Как Папа Римский стал святым. Игорь Сухарев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Ночная служба в дальних пещерах только что закончилась. Мне захотелось немного задержаться в их лабиринтах. Узкий коридор, расширяясь, открывал небольшое ярко освещенное помещение. Я остановился, заглянул за резную решетку деревянных ворот и застыл: прямо передо мной, на полках стояли стеклянные сосуды с главами мучеников – они мироточили, источая удивительное, ни с чем не сравнимое благовоние. Я слышал об этом раньше, относился слегка скептически, и вот сейчас, будто кто-то развернул меня лицом к чуду. Я стоял и не мог оторвать глаз.

«…а одна из них – глава святого Климента – папы Римского», – монах открывал створ ворот и что-то рассказывал. «При чем здесь папа Римский?» – подумал я, но спросить постеснялся, да, и не до того было: в двух шагах от меня естественно, открыто и просто происходило чудо. И эта простота наделяла событие какой-то особой значительностью и смыслом. Именно сейчас и именно так должно было это открыться мне. Держа в руках бесценный дар - маленькую баночку с миром, я поднимался по лестнице к выходу, чтобы через несколько лет состоялась встреча в другом пещерном храме.

Так в 2001 году в Киево-Печерской лавре я впервые услышал о cвященномученике Клименте Римском. Для древней Руси это имя было очень значимо. Святой почитался как защитник земли русской. Вот как сказано о нём в памятнике ХI в. «Слове на обновление Десятинной церкви»: «мученикам – похвала, святителям – украшение и незыблемое основание Церкви Христовой, которую врата ада не одолеют! И истинный заступник стране Русской, и венец преукрашенный славному и честному граду нашему и великой митрополии же, матери городам. Тобою русские князья похваляются, святители ликуют, иереи веселятся, монахи радуются, люди добродушествуют, приходя с горячею верою к твоим христоносным костям, утоляя святынею жажду, и, хваляще Бога, возвращаются восвояси, освящая дома, и храмы, и тела свои кроплением, и мажутся, и пьют, принимают здоровье душой и телом, благодаря твоим честным молитвам». В его честь освящались храмы, из дальних мест приходили поклониться его мощам в Киев. Обстоятельства его удивительной жизни и мученической кончины были известны многим. Сейчас же даже в крымских приходах о нем известно далеко не всем. Его икона – редкость в церковных лавках.

Он родился в благополучии и достатке, человек, предназначенный для великого служения. Благородный, любящий отец, верная, заботливая мать. Оба они были из богатых и знатных семей Рима, жили в согласии с общественными устоями, поклонялись языческим богам. Положение семьи представлялось прочным, надёжным, предопределенным на многие годы вперёд. А где-то в далекой Иудее уже воссиял свет истинной веры. Необходимо было чему-то произойти, чтобы привести этих людей в движение, подвигнуть их к духовному поиску. Череда событий разлучает их. Мать принимает решение покинуть Рим и исчезает в неизвестности с двумя старшими детьми. Отец отправляется на их поиски. На долгие 20 лет Климент остается один, и в полной мере ощущает всю ненадёжность, зыбкость земного бытия. Господь знает, как сделать каждого из нас открытым для духовного опыта. Кому-то нужно остаться одному.

Что сдвинуло его с места? Тоска по близким или слух о новом учении, способном ответить на те вопросы, которые он, будучи человеком образованным и умным, часто задавал себе. Двадцати четырех лет от роду он отправляется на восток. Едет ли он искать истину или неосознанно надеется увидеть своих близких, которых считал уже погибшими? Встретив Апостола Петра, Климент обретает и то и другое. Он принимает от Апостола святое крещение, становится его спутником. Путешествуя с ним, он, уже как единоверцев встречает своих братьев, а затем мать и отца, которые тоже принимают крещение. Некогда разлученные, они соединились во Христе. Далее были годы вдохновенных трудов проповеди христианства.

В 92 году верный сподвижник Апостола Петра становится его приемником на Римской кафедре. Это были времена гонений. На крови мучеников созидалось здание Церкви. Их страдания обращали ко Христу, и святой Климент делал все возможное, чтобы ни одно из этих страданий не осталось неизвестным. Для этой цели он назначает писцов, разделив Рим на семь участков. Он был мудрым пастырем, умел обустроить церковную жизнь в Риме. Но и другие Церкви не остались без его попечения. Ко времени его епископства в Риме относится его послание к Коринфской церкви. С каким терпением и любовью он увещевает возмутителей церковного порядка. Простота и ясность мысли в этом, одном из первых, послеапостольских произведений, открывают его как замечательного проповедника. «Как блаженны и чудны дары Божии, возлюбленные, Жизнь в бессмертии, сияние в правде, истина в свободе, вера в уповании, воздержание в святости: все это доступно нашему разумению. Какие же дары еще уготовляются ждущим? Творец и Отец веков, Всесвятой, Он Сам знает их величие и красоту». А, вот о любви: «Несказанна высота, на которую возводит любовь. Любовь соединяет нас с Богом; любовь покрывает множество грехов, любовь все принимает, все терпит великодушно. В любви нет ничего низкого, ничего надменного, любовь не допускает разделения, любовь не заводит возмущения, любовь все делает в согласии, любовию все избранные Божии достигли совершенства, без любви нет ничего благоугодного Богу. По любви воспринял нас Господь; по любви, которую имел к нам Иисус Христос, Господь наш, по воле Божией дал кровь Свою за нас, и плоть Свою за плоть нашу, и душу Свою за души наши». Да, он знал, как привести к вере и простолюдина и сановника. Их, уверовавших, было слишком много, чтобы не вызвать раздражения императора Траяна, он и осуждает святого на заточение в каменоломнях Херсонеса Таврического. Пораженный силою веры святого, он произносит ему вслед: «Бог, которому ты служишь всем сердцем, да поможет тебе в твоем изгнании».

Встреча в Крыму
Крым, знакомый с юности, объезженный и исхоженный, любимый за удивительную, ни на что не похожую природу, не был известен мне своими святыми местами. Я приезжал сюда часто, почти каждое лето, и эти поездки были далеко не благочестивы. Даже крестившись, я продолжал воспринимать Крым лишь как место развлечений, в лучшем случае, местом наслаждения красотой. Изредка происходили события, заставлявшие меня останавливаться и застывать в растерянности. Помнится, я был очень удивлен, когда узнал, что по Крыму ходил святой апостол Андрей, не где-то там, а на этом побережье, где я пребываю в праздности. Совершенно непонятно, что делать дальше, когда попадаешь в места, где бывали святые бессребреники Косма и Дамиан и неожиданно узнаешь об этом. Продолжать веселиться?

Но такое случалось не часто и продолжалось недолго. Жизнь возвращалась в привычное русло. Я почти ничего не знал о храмах и монастырях Крыма. Даже о месте крещения Святого Владимира я имел весьма смутное представление.

Старый портфель, доверху наполненный фотографиями с видами Крыма - как приятно было осенними вечерами разглядывать их в теплой компании - давно отправлен в кладовку. Слишком много изменилось в моей жизни, и даже смотреть на это перестало хотеться. Появилась семья, такая, какую я и просил у Бога, родились дети. Крым, известный мне, становился все более далеким, новый для себя Крым я узнавал издалека – что-то читал, слушал. Поехать долгое время не получалось. Так прошло 10 лет. Этим летом я испугался, что Крым может стать бесконечно далеким из-за нарастающих политических разногласий, и я не успею показать его детям. Духовная, историческая, природная красота Крыма – желание открыть ее для себя и семьи, подтолкнуло к решению: надо ехать. Мы долго обсуждали с женой, как правильнее совместить довольно длительную туристическую поездку с паломнической, будет ли у нас возможность регулярно посещать храм, соблюдать посты, как создать комфортные условия для детей. Все это нам казалось довольно сложным. Но в путешествии мы не столкнулись ни с одной из этих трудностей. Духовная составляющая поездки складывалась, как бы сама собой. Встречи, события, открытия происходили так, как будто невидимая рука вела нас.

Первая область Крыма, которую я решил показать семье – Севастополь и его окрестности. Я долго выбирал место, где остановиться и тоже, вроде бы случайно, выбрал дачные места в районе Казачьей бухты…



Остров в Казачьей бухте, место мученической смерти святого Климента и место обретения его мощей

Свято-Климентовский монастырь был вторым в наших планах. До этого мы успели посетить Свято-Георгиевский монастырь на Фиоленте. С экскурсионной группой мы плыли на катере в глубь Севастопольской бухты, приближаясь к инкерманским каменоломням. Этим же путем сюда 1900 лет назад прибыл святой Климент. Здесь ожидал его тяжелый труд и 2000 каторжников христиан, нуждавшихся в пастыре. Легко ли быть на положении раба и оставаться епископом? Сколько смирения и любви необходимо для этого?

