КАК ПРАВОСЛАВНОМУ ОТНОСИТЬСЯ К РОК-МУЗЫКЕ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Отвечает иеродиакон Иоанн (Курмояров).

Казалось бы, о чем тут говорить? Рок-музыка – явление, не имеющее никакого отношения к христианству, а зачастую в некоторых своих проявлениях и откровенно антихристианское. Как можно к ней относиться, нежели как сугубо отрицательно?

Думаю, я не ошибусь, если скажу, что такая позиция по отношению к рок-музыке является наиболее распространенной в православной среде. Именно поэтому мы постоянно видим в православной прессе упоминания о том, как Оззи Осборн отрывает на сцене голову петуху или как музыканты группы The Who разбивают инструменты во время концерта. А о поведении Джима Моррисона (лидера группы The Doors) на концерте вообще и писать не хочется. Точно так же можно вспомнить нашумевшие случаи смертей известных рок-музыкантов от СПИДа или передозировки наркотиков.

В этом контексте оправданными выглядят следующие характеристики этого музыкального явления в православной прессе:

«Рок-музыка – органическое порождение западной молодежной контркультуры, впитавшее в себя весь нравственно-эстетический мировоззренческий кругозор контркультурного движения, имевшего немалый антибуржуазный заряд. Понять рок-музыку вне ее социально-психологических корней просто невозможно. Эмоциональный комплекс (агрессивность, наступательность, жесткость и наоборот: подавленность, безысходность, негативное настроение), визуальный образ агрессивного поведения – все это тоже важнейший, внутренне ей присущий содержательный “слойˮ… В рок-музыке мощь и возможности технических средств усиливают беспомощность слушателей перед лицом звуковой агрессии. Возможности, представленные техникой, способствуют задалбливанию, внушению слушателям звуковых штампов, которые становятся определяющими, эталонными элементами его музыкального сознания… Звуковой нажим на концертах рок-музыки способен привести даже к физиологическим изменениям органа слуха, когда слушатель не только не хочет, но уже и не может физически воспринимать более тонкие, дифференцированные звучания…[1]

Уверен, большинство читателей не смутила данная цитата, которая, как кажется на первый взгляд, написана в сугубо православном духе. А зря? На самом деле она взята из журнала «Молодой коммунист» за 1988 год. И действительно: большинство православных материалов, посвященных рок-музыке, как будто под копирку списаны с советских образцов перестроечного периода. Именно поэтому все до единой негативные оценки рок-музыки, а также негативные примеры поведения рок-музыкантов во время концертов дружно перекочевали из советских газет и журналов в православную прессу.

О чем это говорит? Конечно не о том, что рок-музыку нужно воцерковлять, а лишь о том, что мы никогда не пытались осмыслить и понять феномен рок-музыки по-настоящему. И это понятно: редко кто из священников и мирян, имеющих богословское образование, в молодости увлекался рок-музыкой. Обычно такие люди являются выходцами из благочестивой среды (в чем им можно только позавидовать) и, как правило, не интересуются феноменами современной молодежной субкультуры.

И все же, кроме преимущества такого положения, в нем кроется и недостаток, а именно: начиная писать о рок-музыке, православные люди нередко рассуждают о феномене, которого не знают. Это особенно бросается в глаза, когда пытаешься взглянуть на данную проблему как бы со стороны.

Подумайте сами, а разве такие жанры в музыке, как шансон, советская эстрада, какая-нибудь попса в стиле «Пающие трусы», не менее пагубны? Я знаю многих людей, которые после увлечения рок-музыкой (но, конечно же, не благодаря ей) приходили в церковь. Хотя людей, любящих слушать шансон или «Пающие трусы», в церкви никогда не встречал. Настолько такие жанры развращают душу, что дадут фору даже тяжелому року. Так почему мы не пишем об этом? Почему молчим по этому поводу? Или не говорим о том, что и многие великие музыканты и композиторы, написавшие бессмертные произведения музыкальной классики, отличались безнравственным, а нередко и откровенно развратным поведением?

На мой взгляд, в этом состоит главная наша ошибка в оценке феномена рок-музыки. А точнее – в том, что мы выхватили рок-музыку из общего культурно-социального контекста, демонизировали ее, а о других антихристианских явлениях в истории секулярной культуры предпочитаем умалчивать.

Увы, но таким образом мы просто отталкиваем от Церкви тех молодых людей, которые по тем или иным причинам не смогли устоять перед соблазнами современной молодежной субкультуры, потому что предвзятое отношение всегда отталкивает своей неискренностью (а мы демонстрируем именно предвзятое отношение к рок-музыке). И чудо, когда некоторые из них, переболев этим недугом, возвращаются в Церковь. Лично мне подобная позиция по отношению к этим людям кажется абсолютно неверной. Церковь – это больница, и поэтому мы должны не выгонять тех, кого поразил данный недуг, а оказать им пастырскую, братскую заботу, направленную на преодоление болезни.

Тем более что сделать это не так уж и трудно: как правило, увлечение рок-музыкой появляется у молодежи во время взросления, когда, выходя из детского возраста, они сталкиваются с несправедливостью, равнодушием, а нередко и жестокостью окружающих. Да, рок-музыка – это в первую очередь протест. И, кстати, вполне обоснованный. Ущербна, а лучше сказать – неполноценна, только форма этого протеста. Но подсознательно он является реакцией на то глубокое повреждение нашего общества в целом и каждого конкретного человека в отдельности, о котором так ярко и убедительно  говорит нам Евангелие.

Поэтому наша задача и заключается в том, чтобы направить этот протест в нужное евангельское русло, где он станет заявлением против греха, поселившегося в нашей душе, являющегося корнем всех бед и зол, которые преследуют людей на протяжении всей жизни и человеческой истории.

Да и практика показывает, что чаще всего увлечение рок-музыкой – это увлечение для подростков и молодых людей, что с возрастом человек перерастает это увлечение и начинает развиваться (или деградировать) в соответствии с тем направлением, которое он смог для себя осмыслить (не выбрать, а именно осмыслить, ибо мы выбираем то, что кажется нам наиболее осмысленным).

В своей жизни я встречал несколько вариантов выхода людей, увлекавшихся рок-музыкой, из состояния блуждания, состояния неприятия несправедливости этого падшего мира, состояния осознания своей идентичности и поиска своего места в окружающем мире.

В первом случае, переболев увлечением роком, человек становился таким, «как все»: чаще всего неверующим циником, живущим ради приобретения материальных благ, или в лучшем случае – «теплохладным». В реальности это состояние разрушает духовную жизнь каждого и всегда ведет к деградации личности: осознавая невозможность сопротивляться злу, такие  люди опускают руки и предпочитают «плыть по течению». И беда, когда этому способствуют наши (т. е. православные) резкие оценки рок-музыки, особенно ранящие молодые неокрепшие души, навсегда отталкивая их от Церкви.

Второй вариант характерен для образованных людей, которые не смогли выйти за рамки светской культуры. Да, они тонко чувствуют фальшь, разбираются во многих нюансах искусства, но над ними всегда находится «потолок», выстроенный из высочайших произведений человеческого гения, «потолок», выше которого они не могут подняться, ибо никто и никогда не рассказал им о том (а ведь вера от слышания), что это не «потолок», а просто «картонная перегородка», которую можно и нужно убрать. Именно поэтому так трудно бывает разговаривать о вере, например с дамой преклонного возраста (особенно когда процесс необратим), которая замирает на концертах классической музыки, а дома поедом ест своих ближних.

Но очень часто встречаются и примеры того, как умные люди не спешили отталкивать молодежь из-за их увлечений. Вдумчиво они пытались понять того, кто перед ними, грамотно разобраться, что послужило толчком к данному увлечению, умели показать своему собеседнику весь спектр музыкальной культуры и место рок-музыки в ее контексте, разнообразие рока (в котором присутствуют не только негативные примеры), отметить редкие образцы, достойные внимания образованного и эрудированного человека. Другими словами, они помогали молодым людям направить свой эстетический взор на лучшее с целью постоянного совершенствования, указывали на то, что настоящая жизнь человеческого духа (в христианском ее понимании) возможна только в Боге и с Богом. И потому не удивительно, что многие из любителей рок-музыки, выходя из трудного возраста, продолжали искать то, что по-настоящему сможет наполнить их души гармонией, в результате чего приходили в Церковь и находили Христа!

Насколько я помню, еще Тертуллиан говорил о том, что каждая человеческая душа по сути своей – христианка. Вот и ищет душа того, кто даст ей ощущение счастья, гармонии и красоты. И мы-то уж знаем, что именно Бог есть Абсолютная Гармония! Абсолютная Красота! И Абсолютное Благо!

А нам, христианам, в случае, когда имеем дело с человеком, увлекающимся рок-музыкой, нужно понять, что он находится в поиске. И поэтому следует постараться ему помочь. Конечно, это дело нелегкое, требующее времени, особого терпения, снисходительности и эрудиции. И если вы чувствуете, что у вас это может и не получиться, то в любом случае лучше не очернять человека и действовать по принципу «Не навреди!»


[1]Молодой коммунист.№ 1.1988. С. 52–53.

http://pravlife.org/content/kak-pravoslavnomu-otnositsya-k-rok-muzyke