Как в Китае сохраняют и модернизируют керамическое производство

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Как в Китае сохраняют и модернизируют керамическое производство
Цзиндэчжэнь – "фарфоровая столица" Китая – формировалась на протяжении тысячи лет, а преобразилась за десять.

Развитие традиционных видов искусства – в числе приоритетов китайской культурной политики. Одно из самых древних ремесел в стране – керамическое. Как в Китае сохраняют "фарфоровое наследие" и закладывают основы будущего этой индустрии, расскажет Алия Шарифуллина.

Новые галереи искусств и центры предпринимательства – в стенах старых фабрик. Цзиндэчжэнь – "фарфоровая столица" Китая – формировалась на протяжении тысячи лет, а преобразилась за десять. Современные архитекторы модернизировали 22 старейшие фабрики с учетом новых производственных требований. Изготовление фарфора крайне энергозатратно – многие помнят этот город окутанным черным дымом, с грязными от копоти улицами. Теперь здесь вместо угля используют природный газ. "До 2015 года наш город находился в стагнации: инфраструктура не развивалась, ничего нового не создавалось. Многие мастера передавали свои знания ученикам, но полноценной системы образования не существовало. А прилегающие к городу территории скупали под жилую застройку. Были предложения здесь всё снести, но мы, работники фабрик, не соглашались уничтожить нашу историю, наши воспоминания и смогли убедить других, что необходимо трансформировать эти пространства, чтобы двигаться вперед", – рассказал заместитель руководителя комитета по управлению зоной наследия и инноваций керамической культуры Лю Цзыли.

Расписывать белую глазурь оксидом кобальта первыми начали именно китайские мастера. Примеры подобных инноваций можно изучить в новом Императорском музее печи. Здесь создан своеобразный "керамический банк" – тысячу лет истории воплощают 20 миллионов разнообразных фарфоровых изделий. "В наш музей приходит много молодых туристов. Особый интерес вызывает, конечно, "керамический банк", доступ к которому открыт для каждого. С его помощью мы хотим напомнить всем: только когда прошлое начинает служить настоящему, возможно построить будущее", – пояснил директор Императорского музея печи Вэн Яньцзюнь.

Сегодня Цзиндэчжэнь – единственный город Китая, где сохраняют керамическое наследие. А еще – поддерживают молодых ремесленников. Более 400 художников из разных стран работают в местных студиях: создают новые произведения искусства, обмениваются идеями и опытом, находят покупателей. Преобразование "фарфоровой столицы" было пилотным проектом по созданию культурных центров в современном Китае. Успешное воплощение задуманного в жизнь показало, что фундаментальные изменения возможны, если подходить к наследию с уважением и изобретательностью.

https://smotrim.ru/article/4056028