Как правильно провести Страстную седмицу
Утреня с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа
Для каждого верующего человека, время Великого Поста – это особенный период, когда душа начинает освобождаться от земных наслаждений и погружается в молитву и общение с Богом. Св. Ефрем Сирин писал: «С помощью... святого поста человек возносится на небо и воспаряет в рай, если только постится в совершенной чистоте. Сим святым постом человек прославляет Бога, и всякому, кто ревностно соблюдает пост, отверзает Он дверь милосердия», а Св. Василий Великий дополняет: «Польза поста открыта всякому роду жизни, всякому состоянию тела: пост везде одинаково приличен – и в домах, и на торжищах, и ночью, и днем, в городах и в пустынях».
Исторически известно, что в первые века христиане воспринимали Пасху двояко: и как день Воскресения Христа, и как воспоминание Его страданий. Уже тогда христиане стали особенным образом готовиться к этому событию, налагая на себя пост. Поначалу он составлял несколько дней, а уже к IV веку увеличился до шести недель.
Особенное значение для верующих людей приобрела первая и последняя неделя поста.
Страстная седмица по церковному уставу не относится к дням святой Четыредесятницы. Если на протяжении всего Великого поста Церковь подает для поучения христианам жития великих святых, различные образы из Ветхого и Нового Завета, то в эти семь дней мы слышим о Евангельских событиях, которые касаются исключительно последних дней жизни Иисуса Христа.
В первые три дня Страстной недели богослужение Православной Церкви наполнено покаянными мотивами, которые отображаются в стихирах и канонах. Содержание богослужебных текстов проникнуто ожиданием второго пришествия в мир Христа Спасителя. Об этом говорят евангельские притчи о «Злых виноградарях», «Таланты» и «Десять Дев». Церковь еще раз акцентирует внимание верующих на том, ради чего пришел в мир Христос.
Важно также отметить, что в первые дни Страстной седмицы в храмах совершается литургия Преждеосвященных даров, во время которой верующие могут приступить к Причастию. Уже в раннюю эпоху христианства в Церкви сложилась традиция, согласно которой в будние дни Великого поста не полагалось совершение полной литургии. Дело в том, что сама литургия всегда сопряжена с радостью Воскресения Христова, которая заключена в Евхаристическом общении. Великий же пост – время покаяния, скорби о себе, о своих грехах. Поэтому полная литургия отменяется в будние дни и вместо нее служится неполная, где Дары уже освящены.
Мы приступаем к таинству Евхаристии, чтобы подобно апостолам не оставить Христа в Его последние дни перед предательством, страданиями, смертью и воскресением. В словах богослужения мы находим ответ на вопрос, как именно мы должны проводить такие дни, очищая свою душу и сочетаясь с Христом: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспрянизовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицей помилуй нас».
Православный храм в последние дни перед Воскресением переносит всех, кто в нем находится, в разные места древнего Иерусалима.
В страстной Великий (Чистый) Четверг мы вместе с апостолами находимся на Тайной Вечере. Храм в этот день символизирует Сионскую Горницу, в которой Христос установил таинство Евхаристии, а потом омыл ноги своим ученикам.
В Великую Пятницу православные верующие вместе с Иоанном Богословом и Девой Марией стоят на Голгофе перед распятым Христом. Храм символизирует страшное и, в то же время, святое место искупления всего человечества одной жертвой Сына Божьего. «Днесь висит на древе, иже на водах землю повесивый», поет Православная Церковь.
Стоит также отметь, что воспоминание распятия Христа образует смысловой центр всей Страстной седмицы. Интересно, что в службе «Двенадцати Евангелий» Церковь постоянно указывает на то, что распятие – это еще не конец. Через песнопения и гимны Церковь каждый раз напоминает о том, что Христос воскреснет. Полного торжества смерти не будет, скорбь претворится в радость и Жизнь победит все равно. Даже самые скорбные песнопения Великой Пятницы заканчиваются надеждой Воскресения: «Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение». Христианин ждет ликования Пасхи, потому что в Пасхе сокрыта вся его вера.
В Великую субботу мысленно мы наблюдаем снятие с Креста, помазание Тела Иисуса ароматными миром и погребение во гробе. «Да молчит всяка плоть человеча...», потому что Христос сошел в ад и вывел оттуда всех, кто уверовал в Единого Бога, Творца Неба и Земли. В этот день люди приходят в храм, как в пещеру, в которой было положено тело Спасителя. И из которой в святую ночь мы услышим ангельские слова – Христос Воскрес!
Вот почему для православного христианина эти дни подготовки к светлому празднику Пасхи должны, в первую очередь, проходить в храме. Конечно, у каждой семьи забот хватает. Но мы должны всегда помнить о том, что если человек заменяет богослужения повседневными делами, основное время которых уходит на уборку домов, дворов, приготовление пищи и т.д., то радость от Воскресения Христова тогда будет едва ли полной.
Истинная радость человека является духовной, ведь когда душа человека радуется, сердце переполняет чувство, которое не похоже ни на какое другое. Если искренне готовимся, в первую очередь, своей душой, к встрече со Христом, то и Господь на нашу искренность отвечает как любящий отец своим детям и посылает Свою Благодать.
Протодиакон Иоанн Омельчук
http://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/52356-kak-provesti-strastnuju-ned...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии