Как Православная Церковь относится к многоженству? Священник Василий Куценко
Учение Православной Церкви о браке основано на Священном Писании — Библии. Если рассмотреть библейские свидетельства о браке и семейной жизни, то можно увидеть, что богоустановленной формой брака является именно моногамия, а не полигамия (многоженство). Сотворив Адама, Господь Бог сказал: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18). Адам, увидев сотворенную Богом жену, произносит очень важные слова, выражающие смысл брака: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2, 24). Эти слова затем повторит Господь Иисус Христос, отвечая на вопрос фарисеев о разводе (см.: Мф. 19, 3-6). Брак — это благословенный Богом союз мужчины и женщины, призванных стать одной плотью.
Первым нарушил Божественное установление о браке ближайший потомок Каина, Ламех: И взял себе Ламех две жены (Быт. 4, 19). В Книге Бытия Ламех изображен довольно жестоким и гордым человеком, например, он похваляется перед женами убийством: жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне (Быт. 4, 23).
С другой стороны, в Библии можно найти свидетельства о многоженстве и среди праведников. Например, жена праведного Авраама, Сарра, будучи бесплодной, сказала мужу: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары (Быт. 16, 2). От Агари (так звали служанку Сарры) у Авраама родился сын Измаил (см.: Быт. 16, 15). Но затем, по обетованию Божию, Сарра рождает Исаака (см.: Быт. 21, 2-3). Другой пример — сын Исаака, праведный Иаков, у которого было двенадцать сыновей от двух жен и двух служанок. Семь лет Иаков работал на своего дядю Лавана, чтобы получить в жены любимую им Рахиль. Но Лаван его обманул и дал ему вместо Рахили Лию. Поэтому Иаков согласился работать еще семь лет, чтобы вступить в брак с Рахилью (см.: Быт.29). Рахиль долгое время была бесплодна (в отличие от своей сестры Лии), поэтому пожелала, чтобы Иаков имел детей от ее служанки Валлы:вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее (Быт. 30, 3). Лия затем сделала то же самое, когда перестала рожать,— отдала Иакову свою служанку (см.: Быт. 30, 9-10).
Приведенные примеры не являются «санкционированием» многоженства. Можно увидеть, что многоженство представлено здесь как вынужденная мера в борьбе за умножение потомства. Но как в случае Авраама, так и в истории Иакова отступление от моногамии повлекло нарушение мира в семье и вражду между женами. Агарь после рождения Измаила стала презирать госпожу свою (Быт. 16, 4). Сарра выгнала ее, и та едва не погибла в пустыне с ребенком. Между сестрами Рахилью и Лией вспыхнула зависть и началось соперничество. После рождения Неффалима Рахиль сказала:борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла (Быт. 30, 8). В начале 1-й книги Царств (см.: 1 Цар. 1, 1-6) рассказывается о матери пророка Самуила Анне. Муж ее Елкана имел еще одну жену, Феннану, которая обижала Анну: та огорчала ее, а эта плакала и не ела (1 Цар. 1, 7).
После освобождения израильского народа из египетского рабства Господь дает повеление через пророка Моисея, которым запрещает будущим израильским царям многоженство: поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой… Только чтоб он… не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его (Втор. 17, 15-17). Хотя впоследствии некоторые цари имели много жен, это воспринималось именно как нарушение закона Божия. О царе Соломоне, имевшем множество жен, сказано, что развратили жены его сердце его (3 Цар. 11, 3), склонив даже в идолопоклонство (см.: 3 Цар. 11, 4-6). За это Соломон был наказан Богом: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему (3 Цар. 11, 11).
О моногамии же в Священном Писании неоднократно говорится как о единственно возможном брачном союзе: Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей (Притч. 5, 18); кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа (Притч. 18, 22); вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (Мал. 2, 14). Священное Писание учит, что только любовь к своей единственной жене может дать человеку земные радости и скрасить тяжесть жизненных трудов: Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем (Еккл. 9, 9). Также образ моногамного брачного союза использовался для обозначения отношений между Богом и Его народом: Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62, 5).
В Новом Завете святой апостол Павел, наставляя христиан древнего города Коринфа, пишет: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор. 7, 2). Тот же апостол в Посланиях к своим ученикам Титу и Тимофею пишет о моногамии как обязательном требовании к кандидату в священные степени церковной иерархии: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены (Тит. 1, 5-6); епископ должен быть непорочен, одной жены муж (1 Тим. 3, 2). В Послании к Ефесянам апостол Павел сравнивает супружеский союз мужчины и женщины с союзом Христа и Церкви: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела… Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5, 22-23, 25, 28-29). Кроме свидетельств Священного Писания, можно привести множество цитат из творений святых отцов Церкви, в которых многоженство осуждается.
Можно увидеть, что в Священном Писании брачный союз мужчины и женщины — это моногамный брак, цель которого — телесное и духовное единение двух разных людей в одно целое. Многоженство представляется явным исключением, вынужденной мерой, которая хотя и имела место в Ветхом Завете, но влекла за собой множество негативных последствий. Церковь, основываясь на Священном Писании и Предании, признает законным браком только моногамный союз, в котором видит образ сочетания Христа и Церкви.
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vopros-svyashhenniku-novye-otvety...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии