвать актами соборности с некоторыми оговорками, поскольку население приращённых территорий признало себя украинцами задним числом, под полувековым идеологическим и административным давлением.

В том ещё уникальность Украинской Соборности, что этот процесс охватил и территории, никогда не бывшие этнически украинскими. Там  звучала русская речь новых, своеобразных диалектов, рождённых примесью малороссийских слов. В первые годы советской власти к Украинской ССР отошли Донбасс и вся Новороссия  без каких-либо юридических оформлений и научно-исторических экспертиз, без референдумов.  Процесс таковой сомнительной Соборности Украины завершился юридически незаконной передачей Крыма во дни 300-летия Переяславской Рады из состава РСФСР в состав УССР. Аппетит, как известно, приходит во время еды: мы видим открытые рты весьма влиятельных «новых украинцев» в сторону Северного Кавказа, Воронежа, Белгорода и Курска, Средней Волги и даже «Зелёного клина»...

Все перечисленные акты соборности объединяет их  реальность. То есть, происходили документально зафиксированные события: военные победы в пользу Москвы и Петербурга, вновь Москвы, успехи дипломатов. Властные лица издавали соответствующие указы. Присоединяемая территория входила в политическую, экономическую, культурную и прочие сферы того общего пространства, частью которого она становилась. Притом, на длительный срок, исторически обозримый. Это была, повторюсь, объективная реальность.

**

Когда УССР под названием Украина поменяла статус союзной республики на суверенную, у сторонников «унитарной украинской нации» появилась возможность выбрать День Соборности, исходя из фактов, основные из которых я озвучил выше. Вы полагаете, исходными датами для дальнейшего праздничного летоисчисления стали 12 января или 11 июля 1793 года? Может быть, 11 сентября - 25 октября 1939 года? На худой конец, памятные решения 1940, 1945 и 1954 годов? Как бы ни так! Официальным Днём Соборности Украины назначено быть при печальной памяти президента Кучмы 22 января 1919 года.  Что же произошло в тот день?

А ровным счётом ничего конкретного, один «пшик», названный исполнителями «пшика»Злукой (единением) между частями «всей Украины» - в неопределённом и несогласованном понятии каждого соавтора «Акта» в отдельности. В тот зимний день на Соборной площади Киева состоялось небывалое зрелище: представители якобы двух правительств будто бы двух стран - Украинской народной республики и Западно-Украинской народной республики - огласили Акт Соборности украинских земель. А ведь было ведомо, что одно из этих «правительств» поляки уже турнули не только из своего Львува, но вообще из Галиции. Другое же «правительство», что на днепровских кручах, фактически контролируемое диктатором Симоном Петлюрой, присело по  нужде от «медвежьей болезни», уже оседлало лошадей, приготовясь козакуваты куда глаза глядят. Ибо у большевиков были иные планы в отношении Мати городомъ Руськым. У этих виртуальных «правительств» только и было территории, где квартировали верные им воинские части жупанныкив и стрильцив. Не было и приблизительного представления о границах этихдэржав, прости, Господи. Население же не ведало,  под какой властью оно живёт. Но Акт на Соборной площади в Киеве прочли, надрывая голосовые связки, подписали и... И на том всё кончилось: «брат»  киевский и «брат»  львувский разъехались с той площади коротать поодиночке 20 лет - до  осени 1939 года, готовясь гукати (скандировать) «Слава тобi, батько Сталiн!».

Так в чём же причина такого странного выбора «свидомого украинства», получившего «незалежность» (точно обухом по голове) в 1991 году? Чисто декларативную, не имевшую политических последствий акцию 22 января 1919 года  можно сегодня поставить во внушительном соборно-украинском историческом ряду лишь по соображению политкорректности. Но разве что в самом конце списка, судя по её нулевым результатам. Однако «бесценная ценность» её для «свидомого украинства» в том,  что она является единственной, где отсутствует собственно русский и общероссийский фактор, как союзный украинству. Более того, подчёркивается враждебная позициямоскалей, как белых, так и красных, приснопамятному «Акту злуки». И до него и после Украина прирастала военными и дипломатическими усилиями всего Государства Российского, чем были и империя и СССР. И собственно русский фактор играл в тех объединительных процессах, как и во всём, решающую роль.

Поэтому, с подчёркнутым вызовом выделив эту январскую, 19-го года, воздухоколебательную акцию, придав ей значимость государственного праздника, руководство новой Украины не только демонстрирует пренебрежение к общей истории. Оно вершит преступление против истины и здравого смысла. Оно бросает вызов памяти предков, пуще того - сегодняшней России, определяя тем самым её как опасное для себя геополитическое образование.

***

Записных недругов России можно понять. Но удивляет и настораживает позиция наших отечественных чиновников от культуры. За примером ходить далеко не надо. Вот здесь он, рядышком, в Центральном административном округе столицы суверенной России. Догадались? Всё то же Государственное учреждение культуры (ГУК) «Библиотека украинской литературы» (БУЛ), что процветает на деньги налогоплательщиков РФ под руководством сегодняшней «домашней узницы» Натальи Шариной. И пусть бы себе процветала на радость украиномовных читателей. Но это место, видимо, обладает  некой энергией русофобской направленности.  Неодолимой. Уже после увольнения из БУЛ я узнал, что в плане её мероприятий на январь 2011 года 22 число  жирно выделено: День соборности Украины. Открытие книжной выставки. Видеопрограмма «Украинская история на экране».  Похоже, в этом учреждении не понимают, в чём разница между практически исполняемыми актами соборности и актами соборности, как намерениями, остающимися на бумаге, как чернильными  декларациями.

Ещё 6 лет назад я предлагал иной вариант этого экзотического праздника, раз уж в Москве от него не отвертеться. А именно, - показать на стендах, в виде  изображений главных исторических фигур, карт, литературных текстов и т. п., основные этапы украинской соборности во времени от 1667 года (Андрусовский мир) по год «Хрущёвского подарка», 1954.  Задуманное использовал в статье «Особенности украинской соборности», что появилась на двух десятках сайтах. Н.Г. Шарина вначале согласилась. Но в урочный день, после, видимо, тайных совещаний с таинственными лицами неизвестного происхождения, без предупреждения, ударными темпами организовала в абонементском зале такую  выставку, что, уверен по опыту, самые «свидомые» из заезжих и московских «свидомитов» остались полiтично задоволенi.  

Такую позицию, на беду, всё чаще демонстрируют наши чиновники. В том числе околокультурные. Может быть, они опасаются вызвать в столице РФ недовольство украиномовной диаспоры, если вместо 22 января, освящённого присутствием Петлюры, Москва станет отмечать день тезоименитства Екатерины Великой? Ведь это она устроила соборность левого и правого берегов Днепра.

****

Как обставлялись в последние годы дни 22 января в БУЛ, не ведаю. Туда я не «въездной», а шпионить мне не по нраву.  Если традиция не изменилась, то посетители библиотеки, не видя в ряду архитекторов украинской соборности русских лиц, не слыша русских имён, в конце концов закостенеют в уверенности, что родина их предков, ныне суверенная Соборная Украина,  виборювала волю и  здобула свою территорию в войнах против злейших вековых врагов украинства - «московской орды» (по определению нэзалэжного историка Е.Гуцало, чью книгу предлагали посетителям в БУЛ).

*****

День Украинской Соборности 22 января - это символ абсолютного разъединения двух славянских народов единой Руси. Отношение к нему - это заявка на своё личное место по одну из сторон баррикады, воздвигнутой непреклонными самостийниками австроукраинского толка. Возможно, кто-то окажется не «здесь», а «там» по причине своей неосведомленности. Частному лицу можно простить. Но если некто поставлен (поставлена) руководить учреждением, призванным просвещать массы, например, библиотекой? И не в каком-нибудь «Украинском Пьемонте», а в нашей (пока ещё нашей) Москве? На эти вопросы может быть один ответ: этот или эта «Некто» должен быть снят с того поста, на котором оказался по недомыслию высшего начальства. А «свято место» предоставить личности, осведомлённой о тонкостях дела.


 Русская народная линия