КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ РАМКИ И ГРАНИЦЫ ПОСТА?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Отвечает священник Андрей Чиженко.

Есть совершенно замечательные и очень меткие, глубокие высказывания по поводу поста наших Блаженнейших.

Блаженнейший Митрополит Владимир: «Головне в піст не їсти одне одного». Эта фраза определяет цель поста. Пост как аскетический метод, как покаяние, смирение, молитва является средством достижения главной добродетели – любви к Богу и к ближнему. Потому что и Бог есть любовь. И именно в любви мы с Ним соединяемся.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий: «В пост главное убить грех, а не себя». Здесь уже мы видим метод поста. Все должно быть разумно, взвешенно.

Можно аллегорически представить, что душа – это всадник, а тело – конь. Всадник и конь, душа и тело (а вместе человек) пребывают в путешествии, конечная цель которого Царствие Небесное. И конь должен всадника туда донести! Не упасть по дороге без сил от истощения. Но, с другой стороны, не упасть лениво от объядения. Нет. Поджарый конь, пребывающий в тонусе, руководимый душою, должен с Божьей помощью твердо держать путь к Богу. Истончаясь, но не ослабевая, очищаясь и в этом набираясь сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что часто человек не понимает, какое огромное влияние имеет принятие пищи и ее переваривание на деятельность души, сердца, мозга. Святой писал, что неправильная пища переваривается в желудке, ее пары поднимаются в мозг, отравляют его деятельность, тормозят духовную работу. Наоборот, правильная пища способствует правильной деятельности мозга, сердца и дает силу душе: крепость на молитве, возможность выстоять в храме многочасовые службы, работать, служить Богу, людям, своей семье, наконец, в общем, совершать течение жизни православного христианина.

Мы должны соблюдать уставы поста. По мере сил. С учетом жизнедеятельности организма. С учетом тех болезней, которые у каждого из нас есть, возраста, рода занятий и пр. Поэтому меру поста своего лучше определить с духовником или со священником, которому вы доверяете.

Устав здесь для нас, с одной стороны, фундамент. На нем должен строиться пищевой пост. С другой стороны, еще и идеал, к которому мы должны стремиться. Но далее пост должен быть еще и индивидуальной программой, применительно к нашему уникальному микрокосму (вселенной, коей есть каждый из нас). Поэтому здесь каждому православному христианину нужен хороший совет опытного священнослужителя, чтобы пост стал для вас личным, индивидуальным, помогающим конкретно вам с учетом ваших физиологических особенностей и степени духовного развития.

К примеру, одна монахиня в первую седмицу Великого поста не вкушала вовсе пищи до субботы. Это был ее подвиг. А некий мужчина, который постился первый раз в жизни, в этот же период питался растительной пищей с елеем. Конечно, в нарушении поста нужно исповедоваться. Но по затрате, скажем так, человеческого КПД (коэффициента полезного действия) подвиг монахини и этого впервые постящегося, на мой взгляд, мирянина равнозначен. Ведь и с той, и с другой стороны были огромные усилия по соблюдению поста и действительная благоуханная и приятная жертва Богу.

А поститься, конечно, нужно. Очень нужно! Вспомним то, что святые праотцы Адам и Ева были изгнаны из рая именно за несоблюдение поста – пищевого поста.

Также хочется вспомнить с Божьей помощью и слова Святого Евангелия, которые читались в прошлое воскресение. Что Господь сказал о бесах? «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Это слова Самого Бога.

Поэтому будем поститься постом приятным и благоугодным Богу. И, истончая свое тело, станем сосудами и проводниками Божественной любви – этого высшего для нас блаженства.

https://pravlife.org/ru/content/kak-pravilno-opredelit-ramki-i-granicy-p...