Как русские иконы стали «товаром на экспорт»
Фото Ю.Зайцевой
Москва, 7 июля, Благовест-инфо. Презентация книги Елены Осокиной «Судьбы икон в Стране Советов. 1920-1930-е гг.» (М.: НЛО, 2023) состоялась 4 июля в Культурном центре «Покровские ворота». Книгу представила научный сотрудник КЦ «Покровские ворота» Джованна Парравичини и автор – доктор исторических наук, известный исследователь социально-экономической истории России.
Как же может быть связана эта проблематика и история икон? Елена Осокина пояснила, что не имеет отношения к искусствоведению, но к избранной теме подошла через изучение финансовых источников сталинской индустриализации. В условиях мирового экономического кризиса и, соответственно, сокращения традиционного сельскохозяйственного экспорта, а также резко сократившихся золотовалютных ресурсов руководители СССР выискивали любые возможности, чтобы добыть валюту для закупки заграничного оборудования для индустриализации. Так возникла идея о продаже произведений искусства из российских хранилищ. Ее удалось успешно реализовать, продав на Запад 21 шедевр мирового уровня из Эрмитажа, а вот превратить иконы в рыночный товар оказалось сложнее.
Как рассказала историк, деятели Торгсина решили создать экспортный фонд икон, куда через организацию «Антиквариат» включили около 3 тыс. произведений за счет ликвидации Государственного музейного фонда и «разгрома» иконного собрания Государственного исторического музея (ГИМ), поживились они и в региональных музеях. Разворачивая эту историю, автор не могла оставить без внимания и другие темы, рассказав в книге о трагической судьбе известного искусствоведа Александра Анисимова (возглавляемый им Отдел религиозного быта в ГИМе, где хранилось большинство икон, был упразднен, сам он за публикацию за границей статьи о Владимирской иконе Богоматери был арестован и расстрелян в 1937 г.); о том, как в результате перераспределения, а потом и возвращения непроданных икон пополнилось прежде совсем небольшое древнерусское собрание Третьяковской галереи, которая «поневоле стала бенефициаром этих процессов».
Но как заинтересовать Запад таким «товаром»? Древнерусскую икону в России начали открывать только в начале ХХ века, знание о темперных шедеврах было уделом узкого круга специалистов, а на Западе в конце 20-х гг. она и вовсе была еще неизвестна: не было ни выставок, ни изданий, ни заинтересованных коллекционеров. Советское руководство ставит задачу «сформировать спрос» и попадает в «парадоксальное», по словам Осокиной, положение. С одной стороны, в СССР бесчинствует Союз воинствующих безбожников: закрываются храмы, репрессируют священнослужителей, икона считается «вредным предметом религиозного культа». С другой стороны, приходится признать икону «ценным произведением искусства», чтобы превратить ее в экспортный товар, создать с нуля мировой рынок древнерусского искусства. Автор обращает внимание на создавшееся противоречие: сталинская экономика, которая отрицала рыночность как таковую, стала в этой части фактически формировать рынок.
Формировать начали грамотно: к 1929 г. специалистами была подготовлена и начала турне по странам Европы и в США масштабная выставка русских икон. Идея принадлежала Грабарю, он делал акцент на просветительских и образовательных целях выставки, представители Торгсина же расценивали ее как «гигантскую рекламную кампанию нового товара». «Сначала ошеломим научностью, а потом откроем магазин этого добра», – процитировала Осокина напутствие Луначарского. 150 шедевров древнерусской иконописи были экспонированы в Берлине, Кельне, Вене, Лондоне и в девяти музеях США, куда бесценный груз прибыл даже без сопровождения российских специалистов.
Автор книги убедительно, на основе документов из архивов России, стран Европы и США, опровергла сенсационное заявление русского знатока иконописи Владимира Тетерятникова, сделанное им в начале 1980-х в США о том, что большинство икон, представленных на той первой выставке, фальшивые. Она выяснила, что среди экспонатов было шесть копий (в частности, копия Рублевской «Троицы»), которые так и были заявлены, их не выдавали за подлинники. Это важное открытие Осокиной, потому что «разоблачение» Тетерятникова в свое время обрушило мировой антикварный рынок русских икон, который сформировался значительно позже передвижной выставки 1930-х гг., только к началу 1970-х гг.
А тогда, по завершении выставочного турне, продать на Западе ценнейшие иконы не удалось – «миссия Розенштейна», чекиста, который предлагал самым богатым людям планеты уникальные сокровища из России, провалилась. Для историка причины очевидны: «незнание, незнакомство западного рынка с древнерусской иконописью, неинформированность антикваров, а также экономический кризис в США». Благодаря этому стечению обстоятельств «катастрофа не произошла» – большинство шедевров вернулось в СССР. Тем не менее первая выставка русских икон за рубежом «проложила первую борозду на большом поле незнания», сказала Осокина.
В конце 1930-х все же нашлись три покупателя, которые увезли 68 икон из собрания Третьяковской галереи в США и в Швецию. Автору книги удалось проследить дальнейшую судьбу некоторых шедевров, а также описать историю возвращения некоторых из них на родину усилиями «таинственного синдиката», который выкупал иконы для Патриаршего музея в храме Христа Спасителя.
Автору такой книги не могли не задать вопрос о нынешней ситуации с «Троицей» Рублева. По словам Осокиной, сегодня мы стали свидетелями такого же «государственного диктата», такой же «технологии изъятия икон», хоть и не ради продажи на Западе. Как и сейчас, тогда музеям пришлось выполнять распоряжения начальства, хотя музейщики и писали письма о сохранности, о «невосполнимых потерях», пытались оказывать «пассивное сопротивление», выбирая для «Антиквариата» не самые лучшие образцы, и т.д. «Я считаю, что шедевры должны принадлежать нации и они должны сохраняться в музеях», – заключила Осокина и была поддержана музейщиками и историками, пришедшими на презентацию.
Юлия Зайцева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии