КАК РАДОВАТЬ ДРУГИХ, КОГДА ТЕБЕ САМОМУ БОЛЬНО

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

О  волонтерстве как встрече с Богом. 

Много лет назад, когда я только пришел в Церковь, в моей жизни был такой случай. Мы с товарищем отправились в студенческое общежитие к нашей знакомой студентке, которая только приближалась к обретению веры. У нас завязался разговор о религии, и подруга спросила: «Зачем вы ходите в храм?». В этом вопросе не содержалось ни колкости, ни насмешки, она и вправду хотела понять. Тогда товарищ ответил ей: «Не надо нас считать глупыми: если бы мы ничего в храме не чувствовали, то туда бы не ходили». Эти слова очень удивили меня, потому что на тот момент я не чувствовал в храме ровным счётом ничего. И только спустя время Бог вошел в мою жизнь как несомненная реальность, и вместе с этим пришло то, что на Афоне называют «чувством Бога». Но и здесь всегда существует постепенность восприятия.

И теперь если бы кто-то спросил меня, как человек может пережить реальность Бога, как он может войти в бытие духовное, я ответил бы словами святого Николая Сербского: «Возьми на себя заботу хотя бы об одном страдающем человеке».
Господь желает, чтобы мы творчески преобразовывали этот мир, чтобы являли собой христианский свет там, куда приходим.

Христос ждёт от нас милосердия как проявления милующего сердца. Однако к стяжанию милующего сердца человек идёт постепенно. И тут, как и в любой добродетели, важно вначале исполнять внешнюю её форму, совершать дела милосердия и молиться о том, чтобы сердце было милующим. Тогда Господь, увидев наш труд, пошлёт нам то, что мы ищем.

Каждому из нас бывает трудно. Но радовать других, когда тебе самому больно – это большой подвиг. Христос обязательно возрадует того, кто радует других.

Виктор Франкл пишет: «В трудные минуты кто-нибудь смотрит на нас – друг, жена, близкий человек – живой или мертвый, или Бог – и ожидает, что мы не разочаруем его».

Причём Христос принимает даже наше доброе пожелание, когда в нём есть боль за другого.

Старец Паисий Афонский разъясняет: «Если тебе станет больно за человека, который от сердца просит тебя помолиться о нем, и ты скажешь ему: ‟Не бойся, ты станешь лучшеˮ, то тем самым ты дашь ему Божественное благословение. В этом добром пожелании много любви, много боли, и поэтому оно обладает силой. Это угодно Богу, и Он исполняет благословение».

На нас лежит ответственность: живя на земле делать из неё Небо. Это возможно только тогда, когда нам будет нужен другой. По мере того, как некто будет нам дорог, он будет утешен. Не случайно старец Зосима Сокур говорил, что доброе слово исцеляет лучше таблеток. Принимая в своё сердце других, мы подражаем в этом Богу.

Один человек смущался оттого, что в храме, куда он ходил, почти никто никому не был нужен. Люди практически не общались, не дружили и были равнодушны, а иногда и враждебны к нему. Он стал ходить в другой храм, потом в третий, но везде было то же самое – почти полное и всеобщее равнодушье. Тогда мужчина решил помочь кому-то, кто в храме так же одинок, как и он. Для этого выбрал старушку и стал ей помогать. Носил продукты, готовил, общался. Через некоторое время он стал замечать, что в храме всё же есть люди, которые добры и полны любви к другим. Но чтобы это увидеть, мужчина должен был сам начать делать добро, первым протянуть к другим руки через пустоту.

Ещё одна девушка узнала, что такое благодать, только когда стала посещать психиатрическую больницу и кормить больных. После каждого посещения она с удивлением говорила, что ей теперь «легко, светло и чисто в душе», чего раньше с ней почти никогда не было.

Об одной женщине, посещающей психоневрологический интернат с целью оказания волонтёрской помощи, пациенты говорят, что ждут её как Бога. И действительно, душа женщины столь светла, что одно её присутствие вселяет уверенность в грядущем Воскресении из мертвых и жизни будущего века. Лёгкость, воздушность сквозит в каждом её движении и слове. Когда она читает часы на клиросе, то даже уснувшие к концу службы просыпаются – столь благодатно её чтение, столь благотворно оно действует на душу. Однажды эта женщина рассказала, что много лет назад была самой обыкновенной неверующей студенткой, курящей и вредной. Глядя на неё поверить этим словам было почти невозможно, но она уверяла, что это так. Поразительное преображение души произошло после многолетнего служения больным, сочетаемого с послушанием духовному наставнику.

И вообще, если мы встретим в неком храме светлого, приветливого и благодатного человека, то почти наверняка можно будет сказать, что он помогает другим: молится, утешает, радует, помогает деньгами, дает приют и т. п.

Всё это и есть норма христианской жизни – всеми силами своей души исцелять боль других. И само служение Христово на земле было не только служением спасения, но и исцеления боли. Господь исцелял и служил всем, для всех отдавая всего Себя. Человеку на земле невозможно сразу научиться такой жизни, но отдавая ближним хотя бы некую малость, мы и становимся такими, какими задуманы Богом. Ведь и само Царство Небесное, по мысли Исаака Сирина, есть любовь, а любовь растёт по мере нашей жертвы, по мере нашего бытия для других.

Первая помощь человеку – в обретении им радости. А для этого ему важно помочь думать правильно. Поэтому волонтёр – это часто ещё и опытный психолог-утешитель, который старается, чтоб другим было легче жить.

Важно понять, что именно может и должен делать волонтёр-психолог. Святой Марк Эфесский говорит, что причина наших страданий находится в наших мыслях. То есть человек мучается оттого, что не умеет по-Божьему посмотреть на ситуацию.

Человек мучается от слухов, плохих предчувствий, снов, кажущихся ему плохими, и разнообразных нехороших мыслей. Всё это способствует развитию страхов и фобий, которые не являются грехами, но отравляют нашу жизнь.

Приведу пример. Одна пенсионерка мне рассказывала, что всю жизнь проработала на заводе и тряслась потому, что им говорили: будут увольнять женщин. «Теперь я на пенсии, и так больше не говорят. Но появились слухи, что теперь будут увольнять пенсионеров».

То есть она всю жизнь провела в страхе. Почему так? Ответ находим у святого Тихона Задонского. Он говорит, что у врага рода людского есть две цели: глобальная – чтоб человек не спасся, и локальная – чтоб никто из нас никогда не знал радости на земле. Второй цели враг достигает через помыслы, страхи, внушаемые нам мрачные предчувствия. Когда святые отцы-монахи времён Антония Великого это заметили, они нашли общецерковный способ преодоления такой беды. Он называется исповедь помыслов. Если исповедь как Таинство может совершать только священник, то исповедь помыслов – только духовно опытный христианин. И не обязательно мужчина, такую исповедь принимали и миряне (старец Александр Белоезерский, святой Павел Таганрогский), и мирянки (святая Матрёна Московская и известная в психологии Флоренская).
Эта исповедь заключается в том, чтобы выслушать мысли, которые тревожат человека, и помочь ему думать о предмете тревоги правильно, по-Божьему. А Божий взгляд на проблему всегда приносит в душу мир и покой.

Именно в исповеди помыслов и заключается труд психолога. Поэтому, конечно, такой труд может нести только духовно опытный человек, который и сам открывает свои помыслы наставнику.

Как познаётся Бог

Бог познаётся опытно делами и молитвой, путем деятельной помощи другому.

Святой Иустин Сербский говорит, что человек не станет человеком, пока не начнёт ставить вопросы на такую опасную грань, что нет ему покоя, пока он эти вопросы не разрешит. Ф. Достоевский называл их «проклятыми вопросами».

Если посмотреть на историю мира и личные истории множества людей – не нашедших и нашедших ответы, то мы увидим, что без Бога человек чувствует, что его жизнь проходит напрасно, в онтологическом и бытийном смысле, т. е. без причастности к вечности.

Но как сделать Бога участником собственной жизни? Люди часто жалуются, что уже много лет ходят в храм, но в их жизни Бог не приходит. Почему так? Потому, что Господь ставит Своё отношение к нам в зависимость от нашего отношения к другому человеку.

Одна очень сильная духом женщина говорила мне, что в жизни каждого человека должен быть хоть кто-то один, с кем можно чувствовать себя слабым.
Людям часто приходится полагаться только на себя, а найти человека, с кем ты слаб – это найти того, кто любую твою заботу, печаль и боль возьмёт на себя, кто, узнав о твоей трудности, приложит все силы, чтобы разрешить трудность и вернуть тебе радость, кто, наконец, будет любить тебя на пределе всех своих добрых сил.

Таким человеком может быть старец, священник или тот, кому вправду дороги другие люди. Так, известный греческий старец Филофей, когда пришедшие к нему не находят в себе сил исповедоваться, ставит им музыку и ласково ждёт, пока они захотят облегчить душу.

А старец Дионисий из монастыря Петра, узнав, что человеку плохо, может прилететь к нему даже в другую страну. Об этом мне с благоговейным удивлением рассказал некий добрый монах. Этот монах, живя во Франции, хотел видеть старца, а потом тяжело заболел и уже не надеялся на встречу, но тогда старец прилетел к нему и молился о нём до тех пор, пока тот не исцелился.

Старец же Сергий Шевич, когда его духовный сын, иконописец Григорий Круг, заболел шизофренией, постоянно навещал его в психбольнице. Старец окружил больного такой заботой и лаской, что тот быстро пошел на поправку, и, к удивлению врачей, скоро от его болезни не осталось и следа.

