Как раньше уже не будет. Протоиерей Игорь Рябко
«Мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Tим.4:10-12) – из воскресного Евангельского чтения.
Обнажающаяся дехристианизация
Жизнь граждан нашей страны поделилась на два периода – до и после войны. А для верующих она еще разделилась и на до и после начала открытых гонений на Церковь. Теперь эти темы в тренде в т.ч. и на православных сайтах. «Пишите о войне, люди сейчас хотят читать о войне», – слышу я такие пожелания в свой адрес. Я и пишу войне, только не о той, где убивают человеческие тела, а где погибают человеческие души. Но это становится мало кому интересно, как будто в аду будет лучше, чем на линии фронта.
Но, тем не мене, сейчас для многих важнее знать другое – Сколько подписей собрано под петицией? Каков механизм действия антицерковных законов? И вообще, что с нами будет дальше? Когда конец света? На два последних вопроса ответить несложно.
Пройдет какое-то время, и мы все умрем. И это будет наш личный, индивидуально ориентированный, конец света. А в отношении процессов, которые происходят сейчас как в нашей стране, так и во всем мире, у меня возникает чувство обнажающейся дехристианизации. Спадает вода иллюзии как всеобщего единства Православных Поместных Церквей, так и твёрдости веры тех, кто десятки лет ходил в храмы, и обнажает подводные камни, которые в ней скрывались. У меня нет вопросов к нашим гонителям, с ними все понятно. Больше вопросов у меня к себе самому и ко всем тем, кто считает себя членами Церкви.
Почему так получилось?
Причины того, что мы получаем сегодня, возникли не вчера и даже не девять лет тому назад. Они созревали медленно и постепенно. Для того, чтобы описать весь патогенез, нам нужно вернуться лет так на тридцать назад и оттуда проследить, почему получилось так, что наши же клетки стали нас и уничтожать. Те, кого приносили в детстве на крещение в храм, пришли туда вновь, но уже в балаклавах и с оружием в руках для того, чтобы бить, грабить и святотатствовать.
Как вышло, что, уделяя такое важное значение реставрации внешней церковной жизни, мы потеряли новокрещенные души наших же прихожан, которые были крещены, но не воцерковлены? И вот теперь они пришли забирать у нас то, что было с таким старанием построено за все эти годы. Чья же в этом вина?
Кто виноват?
Теперешние гонители и ренегаты также не свалились на наши головы с каких-то неведомых мест, все они каким-то образом смогли вырасти внутри нашего общества. Поэтому вместо того, чтобы искать причины церковных бед среди власть имущих, лучше присмотреться к своему прошлому.
Почему мы добиваемся соблюдения наших конституционных прав? Потому, что хотим, чтобы люди имели возможность ходить в храмы, чтобы наша свобода веры не насиловалась государственными чиновниками. Проще сказать – хотим жить, как и прежде: строить храмы и монастыри, иметь свой духовный угол, где бы нас никто не трогал, и продолжать жить так, как жили до всех этих событий. Но ведь Бог строит Церковь не из камней, а из душ, и Он ждет от нас умножения святых, а не кирпичей.
Конечно же, намного легче проводить церковные культурно-просветительские мероприятия, чем обуздывать свои помыслы и учиться трезвению и богомыслию. Но узкий и тернистый путь, ведущий в жизнь вечную, проходит не через душевное возбуждение, а через духовный труд. И никакие, даже самые интересные и познавательные, лекции и нравоучения не заменят живого опыта общения с Богом.
Часто мне приходилось слышать в прошлом, что мы живем в такое время, когда святых и старцев уже нет и быть не может, поэтому учитесь спасаться по книгам. Но ведь это тоже самое, что сказать: «Мы живем в такое время, когда в Церкви нет и не может быть благодати».
Придут ли новые?
Последние наши старцы покинули этот мир сравнительно недавно: преподобный Кукша Одесский, схимонах Дамиан (Корнийчук), схиархимандрит Прохор (Дубровский), схиархидиакон Иларион (Дзюбанин), схиархимандрит Исаия (Коровай), схиархимандрит Феодосий (Орлов), схиигумен Геронтий (Захаров) и др. Все они стали такими, какими стали, благодаря тому, что прожили жизнь, наполненную болью, испытаниями и гонениями.
Может быть и в наше время, благодаря современным гонениям, появятся такие же светочи веры и благочестия и не прервется преемственность святости на нашей земле. Но это не произойдёт само по себе, а только в том случае, если среди нас найдутся люди по духу близкие этим старцам, и по жизни сродные им.
Между духовным и мирским
Если мы будем по-прежнему все свои надежды и упования полагать на действенность наших жалоб и возмущений, пытаясь защититься от мира его же средствами и методами, то можем прийти к глубокому разочарованию. Не помогут нам ни конституционные, ни международные суды, бессильной окажется ООН и другие международные организации. Помочь нам может только Господь, а Он ждет от нас не подписей под петициями, а изменения жизни.
Скорей всего, Бог не хочет, чтобы мы жили «как раньше», потому что «как раньше» – уже не спасительно. Может быть спасительно для нас именно так, как сейчас, а не так, как было раньше? Бог пытается нас оживить с помощью дефибриллятора, а мы все никак.
Они знают, что делают
Конечно же, можно привести в пример апостола Павла. Ведь он требовал суда кесаря и защищался перед светской властью. Да, это так. Но если кто-то не видит разницы между проконсулом Феликсом, Порцием Фестом, царем Агриппой и современными гонителями Христа, советую еще раз перечитать книгу Деяний.
Правители, судившие апостола Павла, имели очень смутное представление о том, кто такой Иисус Христос, и относились к христианству с полным равнодушием, ища во всем только личной выгоды. Современные же гонители не только очень хорошо знают Кто такой Христос, не просто понимают с Кем имеют дело, но преследуют и ненавидят Церковь именно за то, что она Христова.
Обращаться к этим людям за справедливом судом… конечно можно, пробуйте. Но значительно большая беда, как мне кажется, заключается в том, что мы не представляем жизни Церкви без опеки государства. Мы настолько с ним породнились, вошли в такой тесный союз, что уже не можем жить друг без друга. А это хуже гонений.
Есть и другие примеры
Это прямые наследники и ученики тех, кто в такой же ситуации жил несколько иначе и при этом достиг несомненной святости. Некоторых из этих людей даже успели канонизировать.
Когда в 1961 году закрывали Глинскую обитель, ее старцы не стали роптать, не выводили на улицу людей с плакатами, не устраивали пикеты, не писали гневные письма в политбюро ЦК КПСС. Они все приняли, как волю Божию, и пошли спасаться туда, куда их повел Сам Господь Бог. Именно поэтому они не только спаслись, но и освятились преизобильной Божией благодатью.
Правильный выбор
Паки и паки передаю слова их прямого преемника: «Цель нашей жизни не спасать этот гибнущий мир, а самим спасаться от мира, чтобы не погибнуть вместе с ним». Мир нас обманывает. Не важно умный ты или глупый, он все равно сможет добиться того, чтобы каждый, кто живет своим умом, делал все так, как угодно миру, а не Богу. Все наши реакции на гонения, все наши возмущения, рефлексы нашего рассудка на текущий ход событий давно просчитаны наперед мироправителями, и они очень рады, что мы все делаем именно так, как они того и желали.
Конечно, никому не хочется что-то менять. Ведь так было раньше хорошо. Вроде как и в Церкви Богу служишь, спасаешься, как тебе кажется. Правда в душе особо ничего не меняется. Но может я просто не вижу положительных изменений. Может Бог до времени скрывает мою праведность, чтобы я не возгордился своими невидимыми добродетелями. Может Господь и скрывал бы, если б было что…
Между внутренним и внешним
На эгоизме держится весь мир, и мы ничем не лучше других, таких же, как и мы, эгоистов. Эгоизм – это мрачный замок злого, жестокого колдуна в нашем собственном сердце. Чтобы разрушить его твердыню, необходимо уразуметь все его уловки, а не идти на поводу у своей логики и «здравого смысла». Нужно учиться не умом, а сердцем понимать то, что происходит не только вокруг нас, но и в нас самих.
Для этого лучше следить не за новостным рядом, навевающим уныние и малодушие, а за своими собственными мыслями. Тогда мы с удивлением увидим, как наши «хорошие» мысли постепенно снимают свой камуфляж и делаются плохими. Как плохие мысли становятся нашими смертельными врагами, ведущими нас на убой. Тогда мы поймем, что первоочередная задача человека – навести порядок внутри себя самого, научиться постепенно Иисусовой молитвой и вниманием к себе (трезвением) идти маленьким шагами ко Христу, отсекая все те помыслы, которые роятся в нашей голове. Тогда и снаружи Бог будет управлять все таким образом, чтобы все нам было на пользу и спасение.
Через уничтожение мысленного эгоизма рождается новое сердце, которое не знает смерти, потому что наполнено любовью. Христос только показал нам путь, но идти по нему должны мы сами.
Что же нас ждет дальше?
Этот вопрос задали молодые монахи, одному пожилому схимнику. Вот что он ответил:
– Ум полон страхов, сердце безстрашно. Знаете присказку: «Пока умный думал, смелый реку перешел»? А в последние дни будет то же, что и всегда.
– Как нам это понимать, отче? – спросили монахи.
– Люди оставили Бога и начали почитать правителей, ученых и богачей. И те устроили им такую жизнь, что им мало не показалось. Так будет и в последние дни: никому мало не покажется. Но, Любовь победит!
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/71597-kak-ranshe-uzhe-ne-budet
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии