КАК ПРАВОСЛАВНОМУ ОТНОСИТЬСЯ К ЙОГЕ И МЕДИТАЦИИ
Что может искать православный христианин в йоге? Какая разница между молитвой и медитацией? Отвечает профессор Виктор Чернышев.
Одним из парадоксов современного общества является, с одной стороны, все большее развитие демократических традиций и институтов, с другой – резкий рост методов манипуляции сознанием человека, бурнаяразработкаразнообразных технологий манипулирования. Это и навязчивая реклама, и изощренные формы борьбы за голоса избирателей, создание политического имиджа, и жесточайшие формы подавления личности в псевдорелигиозных сектах, тайных обществах и экстремистских политических группировках. В современных «демократических» государствах внешние свободы компенсируются изощреннейшими технологиями манипуляции.
Как противостоять?
Как сохранить внутреннюю свободу, защититься, выработать иммунитет к потокам манипулятивных воздействий? Как противостоять огромному арсеналу средств и методов манипуляции сознанием человека, получающих все большее распространение вследствие современных научно-технических достижений и широкой публикации ранее неизвестных тайных эзотерических текстов.
Прежде всего, нужно осознать тот факт, что за нашей психикой идет настоящая охота, что психическому здоровью людей как никогда прежде угрожают организации, использующие современные изощренные технологии психоманипуляций.
Средства манипуляции
Выделяют следующие направления, по которым происходит появление новых средств манипуляции:
–новейшие информационные технологии: телевидение, видео, компьютерная виртуальная реальность, сети (Интернет и т.д.);
– различные психофизиологические воздействия, которые осуществляются известными физическими полями, модулируемыми определенными техническими приборами – «психотронными генераторами» (информационное кодирование);
– широкий спектр психофармакологических препаратов, оказывающих воздействие на психику человека: синтетические наркотики,галлюциногенные препараты, избирательно действующие на глубинные пласты бессознательного и т.д. Подобные вещества были известны людям с древности, однако их эффективность и избирательность действия не имеют никакого сравнения с современными синтезированными препаратами;
–разнообразные способы воздействия на психику человека, традиционно относимые к сфере магии, шаманской практики, парапсихологии. Здесь следует отметить некоторые мощные древние психотехники, как бы открытые заново в конце XXвека (недирективные формы гипноза, Эриксоновский гипноз, НЛП и др.).
Особого внимания заслуживают методики, сочетающие современные технические достижения с древними эзотерическими технологиями (ярким примеромздесь может служитьдеятельность Ю.Кривоногова, известного специалиста как в области общей теории систем и синергетики, так и в области эзотерического восточного знания).
Беспрекословное подчинение
Анализ различных психоманипулятивных воздействий показывает, что практически всегда они ориентированы на создание устойчивой психоэмоциональной установки у человека, являющегося объектом воздействия. Более того, основные деструктивные последствия психоманипуляции связаны именно с устойчивостью такого психоэмоционального состояния. В случае рекламы это может быть навязчивое и противоречащее логике желание покупать определенную продукцию, акции и т.д. В случае псевдорелигиозной секты – слепое беспрекословное подчинение «учителю». Таким образом, как для профилактики психоманипулятивных воздействий, так и для разрушения или трансформации его последствий необходимо понимать механизмы, обеспечивающие устойчивость подобных состояний, и уже на этой основе разрабатывать эффективные средства защиты.
Махариши и The Beatles
Техника Махариши
На сегодняшний день десятки миллионов человек в мире обучены технике медитации (ТМ) Махариши, которая пропагандируется и рекламируется как не религиозная, но на самом деле насквозь пропитана индуизмом. Целясь в интеллектуалов, бизнесменов и студентов, деятели ТМ используют переделанные на западный манер термины и понятия, например «наука созидательного разума», для распространения индуистской медитации.
Трансцендентальная медитация – восточный культ, прикрывающийся западной терминологией и научной маской. Фактически ТМ – это индуистская техника медитации, пытающаяся соединить человека с Брахмой – индуистской концепцией Бога.
ТМ является религиозной по природе, несмотря на уверения в обратном. Помимо мантр, о религиозной практике ТМ свидетельствует церемония Пуджа. Она берет начало в писаниях индуизма. Те, кто вступают в ТМ, проходят через ритуал посвящения, во время которого и читается этот санскритский гимн поклонения. «Слово “пуджа,– поясняет исследователь Ирвин Робертсон,– взято из языка хинди. Широко используемое в Северной Индии, оно означает поклонение индуистскому идолу. Живущие в Индии христиане им не пользуются». Пуджа упоминает 24 бога индуизма и предписывает посвящаемому во время церемонии преклонять колени 27 раз. Этот ритуал проводится на санскрите, так что большинство его участников вообще не понимают, о чем, собственно, идет речь. Посвящаемый, не знающий санскрита, ничего не знает об обращении к этим богам. Но от этого происходящее не перестает быть актом поклонения со стороны посвящаемого. Эта церемония описывается следующим образом: «Первая из трех стадий ритуала начинается с призыва к богу Нарайане. Дальше следует перечисление различных исторических и легендарных персонажей вплоть до Шри Гуру Дева – учителя Махариши, основателя ТМ». Известно высказывание Махариши: «Трансцендентальная медитация – это путь к Богу». Он называет ее «воплощением всех религий, простой практикой глубокой трансцендентальной медитации».
В справочнике «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России» дается следующая оценка ТМ: «Трансцендентальная медитация – неоиндуистский психотерапевтический (медитационный культ)... Специфика ТМ как модернистского варианта неоиндуизма заключалась в доминировании культовой практики, в миссионерской активности и уповании на реализацию глобальных социальных утопий... В самой Индии ТМ не получила заметного распространения».
Исследования ТМ
Практически все известные специалисты в области новых религиозных движений высказываются о ТМ вполне определенно. По словам Дейвида Хаддона, Махариши «упорно скрывал от общественности как религиозную основу, так и конечную духовную цель ТМ – уничтожение личностного существования в безличном Абсолюте». «ТМ – это только начало,– говорит Ирвин Робертсон,– постепенное движение от материи к разуму, а потом к сверхразуму. Этот последний объясняется как «единение с Божеством», как «Космическое Сознание», как реализация себя через безличного бога, который находится в каждом человеке, существе и предмете. Вот какова цель ТМ». Как видим, здесь просматривается чистой воды язычество, где Божество становится имманентно миру, т. е. им поглощается и в нем растворяется. «ТМ – не является нейтральным учением, которым можно заниматься, не нанося человеку ущерба,– предупреждают Джош-Макдауэлл и Дон Стюарт,– ибо в действительности ТМ – индуистская медитация, которая пытается объединить медитирующего с Брахманом – индуистской концепцией Бога».
В общих чертах смысл религиозной концепции, разработанной Махариши, сводится к следующему: сознание и разум любого человека питаются из единого творческого источника, который глубоко скрыт от повседневной жизни – так же, как скрыты корни деревьев. Чтобы достичь этого источника гармонии и огромной энергии, человек должен проникнуть в глубь себя, совершить переход, «трансценденцию»: отсюда и название метода «трансцендентальная медитация». Махариши пропагандирует собственные техники медитации как универсальные, возможные для применения любым человеком, как способные принести счастье и здоровье каждому, кто будет серьезно заниматься ею «по крайней мере два раза в день по 10-20 минут», как способныеактивизировать и оздоровить всю нервную систему человека: «Медитация – это единственный ответ на все вопросы человека. Может быть разочарование, может быть депрессия, печаль, бессмысленность, мучение – проблем может быть много, но ответ один. Медитация – это ответ». Но надо помнить, что медитация – это не молитва, поскольку последняя всегда обращена к Личностному Богу, Которого в индуизме не существует.
Уходя корнями в восточные религии, ТМ искажает различие между добром и злом. Учитывая, что философия ТМ придерживается монистической точки зрения: «Все есть Одно» (все живые существа, равно как и неодушевленные предметы, рассматриваются как часть единой «божественной сущности»), она не определяет соотношение между добром и злом. В философии Единой Сущности этические различия исчезают; предполагаемые противоположности – свет и тьма, добро и зло – сливаются и растворяются друг в друге. Здесь уместно еще раз напомнить о существовании документальных данных о том, что сатанист Чарльз Мэнсон «находился под сильнейшим влиянием философии Единой Сущности», когда приказал убить актрису Шарон Тейт и ее друзей, считая, что достиг такого состояния сознания, которое выходит за пределы морали (такое поведение вполне в духе традиции поклонения индуистским богам).
При всем этом Махариши убеждает, подобно другим лидерам культов, своих последователей, что его путь – единственно возможный: «Только тогда, когда человек становится постоянно присутствующим в вечной свободе абсолютного Существа, он «освобождается от всех грехов». Махариши объявлял, что человек может стать добродетельным, всего лишь если будет практиковать разработанные им практики медитации. Как результат исканий своих приверженцев он объявляет освобождение от перевоплощений и единение с абсолютным Существом. Махариши обещает своим адептам: «Будьте тверды и знайте, что вы – Бог, и когда вы знаете, что вы – Бог, вы будете жить как Бог».
Исследователь культов Дейвид Хаддон свидетельствует: «Теоретический аспект ТМ – предложения Махариши «Наука созидательного интеллекта», – есть не что иное,как изложение псевдонаучным языком принципов монизма… Таким образом, индуистский монизм или пантеизм и есть та философия, которая определяет все это движение». Это то, что в христианской традиции совершенно конкретно именуется язычеством!
Любой человек, вдумчиво ознакомившийся с догматами ТМбез розовых очков и восторженной бездумности, поймет, что между православием и этой неоиндуистской сектой лежит пропасть.
Для христианина Бог – Личность, потому что, как это ясно видно из Библии, Он обладает разумом, эмоциями и волей. Он знает, чувствует и принимает собственные решения. Он всемогущ и существует независимо от Своего творения. А практика ТМ основана на индуизме, последователи которого придерживаются пантеистического восприятия Бога. И хотя Махариши Махеш Йоги говорит и о личностном и о безличном Боге, из его заявлений видно, что настоящим Богом он считает только безличного Бога. Но ведь «безличному богу» нельзя молиться, он лишь целокупность мироздания, то, что христиане именуют творением и тварью. Он говорит о нем как о «высшем Существе абсолютной вечной природы». «Бог в личной форме, – утверждает Махариши, – является высшим всемогуществом. Личностный Бог в конечном счете вливается в безличное абсолютное состояние Высшего». Добавим:и растворяется в нем. Пантеистическое заявление ТМ, что «все есть Бог и Бог есть все» несовместимо с Библией. В Священном Писаниипроводится четкая граница между Богом Творцом и Его творением. Пантеистическая философия ТМ видит в человеке часть Божества. Махариши считает, что жизнь в каждом человеке есть абсолютное Бытие, но это – не личностный Бог. Поэтому его идею не следует путать с библейским учением о том, что в верующем во Христа как Спасителя живет Святой Дух. «Безличный Бог – это то Существо, которое живет в сердце каждого, – говорит Махариши, – и любой человек по своей истинной природе есть безличный Бог». По учению Махариши, с помощью ТМ человек может получить абсолютно полное единение с безличным Богом или Божественной Сущностью Вселенной. По сути дела это означает, что через ТМ человек становится сам… Богом. Это уже не христианство: это – индуизм.
ТМ – это индийская антитеза христианству – благоговейного размышления о Боге. Христианство советует заниматься богомыслием с тем, чтобы человек глубже осмыслил свою веру, укрепил ее. «Да не отходит сия книга Закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь», – повелел Господь Иисусу Навину (Нав. 1:8)... Размышляя над истинами веры, христианин начинает лучше понимать их; как Господь обещал Своим ученикам: «Вы познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). В ТМпроисходит как раз обратное. Само слово «медитация» здесь не соответствует своему значению, потому что медитация предполагает активную умственную деятельность, во время которой человек старается что-то лучше понять, осмыслить. В ТМ, наоборот, человек подавляет в себе всякую активную умственную деятельность и бессмысленно повторяет непонятное ему слово (мантру), что перегружает нервно-психическую систему, и мозг выключается. Современные исследования показали, что непрестанное повторение любой фразы, например, «лунная ночь», способно вызывать значительные изменения психофизиологического состояния. Упражнения ТМ приводят к тому, что человек слагает с себя самооборону и таким образом открывает падшим духам доступ к своему подсознанию, окоторых предупреждал апостол Павел в своем Послании к ефесянам (6:10–17).
ТМ следует признать вредным и опасным занятием. Онаприносит плоды, свойственные оккультным занятиям: притупление подлинной веры, усиление мистических настроений, часто помрачение рассудка.
Наибольшую популярность культ приобрел после посещения Махариши в 1967г. Джорджем Харрисоном из группы «Битлз». Харрисон убедил в свою очередь всех остальных – Джона Леннона, Пола Маккартни и Ринго Старра – совершить паломничество в Индию, чтобы воссесть у ног Махариши. Вскоре его последователями стали также «Роллинг Стоунз» и «Бич Бойз». ТМстала топливом движения хиппи: фото Махариши с цветком в руках появлялось на обложках, он выступал с лекциями, организованными его новоприобретенными друзьями.
В России распространение ТМначалось, как это уже стало традицией для множества сект, с согласия тогдашнего президента СССР Горбачева. В 1989 году, после землетрясения под Ереваном, Маргарет Тэтчер лично ходатайствовала перед Михаилом Горбачевым о въезде учителей ТМ в Россию для посттравматической реабилитации. С тех пор учителя ТМ стали работать в России, потом вУкраине. В 1990 году было даже решение Министерства здравоохранения об обучении ТМ для борьбы с алкоголизмом. А Московский институт мозга, по словам адептов секты, даже рекомендовал всем учебным заведениям применять технику ТМ.
Активность международной секты индуистского происхождения Махариши в странах бывшего Советского Союза, за исключением традиционно исламских регионов, чрезвычайно высока и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Махариши всегда делал ставку не только на религиозное невежество, но и на отсутствие информации о своей деятельности в других странах, особенно о судебных процессах, в результате которых секты Махариши – ТМ – были изгнаны, например, из государственной системы образования в тех же Соединенных Штатах. Гуру умер в 2008 году, но запущенный им проект успешно продолжается, в том числе и в Украине.
Проф.Чернышев В.М.,
руководитель Центра «Надежда» при КДА
http://pravlife.org/content/kak-otnositsya-pravoslavnomu-k-yoge-i-meditacii
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии