Как Польша «демократизирует» Белую Русь. Николай Амбражевич

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
post thumbnail

Польские СМИ сообщили, что Варшава потратила за год на специфическую «помощь» странам «Восточного партнерства» 35,5 млн. долларов. Почти половина из них (17 млн.) пошла «на демократизацию Беларуси». Для сравнения: Украина получила от Польши за этот же период «на проекты по демократизации» только 13 млн. долларов[1].

«Демократизация» Белой Руси, т.е. финансирование местной малочисленной, но горластой прозападной оппозиции в основном осуществляется двумя способами. Если выделяемая сумма составляет несколько тысяч долларов и более, функционеры политизированных структур, как правило, получают деньги либо на свои подставные счета в банках соседних стран (чаще всего Польши, а также Литвы, Латвии, Чехии) и ввозят их наличными, либо с использованием кредитных карточек. В случае предоставления разовых грантов на сумму до одной тысячи долларов деньги передаются наличными в офисах международных организаций или иностранных диппредставительствах на белорусской территории.

Прямое финансирование нередко осуществляется под видом предоставления безвозмездной и технической помощи, а также в форме всевозможных грантов на реализацию якобы социальных, культурных, экологических, детских программ. Опосредствованная поддержка радикальных не столько антипрезидентских, сколько антироссийских политизированных структур оказывается также путем проведения за пределами республики многочисленных конференций, обучающих семинаров, издания агитационной печатной продукции и т.д.

Оплачиваемая подобным образом технология создания и культивации избирательно оппозиционных и огульно русофобских настроений извне направлена, прежде всего, на т.н. культурное ядро Беларуси – элитарную, а не массовую интеллигенцию. Людей, чей интеллектуально-образовательный потенциал превосходит возможности государства по удовлетворению их амбиций. Для них проблема – не в отсутствии способностей и энергии, а в невозможности реализовать эти амбиции на практике, обеспечив себе жизненный уровень, сопоставимый с уровнем западного интеллектуала (особняк, элитное авто, передвижение по миру).

Именно эти люди налаживают на «атомарном» уровне информационно-пропагандистский поток публикаций, дискуссий, разговоров, зачастую бесконечно твердящих одно и то же и в совокупности образующих единое длительное усилие. Из него, в свою очередь, рождается достаточно однородная коллективная воля, способная инициировать протестные действия и «раскачать» ситуацию на определенной территории.

Ориентирующаяся на немногочисленных интеллектуалов тусовка массовой интеллигенции местечкового разлива увлеченно обрабатывает и «раскачивает» сознание публики «атомарными» порциями своих оценок природы политического режима и жизни в Беларуси. Информационный поток достаточной мощности, оформляя стремления и чаяния массы, заставляет ее звучать как хорошо настроенный оркестр без дирижера. Именно так, обходясь минимумом организационного начала, Запад добивается накопления политического потенциала своих сторонников, в т.ч. во власти.

Основной упор делается на работу с молодежными структурами. Их взаимодействие с различными иностранными фондами осуществляется через систему предоставления грантов для реализации конкретных проектов. Например, по инициативе Восточноевропейского демократического центра (IDEE) в Германии стали проходить мероприятия с участием представителей молодежных организаций Беларуси, посвященные подготовке руководителей молодежных движений, развитию лидерства, оказанию помощи в разработке программ под гранты и перспективам их финансирования. Сеть созданных в городах Беларуси т.н. общественных клубов легла в основу инфраструктуры, обеспечивающей решение следующих задач:

- централизация распределения западных грантов среди NGO во всех регионах и формирование фондов для обеспечения количественного и качественного роста «третьего сектора»,

- создание многофункциональных центров поддержки «гражданских инициатив»,

- правовое образование функционеров NGO с целью повышения эффективности их влияния на органы власти.

В целом финансируемые Западом оппозиционные структуры концентрируют на целенаправленной работе по привлечению финансирования из источников внутри и вне республики; проведении социальных кампаний без явного (но реально имеющегося) политического подтекста, с целью завоевания симпатий различных категорий граждан; обеспечении максимально широкого информационно-пропагандистского резонанса своих PR-акций и выхода на массмедиа, в том числе белорусские государственные и российские; налаживании контактов с представителями различных госструктур и органов Республики Беларусь, посредством которых осуществляется лоббирование своих интересов; предстоящих выборах (в 2000-е гг. тренинги по основам проведения избирательных кампаний и их специфике в условиях Беларуси зачастую проводили граждане США).

В результате на сегодняшний день Запад имеет здесь вполне эффективный этнополитический инструментарий, используемый с целью втягивания республики в свои структуры («Восточное партнерство», НАТО), представленный тесно переплетающимися внутренним (националистическим) и внешним (польским) факторами. Т.н. националистические структуры РБ (представленные в основном римо-католиками) сегодня фактически являются инструментом полонизации и вестернизации в проамериканском ключе. Польская сторона при поддержке американцев озаботилась организацией ультранационалистического «эмигрантского белорусского правительства», рассчитывая на его признание международным сообществом еще в середине 2000-х гг. Незадолго до этого на Гродненщине в недрах «Союза поляков» были созданы параллельные властным структуры администрации. Налажены прямые и опосредованные контакты белорусских националистов с правящими польскими партиями – «Гражданской платформой» премьера Д. Туска и консервативно-клерикальной (ныне считающейся оппозиционной) «Право и Справедливость» экс-премьера Я. Качиньского, имеющей тесные связи с Ватиканом.

Посредством этих инструментов Вашингтон продвигает два геополитических проекта по противодействию евразийской интеграции и реинтеграции постсоветского пространства – соседский и региональный – четвертая Речь Посполита (альтернатива Союзному государству) и «Восточное партнерство» (альтернатива евразийской интеграции). Согласно заявлению президента США Барака Обамы польским медиа (29.05.2011), в случае успешной реализации этих проектов Польша при поддержке американцев уже в ближайшие 25 лет станет одной из лидирующих держав не только в Европе, но и в мире. Тужась соответствовать заокеанским ожиданиям, Варшава методично, год за годом выделяет десятки миллионов долларов, стремясь «отдемократизировать» соседей на востоке ради достижения этой цели.

________

Фото – http://lenta.mk.ua/article/803213.html


[1] pch24.pl/polska-przekazala-ukrainie-13-mln-dolarow,18501,i.html

http://rusedin.ru/2013/12/11/kak-polsha-demokratiziruet-beluyu-rus/