КАК ПО-НАСТОЯЩЕМУ СЛЕДОВАТЬ ЗА ХРИСТОМ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Толкование на 2 Кор. 7: 2–4

Апостол Павел на Крите

Апостол Павел на Крите

Беседа с верующими в Лимасольской митрополии 14 сентября 2022 года.

В своем послании апостол Павел обращается к жителям Коринфа, среди которых были те, кто сомневался в его апостольстве, утверждая, что он не из числа 12-ти. Как видите, человеческий фактор может проявляться и в Церкви. И поскольку он не был обычным, в их понимании, апостолом, т.е. одним из 12-ти учеников Христа, то некоторые христиане в Коринфе сомневались в том, что он также был призван Господом. Поэтому апостол Павел был вынужден писать им, чтобы укрепить их в вере и в любви Божией, утверждая, что в Церкви христиане следуют не за людьми, а за Богом.

Чтобы вместить другого человека в свое сердце, необходимо очистить его от страстей и грехов

Итак, во 2-м стихе 7-й главы апостол Павел говорит: «Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти». Апостол Павел призывает коринфян открыть свои сердца и впустить их, апостолов, внутрь. Но для того, чтобы открыть свое сердце, необходимо большое усилие, ибо, чтобы вместить других людей, надо найти для них место. Наше сердце подобно комнате. Когда мы хотим поставить в комнату новую мебель, то мы избавляемся от старой, чистим ее и наводим порядок. Таким образом, чтобы вместить другого человека в свое сердце, необходимо очистить его от страстей и грехов.

Страсти и грехи усложняют нашу жизнь, препятствуют нам, заполняют место в нашем сердце и не позволяют нам очистить свое сердце, чтобы впустить туда своего брата. Мы очищаем свое сердце через молитву, через исповедь, через святые Таинства нашей Церкви.

Все начинается с того, что человек осознает необходимость очищения, понимает, что его сердце наполнено ненужными вещами (как говорил старец Паисий, «полно всяким хламом»). Здесь необходим подвиг. Именно поэтому первой ступенью в духовной жизни является очищение: нужно очистить свое сердце от всего того, что в нем содержится. Но для того, чтобы его очистить, прежде всего надо понять, что ты нуждаешься в очищении, что у тебя внутри много бесполезного, что должно покинуть твое сердце. Пока человек не осознает этого, он не начнет подвиг очищения своего сердца. Подобно ситуации с наркоманом, игроманом, алкоголиком и прочими. Если человек не поймет, что он зависимый, если он будет продолжать говорить: «Да, со мной все в порядке», – то движения вперед не будет.

То же и в случае зависимости от какой-либо страсти. Например, человек сластолюбивый, сребролюбивый, тщеславный, эгоист, нервничает, злится, кричит. Если он не поймет, что имеет зависимость от этой страсти, он никогда не исправится. В притче о блудном сыне после его возвращения Иисус Христос говорит, что тот «пришел в себя», т.е. он понял, что оказался вдали от своего Отца. Столько времени блудный сын не мог этого понять, он был погружен в свои страсти, был как будто пьян – и наконец «пришел в себя». Если мы не поймем, что имеем зависимость от вещей, которые нам препятствуют, не позволяют нашему сердцу работать здоровым образом, не дают нам посмотреть на обстоятельства чистым взглядом, не позволяют нам полюбить своего брата, не дают нам помолиться, не дают нам сделать шаг вперед, то исправления никогда не произойдет.

В реабилитационном центре «Святой Покров» (Αγία Σκέπη), который мы окормляем и где находятся ребята, борющиеся с зависимостью от наркомании, первое, с чем работают психологи, – это чтобы пациенты признали свою зависимость. Необходимо осознать и принять этот факт! Как же человеку понять, действительно ли он имеет серьезную зависимость? А надо посмотреть, может ли он бросить свое пристрастие с легкостью. Если он собирается бросить и не бросает, значит, он зависимый. Вот, например, мы пьем кофе, но даже и он может вызывать зависимость. Я встречал человека, который был зависим не просто от кофе, а от конкретной марки кофе – кофе «Хараламбус». Однажды он приехал на Афон в монастырь Ватопед. С собой он привез небольшую упаковку кофе «Хараламбус», которая вскоре закончилась. Его охватила паника. Ему стали предлагать другой кофе, который монахи сами жарят и мелят, отличнейший кофе! Он же ни в какую не унимался. Даже спать не мог. Пошел пешком в Дафни, шесть часов туда и обратно, чтобы купить кофе «Хараламбус». Сколько у нас зависимостей! Конечно, данный пример абсолютно невинен по сравнению с другими, такими, как, например, наркотики, оказывающими разрушительное воздействие на человека. Так вот, если мы собираемся бросить и видим, что наше внутреннее «я» сопротивляется этому, значит, у нас есть зависимость.