Но, конечно, быть тем, с кем можно чувствовать себя слабым, могут не только старцы. Бывают в нашей жизни такие люди, которым можно позвонить и в два часа ночи, и они придут к нам на помощь, утешат, разрешат недоумение и обрадуют своей нежной любовью. Мы и сами можем быть таковыми, если и не для всех, то для кого-нибудь одного. Это тоже много – быть причиной радости в глазах даже всего одного человека.

Один известный греческий монах вспоминал, как его знакомый подавал нищим милостыню, но при этом всячески гнушался ими как людьми. А между тем нищих больше бы утешило несколько слов от сердца, чем несколько долларов от равнодушия.

Помню, как я разговорился с некой нищенкой, которая боялась смерти. Она удивлялась и спрашивала, почему я с ней говорю. И я ответил, что перед Богом мы с ней совершенно равны, ведь Христос смотрит не на кошелёк, а на сердце.
Но если человек делает добро ради сострадания, то ему будет знакома радость доброго поступка, которая окрыляет того, кто совершил добро. Один мой друг часто страдает депрессиями. Однажды мы с ним гуляли по городу. Я старался его утешить, но ничего не получалось. Когда проходили мимо Преображенского собора, где сидят нищие, друг подошел к одному и дал 10 гривен, а потом с удивлением сказал мне, что как только он пожертвовал деньги, то уныние ослабело, а вскоре и вовсе исчезло.

Вера – это не только доверие неким историческим фактам, касающимся религии, но присутствие Бога в человеке. Насколько Дух Святой наполняет сердце, настолько человек ощущает реальность существования духовного мира.

Однажды я спросил старца Илия Оптинского (Ноздрина): «Как научиться верить?» И он ответил, что вера даётся за чистоту жизни. То есть Бог вселяется в наше сердце по мере нашего очищения от зла. К этому открытию приходили не только старцы. Так, Паскаль советовал другу умножать веру уменьшением грехов, а не увеличением доказательств.

Если бы я спросил самого себя, как не сойти с пути веры, то дал бы себе три совета.

Во-первых, находить время для частого посещения Литургии и частого Причастия. Когда я только пришел в храм, то не имел никакого живого ощущения Божьего присутствия, как, впрочем, и все мои друзья. Одна девушка по имени Ольга говорила мне, что приходила в храм как к соседке – без всякого живого чувства Господа в сердце. И я понял, что не смогу жить Богом без его помощи. Тогда я стал причащаться как можно чаще – по возможности каждое воскресенье. Но и тогда чувство присутствия Бога пришло не сразу. И всё же оно пришло – и Бог стал явью, а не философской категорией, как это бывало раньше.

Христос не скрывается от нас и в ответ на наши усилия приходит на встречу. Ведь Он сам сказал: «И приходящего ко мне не изгоню вон».

Во-вторых, я бы посоветовал сам себе всегда помнить, что все люди вокруг нас остро нуждаются в любви и заботе. В посещаемом вами храме есть десятки старушек, которые давно не верят, что могут быть нужны на земле. Подойдите к одной из них, разговоритесь, проводите до дома, начните ей помогать хотя бы раз в неделю. Если вам это трудно, давайте ей немного денег. Скоро вы узнаете, что в храме или нет, или почти нет ни одной старушки, которая бы не нуждалась и хорошо питалась. Они по скромности не захотят у вас ничего брать – всё равно давайте. Радуйте других, и Бог сразу же обрадует вас той благодатной радостью, которую можно не узнать даже проходив в храм двадцать лет, если не живёшь для других.

Один мой знакомый в неком храме протянул одной грустной старушке 20 гривен. Она расцвела, преобразилась. На её лице появилась радость. Она плакала и обнимала этого человека, спрашивала, как зовут его и его семью. С тех пор она на каждой службе подходила к нему, обнимала и радовалась, что ему нужна. А больше этого нет ничего на свете.

В-третьих, я бы посоветовал общаться с людьми глубокой веры. В таких людях живёт Бог, и мы ощутим Его, общаясь с ними.

Так, рядом со старцем даже воздух звенит от присутствия Святого Духа и Небо сразу становится реальным и близким.

Но почему старец именно таков? Потому, что он живёт для других. Чужая радость его интересует больше, чем своя. И поэтому его радует Бог, а он щедро делится этой радостью с каждым человеком.

С пяти лет я уже точно знал, что смысл жизни состоит в том, чтобы мы жили для других, приносили другим радость, ведь даже в Церкви духовно преуспевают лишь те, кто учится быть для ближних маленьким солнышком. Сам Христос говорит, что пришел не для того, чтобы мы служили Ему, но чтобы Он послужил нам. Поэтому идея служения ближним – в сердце всякого доброго человека. Она естественна, и только эгоизм и самолюбие могут её подавить. Всем, кто желает в этой жизни обрести радость, я предлагаю взять на себя заботу о том, кто нуждается в этом.

Артем Перлик

https://pravlife.org/ru/content/kak-radovat-drugih-kogda-tebe-samomu-bolno