Как превратить смерть в переход к нетварному свету. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Свет. Фото: zeniya-crafts.design

Время между Рождеством и Крещением всегда было периодом зимней пасхальной радости и счастья. Но, что именно считали счастьем святые отцы и как его сберечь?

Страна света и радости

Время между Рождеством и Крещением всегда было периодом зимней пасхальной радости. Где-то в глубине каждой человеческой души живет желание погрузиться в состояние непрерывного счастья, в то состояние, когда мир наполняется светом, тьма где-то прячется за горизонтом, а мир становится похожим на огромную детскую улыбку. Но наше житейское счастье похоже на отражение солнечных бликов на лазурной глади житейского моря. Набежала волна, вторая, подул ветерок искушений, небо заслонили тучи скорбей, и море тотчас становится хмурым, а вся беззаботная солнечная радость куда-то мгновенно пропадает.

Люди, которые своим сердцем вышли за горизонты переменчивого бытия, учат нас тому, что подлинное счастье – это полное согласие души с Промыслом Божьим, которое невозможно достичь, если мы не отречёмся от эгоизма, предав себя на волю Небесного Отца. Когда благодать входит в смирившуюся душу, она дает нам познание, что есть воля Божия и тогда человек приобретает тихий мир в Духе Святом. Это и есть счастье, которое мы все безуспешно ищем вне себя, ослепленные личными желаниями и страстями.

Совершенное счастье – это нерушимое пребывание души во Христе. Сердце, нашедшее несказанный покой Небесного блаженства, входит в то, к чему всю жизнь стремится наша душа. Каким бы здоровым не было наше тело, оно все равно рано или поздно начнет болеть и разрушаться, наши мысли подобно непоседливым птицам будут метаться от помысла к помыслу, не давая нам ни минуты покоя. Душа наша также изменчива и непостоянна. И только неизменный дух, эта святая святых нашего сознания, может найти свое прибежище в Боге, навечно с ним соединившись.

Тому, кто живет мечтами, Бог оставляет мечты, как земное утешение, а тому, кто всем сердцем стремится достичь спасения, Христос дарует Свою благодать.

Истинное счастье – это всегда дар Божий

Как бы человек не старался, чтобы не делал, какие бы усилия воли не прилагал, настоящего счастья он достичь сам по себе не сможет. Оно приходит как дар от Бога, ниспосылаемый тихой и кроткой душе, предавшей себя Промыслу Божию. Это подарок смелому сердцу, потому что совершенно счастливы только смелые люди. Быть смелым – значит быть смиренным и мужественным, только такие люди могут, ничего не боясь, всегда держаться за Бога.

Душа, получившая этот дар, начинает понимать, что истинная любовь – это полнота и преизбыток счастья, изливающегося на все живое. Истинное счастье и чистота души неотделимы друг от друга. Чем чище сердце, тем больше в нем счастья, потому что Божественная благодать во всем поддерживает и хранит его.

Когда Христос открывает нам Свою жизнь, возводя преображенную душу к Своему Отцу, приходят в завершение все человеческие знания и определения. Жизнь в Боге не нуждается в наших умственных измышлениях. Когда мы не имеем такой жизни – это и есть духовная смерть.

Спасение души

Тому, кто стремится ко спасению души, ничто не может воспрепятствовать, поскольку все обстоятельства жизни ниспосылаться нам от Бога и являются действенным средством для стяжания благодати. Кто понял этот принцип, тот все с ним происходящее воспринимает как ступени, возводящие его в Царство Божие. Даже свои падения и неудачи он ловко преображает в глубокое покаяние, делая таким образом своих врагов друзьями.

Бог по Своей неисповедимой благости дает нам все необходимое для спасения, зачем же тогда убегать от того, что ниспосылается нам Его всеблагим Промыслом? Навязчивые желания, импульсивные решения – это кривая дорожка, накатанная бесами в ад. Отречение от этих нервных тиков души – прямой путь к просвещению Христовой благодатью. Христос – единственная Истина, в Которой мы рождаемся, живем, движемся и существуем, в Которой мы, умирая, никогда не умрем, если успеем постичь эту Истину еще при жизни.

Все движения мыслей и страстей – есть действия ума. Нам же необходимо стяжать пребывание в духе благодати, который живет в нерушимом молитвенном покое сердца, именуемым в Евангелии миром души. Можно в духовной жизни ориентироваться на то, что нам по силам – это дело человеческое. А если стремиться к невозможному – то это дело благодати, которая приходит к тем, кто выбрал для себя невозможное.

Унижение человека состоит в том, что он умирает, а достоинство в том, что он может смиренно принять смерть и таким образом победить ее. Тот, кто избавился от помыслов о жизни, избавился и от смерти, потому что помыслы – это и есть смерть.

Привязанности и отречения

Чувственный мир переполняет нашу душу возбуждением, которое постепенно сменяется скукой и отчаянием, переходящими в навязчивый страх тяжелой болезни и смерти – таков результат земного счастья. Когда христианин отвергает мир с его чувственностью, присутствие благодати Христовой переполняет его изнутри, давая постичь смиренному и кроткому сердцу, что перед ним открываются врата Небесного блаженства.

Те, кто привязан к миру и его «счастью», испытывают страшную тоску и ужас, когда к ним приходит смерть. Тот же, кто отрекся от утех и удовольствий, победив в себе все земные привязанности, встречает смерть свободно и спокойно, ибо вечной Жизнью его стал возлюбленный Христос.

В земных привязанностях нас окружают родственники и друзья, но без Бога они далеки от нас, как мираж в пустыне, и исчезают подобно туману. В духовной жизни нет родственников и друзей, но все люди становятся нашими близкими во Христе, а Сам Христос не оставляет нас в момент кончины.

Предвкушение еще на земле Небесного блаженства – это залог нескончаемых будущих благ в селениях Божиих. Поэтому те души, которые оставляют тело в таком блаженном состоянии, не испытывают умирания. Для них это лишь переход в совершенный мир нетварного Божественного Света.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/85634-kak-prevratity-smerty-v-pu...