Зависимость является большим грехом, потому что отнимает у нас то, что дал нам Господь, – нашу способность властвовать над собой

Зависимость является большим грехом, потому что отнимает у нас то, что дал нам Господь, – нашу свободу, нашу способность властвовать над собой. Мы не властвуем над собой, когда зависим от тех или иных вещей или даже от людей. Господь сохраняет свободу в человеке, ведь она является тем исключительным признаком, который указывает на природу нашего происхождения, то есть по Его образу и подобию. Если нам удается оставаться независимыми, как это задумал сам Господь, тогда мы действуем свободно.

Чтобы открыть свое сердце, необходимо его очистить, и начать нужно с познания своей зависимости. Сказать: «Да, я имею пристрастие, я “порабощен своим страстям”», как говорили святые отцы. Здесь очень полезна исповедь, даже если человек исповедуется без глубокого покаяния. Многие говорят: зачем детям исповедоваться, какие у них могут быть грехи? Конечно, маленький ребенок чист, он не может иметь такого покаяния, какое имеют взрослые люди, но таким образом он учится обозначать грех, страсть. Так вот исповедь помогает нам определить наши страсти, понять конкретно, чему мы порабощены. Она приземляет нас и указывает нашу цель. Тогда человек начинает бороться со страстями, и это серьезная и тяжелая борьба! Это как снимать с себя кожу, по словам апостола Павла, «совлечь с себя ветхого человека». Ведь мы соединены с ветхим человеком очень крепко, а потому, совлекая его с себя, мы как будто сдираем с себя кожу – настолько это сложный и болезненный процесс. А до того, как у нас получится это сделать, что происходит? Мы делаем то, что можем, мы трудимся духовно, а то, что не можем сделать, оставляем Богу. Будем просить Бога нам помочь совлечь ветхого человека и с покаянием воспринимать свои падения и свои слабости. Не нужно поддаваться панике, стрессовать, переживать. С достоинством, с миром душевным, со смирением будем каяться в своих грехах и страстях, прося у Бога сил и помощи продолжать этот подвиг. Когда человек просит у Бога силы, Бог помогает.

Как мы читаем в Евангелии, Господь сказал: «Трудно богатому войти в Царство Небесное; …удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши». Когда ученики это услышали, то стали спрашивать, кто же тогда может спастись? Господь сказал это для того, чтобы люди поняли, что сами они спастись не могут, но только с помощью Божией. Поэтому святые отцы говорят: «Отдай Богу свое намерение – и получишь от Него силу». Человек говорит: «Господи, я хочу совершить вот это, чтобы угодить Тебе». И Господь принимает его намерение и дает ему силу. Но даже если человеку не удается достигнуть задуманного и он не получает помощи от Бога, хоть и подвизается уже долгое время и достиг преклонного возраста, то пусть это не пугает его. Ведь очень часто Бог попускает нам пострадать от тех или иных страстей, чтобы они нас умалили и смирили. И бывает, что Бог предпочитает, чтобы мы имели эти страсти и пребывали в смирении и покаянии, чем были бы безупречными снаружи, чисты в своих поступках, но параллельно были бы горделивы и эгоистичны, и в сердце не было бы сокрушения. Господь хочет видеть нас смиренными кающимися, а не гордыми святыми. Святой старец Тихон Русский говорил: «Я молился и увидел ад, наполненный святыми гордецами». Что же русский старец хотел этим сказать? А то, что ад был преисполнен теми, кто думал, что они хорошие, и поэтому не испытывали потребности в покаянии, отчего никогда и не исправлялись.

В целом мы хорошие люди, мы не совершаем серьезных преступлений, а поэтому не имеем покаянного настроения

Часто такое случается с нами, людьми церковными. Это определенная опасность для нас. Ведь в целом мы хорошие люди, мы не совершаем серьезных преступлений, а поэтому не имеем покаянного настроения. Мы не можем понять то покаяние, которое имели святые люди, наше сердце очерствело. Бывает, видишь человека, который вроде ходит на исповедь, но сердце его не сокрушенно, он черствый, внутри у него эгоистичная самоуверенность, и это лишает его Святой Благодати. Божия Благодать приходит в сердце человека сокрушенного. Бывает, мы видим, как на исповедь приходят люди с тяжелыми грехами, но с сокрушением сердечным, в них есть смиренный дух, покаяние, и тогда мы ощущаем, как Благодать Святого Духа присутствует во время Таинства и исцеляет человека. А бывает, приходит внешне хороший и благополучный человек, но каким вошел, таким и вышел, никакого покаяния и никакой энергии Святой Благодати. Поэтому часто Господь попускает, чтобы страсти терзали нас, ведь они нас смиряют. Не потому, что Бог хочет, чтобы мы грешили, а потому что, если Он даст нам Свою Благодать и мы перестанем грешить, тогда над нами возобладает эгоизм, мы будем иметь хорошее представление о себе, и тогда мы навечно отлучимся от своего Отца Небесного. Когда мы горды и сердце наше очерствело, Бог не с нами.

На Святой Горе много лет жил один монах. Он был уже в преклонном возрасте, но имел одну страсть, которую никак не мог побороть. Был он великим подвижником, очень много подвизался, но никак не мог победить эту слабость. Тогда он пошел к старцу Паисию, и старец отправил его ко мне поисповедоваться. Позже я спросил у старца: «Геронда, этот подвижник прилагает столько усилий, почему он никак не может освободиться от своей страсти?» И старец ответил: «Действительно, столько трудов он положил и заслуживает освобождения. Но смотри, Бог не освобождает его от этой страсти, потому что у него внутри есть ожесточенность, он станет жестоким, он потеряет Царствие Божие». Прошло некоторое время, и этот брат действительно нашел облегчение от своего искушения, в течение 6–9 месяцев он чувствовал себя прекрасно. Но что появилось? Появилась вот эта ожесточенность, о которой говорил старец. Он потерял тот покаянный дух, который имел ранее, когда приходил на исповедь, плача и сокрушаясь о своих падениях. Он начал осуждать других, разговаривать жестко с людьми, ссориться – проявился совсем другой характер. Поэтому правильно говорил старец, что человеку был необходим этот кнут. Через какое-то время страсть опять вернулась, и этот брат опустил крылья, склонил голову и остался смиренным, каким его и призвал к Себе Господь.

Это то, что хочет от нас Господь: сердце сокрушенно и смиренно. Но это не значит, что мы должны грешить, чтобы иметь сокрушенное состояние, но мы должны взращивать покаяние внутри своей души. Кто-нибудь спросит, как это сделать, когда в целом я вижу себя неплохим человеком? Я тоже задавался похожим вопросом, когда смотрел на старцев, особенно на нашего старца Иосифа, который был учителем покаяния и молился, проливая тонны слез. Он ни разу не причастился без слез. И это не такие слезы, как у нас: пустим две слезинки, да и только, – но вопль. Когда он подходил ко причастию и брал в руки плат, нам, священникам, приходилось его ждать, пока он сможет перевести дыхание, собраться и принять Святые Дары. Он не мог остановиться в своем плаче, и так происходило на каждой литургии. Столько лет я там служил, причащал его четыре раз в неделю и спрашивал себя: «Придет ли он хоть раз без слез?» Столько лет я был рядом с ним и ни разу не увидел, чтобы он причастился без слез. Так же и в своей келье несметное количество ночей он провел в слезной молитве.

Что заставляет святых плакать? Это происходит не потому, что они совершили тяжкие преступления. Нет, они никого не убили, никаких больших грехов не совершали. Например, этот старец с 16 лет жил в монастыре, много подвизался, видел примеры святых людей. Сначала он жил в монастыре Ставровуни (Кипр), потом подвизался на Афоне у святого старца Иосифа Исихаста. Конечно, у него, как и у всех людей, были обычные человеческие слабости, однако больших грехов, которые бы он вспоминал и плакал, не было. Старец говорил вот что:

«Когда я смотрю, где Бог, а где я, какой Он и каков я, который был создан по Его образу и подобию, меня сотрясает то расстояние, которое нас разделяет, и я не могу этого вынести».

Получается, что они видели те дары, которые Бог дал людям, и тот грех, который нас разрушил и сделал никчемными. А ведь мы получили дары не только в момент творения, но и от Благодати, потому что мы, христиане, во время Таинства Крещения облеклись во Христа: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». И вот, вместо этого мы видим огромное количество своих грехов, ошибок, страстей, и все это заставляет нас сильно сожалеть, страдать и переживать из-за того расстояния, которое отделяет нас от Бога Отца.

Любовь святых к Богу была настолько велика, что они не могли слышать имя Иисуса Христа без слез

Их любовь к Богу была настолько велика, что они не могли слышать имя Иисуса Христа без слез. Геронда перестал приходить на общую с нами трапезу, потому что за трапезой обычно читаются духовные поучения, и, когда были чтения о Христе или о святых, которых геронда особенно почитал, таких как святой Георгий, святая Екатерина, мы были вынуждены прекращать вкушать пищу, потому что у геронды текли слезы как из крана. Такое явление у святых является результатом чистоты их сердца. Скорбь и покаяние очистили их сердца, которые теперь могли вместить весь мир и всех людей. Поэтому Христос учит нас прощать своих врагов и даже любить их, а это еще сложнее, чем первое. То есть нужно вместить их в своем сердце так же, как мы имеем в своем сердце своих родителей, детей, супругов, людей, которых мы любим. Просто сказать «я прощаю тебя» – это всего лишь первая ступенька, но любить и ничего не требовать от них, не просить, чтобы они нас простили, чтобы они нас полюбили, это уже другой уровень. Желать, чтобы люди нас любили, это не совсем здоровое поведение, это признак человеческой слабости, болезни.

Апостол Павел говорит коринфянам: «Вместите нас. Мы никого не обидели». Апостолы никого не обидели, потому что они дали всем благословение через распространение Евангелия, они ни от кого не скрыли слово Божие. Обидеть – это значит поступить несправедливо с другим человеком, отняв, например, то, что ему принадлежит, но еще большая несправедливость – это обидеть самого себя, лишив себя познания Бога. Мне вспоминаются слова старца Паисия, которые он обращал к молодым людям: «Не обижайте самих себя, ребята». Этим он хотел им сказать, что, лишив себя любви Божией, познания Бога, они поступят несправедливо по отношению к самим себе. Почему? Потому что человек действует здраво только тогда, когда он поступает в соответствии со своей истинной природой, как образ Божий. Например, у тебя есть самолет, который создан, чтобы ты летал в небе, а ты используешь его как велосипед и тем самым «обижаешь» этот самолет. Так и человек: он создан, чтобы радоваться тому, что он является образом Божиим, и если он не живет так, то он несправедлив по отношению к себе, он теряет всю ту красоту, которую ему даровал Господь.

«Никому не повредили, ни от кого не искали корысти». Это является критерием истинности. Если ты видишь, что некий человек, то ли клирик, то ли мирянин или вообще кто-либо, использует своего брата, то этот человек не Божий. Человек не может использовать своего брата для собственных целей ни по какой причине и никаким способом. Где-то в апостольских постановлениях есть такие слова: тот учитель, который приготавливает трапезу для одного себя и наслаждается ей, заботится только о себе и больше ни о ком. Важной характеристикой для учителей Церкви является бескорыстие, они ничего не просят для себя, и если даже мы что-то приносим для них, то они отдают это другим. А там, где мы видим корысть и эксплуатацию, там отсутствует Святой Дух Божий и работают человеческие законы.

Святые сострадают людям гораздо больше, чем страдают сами эти люди

«Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить». Святые апостолы, будучи духовными отцами для народа, имели постоянную связь со своими братьями, своими духовными чадами. Как говорит апостол Павел: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11: 29). То есть апостолы были рядом со своими духовными чадами и сострадали вместе с этими людьми. Святые сострадают людям гораздо больше, чем страдают сами эти люди. Бывает, что человек оказывается в состоянии духовной смуты и не видит всей правды о себе, не ощущает боли от того образа жизни, которым он живет, не осознает хаос, в котором оказался. Человек же Божий, который видит, каков человек есть на самом деле, страдает гораздо больше, чем тот человек, который не понимает, по крайней мере в данный момент, в какой трагической ситуации он оказался. Это как с пьяницей, который не понимает опасности и вреда, которые себе наносит. Здоровый человек, видя пьяницу, жалеет его, ему стыдно за то, что делает другой, но пьяница ничего не понимает, потому что его состояние не позволяет ему адекватно оценить свое положение.

«Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей». Как хороший учитель, каким был апостол Павел, поругав немного своих учеников, чтобы образумить их, он тут же после этого начинает их хвалить. «Я поражаю и Я исцеляю» (Втор. 32: 39), – говорит Господь. То есть Бог говорит, что даст оплеуху, но потом все залечит. Я потесню человека, чтобы он получил урок, чтобы он смирился, чтобы он понял, что происходит, чтобы он пришел в себя, хоть даже и поскорбит немного. Например, хороший врач, который должен вам поставить укол, не будет спрашивать, боитесь ли вы уколов, и не будет слушать вашего нытья, когда будете просить не делать вам укол, он так или иначе поставит вам укол, хотите вы того или нет, ведь вы пришли к нему за исцелением. Так же и в духовной жизни. Духовные врачи, такие как апостолы, учителя Церкви, святые отцы, – все они не колеблются, когда необходимо преподать нам урок с той целью, чтобы мы пришли в себя и осознали свою слабость, нашу страсть, нашу травму, но параллельно они дают нам и много утешения.

Об этом необходимо помнить и родителям. Все, у кого есть дети и внуки, воспитывайте своих детей так, как считаете правильным, но при этом важно, чтобы дети были уверены, что вы их любите, что все, что вы делаете, вы делаете по любви. Вы не делаете от зла, по какой-то вашей страсти, эгоизму, но вы делаете, потому что любите их по-настоящему. Тогда они будут вас уважать и принимать вашу целительную терапию. В монашестве мы застали суровые времена, когда еще было живо старое поколение афонских монахов (таких, как наш старец, который был учеником Иосифа Исихаста, великого подвижника и «врача»). Наши старцы не отличались особой деликатностью и, например, могли прилюдно накричать на молодого монаха и опозорить его, но мы понимали и видели, что все это они делали по любви. Поэтому хоть нам и было тяжело это выносить, особенно в начале нашего монашеского пути, но любовь старцев удерживала нас, и мы проявляли терпение, воспринимая с благодарностью этот воспитательный бич, который помогал нам встать на путь духовный и полезный для наших душ.

Многие родители советуют своим детям добрые вещи, но они это делают, потому что ими руководят страсти, потому что это выгодно им самим. Например, они хотят, чтобы их ребенок трудился и говорят ему о необходимости труда, но они побуждают его к труду не потому, что это полезно для ребенка, а потому что им надо, чтобы ребенок выполнил для них какую-то работу. Ребенок это понимает, конечно же. Он видит, что все это говорится ради выгоды родителей, но не для блага ребенка, и это лишает всякой силы слова родителей. Исцеления не происходит. Поэтому взрослые должны быть очень внимательными, должны любить бескорыстно своих ближних и тех, кто от них зависит, кто бы это ни был: дети ли, подчиненные ли или еще кто-либо.

И не быть скупыми на добрые слова. Видите, как апостол Павел, который прежде бранил коринфян, теперь говорит, что гордится ими, что их поведение принесло ему утешение, что его радость преизобилует и покрыла все прежние скорби. Разве они были такими? Конечно, нет. Они, как и прежде, совершали ошибки, но он спрятал горькую пилюлю под сладкую оболочку, чтобы они могли ее принять. Как таблетки, которые мы принимаем: возьмешь ее в рот, вроде ничего, терпимо, подержишь немного, и вкус становится невыносимым. Так и в воспитательном процессе. Он сказал все, что должен был им сказать, как хороший «врач», а теперь он хвалит и говорит им добрые слова. Все, что он говорит им, является полной правдой, потому что апостол Павел, как их духовный отец, именно так к ним и относился.

Печаль ради Бога ведет к покаянию, она не убивает человека, но делает его радостным

В конце он говорит: «преизобилую радостью, при всей скорби нашей», т.е. несмотря на печаль, которая присутствует в моей душе, я имею огромную радость. Апостол Павел сильно переживал за всю Церковь Коринфа, но, поскольку это была печаль ради Бога, она рождала и большую радость. Печаль ради Бога ведет к покаянию, она не убивает человека, но делает его радостным. А вот мирская печаль, которая не от Бога, приводит нас к отчаянию, унынию, к желанию отомстить, к злости. Если мы печалимся ради Бога, то имеем утешение, поэтому святые не боялись печали ради Бога: чем больше трудностей у них было, тем больше благословений они получали от Господа, эта печаль рождала радость в их сердцах.

Помню, в одном монастыре был монах, который болел неисцелимой болезнью, и был там еще один монах, который жил в затворе на протяжении многих лет. Когда он узнал, что тот брат имеет тяжелую болезнь, он вышел из своей кельи, хоть раньше и не выходил никогда, пошел к нему, постучал в дверь и спросил: «Ты рад, что болеешь?» Тот брат очень удивился. Тогда затворник сказал ему: «Будь радостным, претвори свою боль в радость с помощью Благодати Божией». Как говорит старец Паисий: «Чем больше у нас трудностей, тем больше благословений мы будем иметь от Господа в нашей жизни».