КАК ПРЕОДОЛЕТЬ РАСКОЛ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Проповедь духовника Киевских духовных школ архимандрита Маркелла (Павука).

Как бы мы ни отгораживались друг от друга стенами, железными дверьми, границами, как бы ни отличались языком, религиозной принадлежностью или социальным статусом, кем бы мы ни были, все же мы – дети Адама и очень тесно связаны между собой. Как пишет апостол Павел, «ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем – Христос» (Кол. 3:11).

Единственное, что нас разделяет и даже способно убить, – это грех.

Когда падаем в пропасть греха, даже если делаем это тайно, увлекаем за собой многих других людей, которые начинают воевать между собой. Когда противимся греху и побеждаем, тогда без слов побуждаем и окружающих к борьбе и одержанию победы над злом, к примирению враждующих.

Этого мы не видим и не чувствуем, пока живем только для собственного удовольствия или узкого круга родных и близких и не принадлежим к Святой Православной Церкви. Когда становимся членами Церкви, которая является телом Христовым, тогда все, кто также к Ней принадлежит, становятся нашими братьями и сестрами.

Об этом пишет сербский святой ХХ века преподобный Иустин (Попович). По его мнению, церковность – это «чувство личной за все ответственности. Христианин знает: когда падает, он с собой и других увлекает… когда поднимается – и других поднимает…» В Церкви «каждый служит всем и все – каждому, каждый член живет и спасается с помощью всего Тела Церкви, посредством всех членов Церкви: и земных, и небесных».

То есть нет никого чужого для тебя, всем ты обязан и всем ты служишь, через всех течет единственная совместная жизнь, и в каждом частичка тебя самого. В отличие от церковного человека, все идеи и вся деятельность нецерковного человека пронизаны одним желанием и одним стремлением: утвердиться в своей самости, стать независимым и самостоятельным, как Бог. Наша исповедь, молитвы, причастие должны служить не самоуспокоению, а святой цели единения с Богом и ближними. Когда это не происходит, а после молитвы или Причастия мы становимся злыми и раздражительными, налицо свидетельство того, что мы не искренне раскаялись, неправильно и рассеянно молились, в осуждение себе приняли Святые Христовы Тайны.

Многие в оправдание могут сказать, что не сразу дается внимательная молитва, не все могут сразу искренне раскаяться в своих грехах и не в осуждение приступить к Причастию, не все могут быть святыми. Но Слово Божье, как пишет апостол Павел, способно «судить помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). То есть если у нас есть стремление к святости, к единению с Богом и ближними, тогда, несмотря на все соблазны, которых особенно много возникает на дороге у тех, кто идет к этой святой цели, мы становимся победителями. А в Книге Апокалипс сказано: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2:7).

В это воскресенье мы вспоминаем всех святых, в земле Русской просиявших. Это были люди разного социального статуса, разных национальностей, не только русские или украинцы. Среди них встречались и греки, и мадьяры, и молдаване, и грузины, и евреи и другие, но всех их объединила Святая Православная вера и большое стремление к святости. Для нас одинаково дороги как Антоний и Феодосий Печерские, преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный князь Александр Невский, так и святитель Петр Могила, преподобный Моисей Угрин, Максим Грек.

Сейчас, когда ломаются копья в межконфессиональных отношениях, когда уже дошло до того, что идет война между братьями по вере и по крови, единственное, что может нас всех примирить и объединить, – это не томос об автокефалии, не заядлое отстаивание своих государственных и национальных интересов, а стремление к святости. Вспомним известный круг преподобного аввы Дорофея: чем ближе к его центру – Богу, тем ближе мы, находящиеся на его радиусах, друг к другу.

И этому учит всех нас отечественная история. Святому равноапостольному князю Владимиру удалось примирить враждующие между собой княжества благодаря крещению сначала киевлян, а затем, с помощью молитв наших преподобных Киево-Печерских, просветить Христовой верой и всех окружающих. Преподобный Сергий Радонежский сумел собрать раздробленные и враждующие между собой, на радость завоевателям татаро-монголам, княжества и объединить их по образу Святой Троицы, введя в свое сердце святость. Нынешнее возрождение Православной веры спустя 70 лет жестоких гонений на нашу Церковь произошло благодаря подвигу тысяч новомучеников и исповедников русских, которые не захотели променять веру Христа на призрачное светлое будущее.

Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем мечтателями, которые уверены, что кто-то придет из Америки или Европы и подарит материальное благосостояние и примирение, а постараемся сами стать святыми, потому что только так мы сможем преодолеть вражду между собой и по образу Святой Троицы достичь единения, спокойствия и благополучия в этой жизни и наследовать Царство Небесное. Аминь!

http://pravlife.org/ru/content/kak-preodolet-raskol