Как Православие приносится на алтарь «победы». Кирилл Александров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В РПЦ поддерживают войну против Украины. Фото: СПЖ

В РПЦ говорят, что РФ — это «новый Израиль», что смерть на войне — это пропуск в рай, а мусульмане помогут победить в этой «религиозной» войне. Как к этому относиться?

Спустя 8 месяцев после начала вторжения в Украину мы можем наблюдать в РПЦ некоторую эволюцию в отношении к войне. Если в феврале-марте основными тезисами в риторике священнослужителей Русской Церкви были слова о едином духовном пространстве, преодолении отчуждения и прочее, то после объявления мобилизации в РПЦ отбросили «ложный стыд» и полностью стали на сторону властей РФ. Практически никто уже не вспоминает, что в Украине живут братья-православные, что каждый день войны уносит жизни кого-то из них, превращает в руины их храмы и дома. В трендах последнего времени нарративы, что «украинская» война религиозная, а сама Россия – это некий «новый Израиль», которому предписано свыше вести битву с отступниками, в число которых попали и православные украинцы.

РФ – «новый Израиль»?

В первых рядах сторонников войны находится протоиерей Андрей Ткачев, бывший клирик УПЦ, переехавший в РФ после Евромайдана 2014 года. О. Андрей говорит ярко, образно и эмоционально. У него огромная аудитория во многих социальных сетях, его видеоролики набирают сотни тысяч просмотров, что говорит о мощном влиянии на церковный и околоцерковный народ. И едва ли его риторика была бы возможна без молчаливого согласия руководства РПЦ.

Свою популярность и влияние в народе о. Андрей в последнее время использует для пропаганды некоего «православного» империализма и «священной» войны. К огромному сожалению, он откровенно манипулирует Священным Писанием и Священным Преданием, подводя религиозную базу для оправдания войны и всячески стимулирует участие в ней.

Например, в видеоблоге «Святая правда» на канале «Царьград» о. Андрей цитирует Второзаконие, проводя параллель между евреями, выходящими из пустыни в данные Богом земли, и армией РФ в Украине. А в своем телеграм-канале уже напрямую пишет, что РФ – это «Новый Израиль», а война в Украине – религиозная: «Мы – Новый Израиль, призванный к особой исторической миссии и, как и древле, полный внутри дезориентированных простолюдинов и развратившихся начальников. А против нас – современные последыши Вавилона, Египта и Рима, со своими идолами, жертвоприношениями и развратом; охамевшие от ворованного богатства и гордости + уверенные в своей безнаказанности. Это религиозная война, если кто еще настолько туп, что этого не понял».

Мы – Новый Израиль, призванный к особой исторической миссии. Это религиозная война, если кто еще настолько туп, что этого не понял.

протоиерей Андрей Ткачев

По поводу этой цитаты можно задавать множество недоуменных вопросов, как исторического, так и нравственного характера.

В ветхозаветные времена Бог действительно выделяет из всего человечества один народ, а точнее – одного единственного человека Авраама, который поверил Богу и стал родоначальником богоизбранного народа, Израиля. Впоследствии этот завет был подтвержден с потомками Авраама, Исааком и Иаковом. Последний стал родоначальником двенадцати колен Израилевых. Цель этой богоизбранности народа Израилева была в том, чтобы сохранить веру в Единого Бога посреди всеобщего многобожия и язычества, и чтобы из этого народа произошел Мессия, Спаситель, Иисус Христос.

С Рождением Христа на земле и возникновением Церкви уже нет и не может быть никакого «богоизбранного» народа, а тем более государства. Церковь Христова – это и есть новый Израиль «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос» (Кол 3:11). Вера во Христа, а не принадлежность к тому или иному народу является определяющей.

Признание в нынешние, новозаветные времена, какого-либо народа или государства «богоизбранным» логически ведет к отрицанию миссии Христа на земле и возникновения Церкви. Иначе зачем же Богу понадобился еще один «богоизбранный» народ в лице россиян?

Против кого воюют христиане?

В другом выпуске о. Андрей Ткачев говорит, что война – «это нормально», что «христианин войны бояться не должен, потому что он всегда воюет». Аргументировал это священник словами из послания к Ефесянам, где апостол Павел сравнивает христианина с воином, одетым в защитную амуницию и с оружием. О. Андрей перечисляет из Послания все «милитаристические» детали и делает вывод: «Перед нами экипированный солдат: наколенники, берцы, каска, щит, меч, кольчуга».

С Рождением Христа на земле и возникновением Церкви уже нет и не может быть никакого «богоизбранного» народа, а тем более государства. Церковь Христова – это и есть новый Израиль.

Вопрос, против кого воюют христиане очень важный, поэтому имеет смысл разобраться в нем поподробней. Полностью цитата из Послания апостола Павла к Ефесянам звучит так: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6:10-17).

Во-первых, нельзя не увидеть, что апостол Павел приводит названия воинской амуниции только как образы, при этом сразу же раскрывая, что они означают на самом деле: броня – это праведность, щит – вера, меч – Слово Божие. Выводить из этого (как делает о. Андрей), что апостол говорит о натуральных берцах и каске, это все равно что из слов апостола Петра «придет же день Господень, как тать ночью» (2 Петр 3:10), делать вывод о схожести Господа с татем, вором (прости Господи).

Во-вторых, четко, ясно и недвусмысленно апостол Павел указал, против кого идет борьба у христиан: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». В Новом Завете никакая война, кроме войны «против духов злобы поднебесных» не может быть ни священной, ни религиозной в христианском понимании. Святоотеческих толкований на это место Священного Писания очень много. Приведем одно, святителя Луки, практически нашего современника:

«Против каких начальств, каких властей? Конечно, не о тех властях, которые управляют государством, совсем о других начальствах говорит святой апостол Павел, как сам тут же поясняет: "против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных", против бесов, против ангелов сатаны, ибо их поистине можно назвать мироправителями тьмы века сего».

А блаженный Иероним Стридонский так вообще, как будто непосредственно отвечает о. Андрею Ткачеву, спутавшему Ветхий Завет с Новым: «Ефесяне! то, что вы читаете о войнах Израиля против других народов, напр., Египтян, Идумеев, Аммонитян и прочих народов, то, если вы хотите знать истину, кажется, по-видимому относящимся к плоти и крови, но все это касается их в переносном значении (1 Кор. 10). А написано это ради нас, в которых соприкасаются пределы веков, так что мы должны понимать, что наша борьба не против плоти и крови, но против некоторых духовных и невидимых сил, против правителей этой тьмы».

Все эти слова можно адресовать и епископу Волгодонскому и Сальскому Антонию, который напутствовал мобилизованных россиян заявлениями, что мол война в Украине – это «духовное сопротивление»: «Не сомневайтесь, что вы идете исполнять свой долг, и в этом есть огромный смысл. Кто бы что ни говорил, это уже давно не сопротивление геополитическое. Это сопротивление духовное. Вы идете защищать землю, которая полита кровью и потом русского человека».

Является ли смерть на войне пропуском в рай?

Епископ Питирим (Творогов) в одной из проповедей предложил россиянам «не малодушествовать, что мы погибнем» и ехать на войну: «Не все ведь погибнут. А те, кто погибнут – будут героями, и семья будет гордиться ими». Архиерей считает, что на войне в Украине «наши воины идут в рай» и что «мобилизация – это спасение для мужчин, которые потеряли цель в жизни, а теперь они могут стать мучениками».

Самый известный святой воин – это Георгий Победоносец. Но значит ли это, что прославление его Церковью как-то связано с ратными подвигами? Что он попал в рай именно за это?

Цитата из его жития: «После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям... Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому». Как видим его воинское звание здесь ни при чем. Мы чествуем святого Георгия за верность Христу перед лицом мучений, а не за «боевые» заслуги.

Также широко известный и всеми почитаемый воин, Димитрий Солунский. О том, как он умер читаем следующее: «Императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий – христианин. <…> По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле».

То же и с Феодором Стратилатом. «Святой просил императора оставить идолов на ночь в своем доме. Император согласился. Завладев истуканами, святой Феодор разбил их на многие части и раздал кусочки золота и серебра нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и на обломках язычества утверждал законы христианского милосердия. Мученик Христов по приказу императора был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам».

Изучив жития святых воинов, мы увидим, что ни один из них не был прославлен за свои ратные подвиги, а только за веру во Христа. И уж точно ни один из них не был из тех «мужчин, которые потеряли цель в жизни», согласно епископу Питириму.

Мусульмане – братья по «религиозной» войне?

Любой человек имеет право на свою веру, свобода совести гарантирована законами государства. С этой точки зрения мы уважаем мусульман и сам ислам как религию. Но вместе с этим мы должны признать, что с точки зрения Священного Писания «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога» (1 Ин 4:3). Поэтому мы не можем сказать, что мусульмане и христиане являются братьями по вере или что мы можем быть на одной стороне в «религиозной» войне.

Мы не можем сказать, что мусульмане и христиане являются братьями по вере или что мы можем быть на одной стороне в «религиозной» войне.

Однако тот же о. Андрей Ткачев заявил: «Наша война должна быть религиозной. Чеченцы и дагестанцы помогут нам в этом, потому что у них совершенно идентичное отношение к этому. Они по-своему молятся, и они застегнутые, мобилизованные внутри себя. Они как мужчины к этому относятся, поэтому смотрите на них и берите пример».

А епископ Бишкекский и Кыргызстанский Савватий рассказал, что они с муфтием вместе служат Богу и народу Киргизии. «Я прочитал Коран и Новый Завет примерно в одно время. Не могу сказать, что знаю наизусть суры и аяты, но общий смысл мне понятен. Мы верим в единого Бога. Цель у нас с муфтием одна – служить Богу и народу Кыргызстана», – заявил владыка Савватий.

Весьма странно слышать подобное от православного архиерея. Ведь христиане верят в Святую Троицу, во Христа, Бога истинного от Бога истинного, во Святого Духа, Господа Животворящего. Это совсем не похоже на то, что сказано в Коране. Попробуйте подойти к мусульманину и заявить, что у Бога есть Бог Сын и Бог Дух Святой! Он воспримет это как хулу. А для нас это святая истина, без которой нет ни Церкви, ни христианства. Можно также процитировать Томос Константинопольского Собора 1180 г.: «Анафема Мухаммеду, [и его] учению, переданному в Коране, в котором он исповедует, что Господь, Бог и Спаситель наш Иисус Христос не является Сыном Божиим».

Получается, что в нынешней войне верующие РПЦ вместе с мусульманами из Дагестана и Чечни, уничтожают украинских граждан, в том числе православных христиан из Украинской Православной Церкви. И это является для Русской Церкви «религиозной» войной?

Анафема Мухаммеду, [и его] учению, переданному в Коране, в котором он исповедует, что Господь, Бог и Спаситель наш Иисус Христос не является Сыном Божиим.

Томос Константинопольского Собора 1180 г

Выводы

Нельзя не согласиться с утверждением, что диавол руками мира стремится уничтожить Православие. И мы являемся свидетелями того, как в последнее время по Православию нанесены два мощнейших удара.

Первый – это признание Константинопольским патриархатом безблагодатных раскольников. Это не только канонический абсурд, когда благодать якобы появляется задним числом у тех, кто находится вне Церкви. Это еще и демонстрация всему миру того, насколько пренебрежительно к учению Церкви могут относиться внутри самой Церкви.

Второй удар – это поддержка Русской Церковью войны в Украине. Любые мантры о «защите Отечества», столь популярные в РФ и РПЦ разбиваются об один непреложный факт: это Россия напала на Украину, а не наоборот. Это в Украине, а не в РФ уже погибли тысячи мирных жителей и сотни детей, это в Украине уничтожаются целые регионы. И боевые действия ведутся не только на Донбассе, о котором постоянно говорят в РФ. Разрушены пригороды Киева, сотни населенных пунктов в Житомирской, Сумской, Черниговской, Николаевской, Харьковской, Запорожской и других областях. К середине октября разбомблена треть энергообъектов по всей Украине, что грозит всем украинцам зимой полным отсутствием электричества, тепла и воды.

В этой ситуации говорить что-либо в оправдание войны – это идти против Евангелия и учения Христа. К великому сожалению, РПЦ в лице своего предстоятеля, многих архиереев и проповедников делает именно это, тем самым доказывая верность не Христу, а российскому государству с его политикой.

И это катастрофа не только в отношениях РПЦ с УПЦ. Это бомба замедленного действия под саму РПЦ. Попытки выдать РФ за православную страну, «новый Израиль» – откровенная неправда и манипуляция Священным Писанием. РФ – многоконфессиональное государство, в котором поддержка обществом РПЦ находится на очень невысоком уровне, о чем говорят и сами священники РПЦ.

Благодаря подвигу новомучеников, РПЦ до недавнего времени имела в Православии очень высокий авторитет как Церковь-исповедница. Но сейчас она этот авторитет стремительно теряет.

В XX веке Русская Церковь прошла через невиданные в истории гонения на веру со стороны советского государства и явила миру сонмы святых новомучеников. Благодаря их подвигу РПЦ до недавнего времени имела в Православии очень высокий авторитет как Церковь-исповедница. Но сейчас она этот авторитет стремительно теряет, приобретая черты своеобразного государственного аппарата, действующего в соответствии с интересами государства.

А поэтому, то дистанцирование от РПЦ (которое наблюдается не только в УПЦ, но и в церковных структурах других стран) обусловлено также и стремлением сохранить себя как Церковь Христову, не идти на поводу у государственных амбиций.

Что ждет в дальнейшем РПЦ? Сейчас не средние века, когда человек обязательно должен был принадлежать какой-либо религиозной структуре, как правило, господствующей в данном государстве. Сейчас можно просто «проголосовать ногами», покинув религиозную структуру, утратившую свой моральный авторитет.

Согласно последнему опросу ВЦИОМ, большая часть российской молодежи до 35 лет считает участие РПЦ в жизни общества «слишком активным». Будут ли такие люди посещать ее храмы? Большой вопрос. А ведь это – будущее страны.

Все это указывает, что поддержка Православия в РФ может иметь очень туманные перспективы, а из-за откровенной поддержки войны в Украине может и вовсе резко упасть. В то же время, число мусульман в России стабильно растет, просто из-за естественного прироста населения в мусульманских семьях. Не окажутся ли в итоге православные в РФ в категории «ахль аль-китаб», т.е. людей Писания, которых, при некоторых условиях, просто терпят правоверные мусульмане?

И в любом случае, если РПЦ сейчас себя так накрепко связала с российским государством, что с ней будет, когда власть перестанет в ней нуждаться? Когда на практике реализует принцип отделения Церкви от государства?

Столетие назад, перед Октябрьской революцией, Русская Церковь была частью государства и проводила ее политику. С возникновением СССР все изменилось. Внезапно оказалось, что в стране огромное число безбожников, которые принялись энергично уничтожать храмы и священников. Все это привело к очищению Церкви, к возникновению целого сонма мучеников и исповедников.

Мы знаем, что Церковь – это Тело Христово и ее уничтожить нельзя. В то же время мы помним, что история циклична. А потому нужно держать в памяти события прошлого и не повторять ошибок предыдущих поколений.

https://spzh.news/ru/zashhita-very/91348-kak-pravoslavije-prinositsya-na...