Белый инкерманский камень - из него строился Севастополь. А в те далекие времена его грузили на корабли и отправляли в разные концы Римской империи. Прорытые в скалах руками христиан пещеры становились храмами. 75 церквей стараниями святого Климента было устроено в округе.

Храм во имя святого апостола Андрея Первозванного сделан самим Климентом. Небольшое помещение, низкий свод. В восточной части прямо в скале прорублены два небольших окна и врата, ведущие в алтарь с престолом, вырезанным из камня. Мы трогаем неровные стены, камень как будто хранит тепло рук святого. Здесь он служил, молился, проповедовал, исцелял. Одно из чудес совершенных им – открытие в этих безводных местах источника. Воды его обладали целительной силой, в них Святой Климент совершал таинство крещения. До пятисот человек в день крестил!



Монастырь в скале, в котором подвизался святой Климент. "Балкончики" с зелеными куполами - это колоколенки

В Севастополь мы возвращались на автобусе. Экскурсовод знала житие святого Климента, на обратном пути она рассказывала о его мученической кончине.

Столь очевидные успехи ссыльного епископа не оставляли языческим властям выбора. По приказу Траяна в 101 году крымские христиане были подвергнуты жестоким гонениям. Самого же епископа Климента утопили, привязав к корабельному якорю, чтобы тело его не могли найти. Однако, по молитвам учеников, море на 7 дней отступило и открыло нетленное тело мученика, находившееся в небольшом храме, названным ангельским, Так стало происходить каждый год в день его мученической кончины. То, что предполагалось, как место забвения, стало местом славы Божией. Много совершалось чудес, много было уверовавших, исцелённых. Святой и после смерти продолжал свою проповедь. Так продолжалось до IX века, затем на 50 лет мощи стали недоступны, море перестало их открывать. В 861 году cвятые Кирилл и Мефодий после усердных молитв обрели мощи cвященномученика Климента. Часть мощей была отправлена в Рим, другая часть до Х века хранилась в храме, недалеко от места их обретения. Затем Святым равноапостольным князем Владимиром по благословению местного епископа честная глава была перенесена в Киев.

Связь восстановилась, и, казалось бы, история получила для меня вполне логичное завершение: встреча, которую я ждал, состоялась…

- Место утопления Святого Климента, - рассказывала экскурсовод,- и место обретения его мощей известно – это небольшой островок в Казачьей бухте.
- Как! В Казачьей бухте!? Мы же остановились рядом!

Острова в Казачьей бухте
На противоположном от нас берегу Казачьей бухты расположился поселок Казачье. Железные гаражи, старенькие пятиэтажки, очень много мусора, нанесенного отдыхающими. По мере приближения к пляжу количество мусора возрастает настолько, что приходиться выбирать место, куда ступить. Поселок ничем не привлек бы наше внимание, если бы не храм. Мы собирались туда в ближайшее воскресенье, но решили пойти на следующий день после экскурсии. Белоснежная церковь видна издалека. Она недавно построена, очень красива, постоянно благоустраивается трудами настоятеля и прихожан. Верхний храм освящен в честь святителя Филиппа Митрополита Московского, нижний – в честь священномученика Климента. Здесь мы познакомились с настоятелем – отцом Вячеславом и расспросили его об острове.



Храм святителя Филиппа, митрополита Московского в Казачье бухте

Островов, связанных с именем святого Климента, два. Первый находится на территории военной части в самой глубине Казачьей бухты, совсем рядом с берегом. Здесь и находился храм, где сохранялись мощи Святого Климента после их обретения. Есть достоверные исторические свидетельства о существовании здесь древнего храма. Возможно, именно на этом месте находилась ангельская церковь, открывавшаяся при отступлении воды. О необходимости археологических работ говорят много, но средств на это нет. Ныне на этом месте памятник десантникам. Второй остров, о котором и идет речь – место мученической смерти Святого Климента и место обретения его мощей святыми Кириллом и Мефодием. Он находится почти в середине Казачьей бухты в 150–200 метрах от берега. Это каменистый островок метра три в диаметре.

От храма до самого близкого к острову участка берега мы дошли минут за пять. Я не решился взять с собой семью и поплыл один, с намерением помолиться в уединении. Доплыл я легко. То, что я увидел, производило жуткое впечатление. Весь остров оказался завален мусором. Возмущение сменилось желанием что-то немедленно сделать – в найденный большой пластиковый мешок собираю мусор. Так проходит полчаса. Всего, конечно, за один раз не соберешь. Внешне, по крайней мере, стало чище. Опускаюсь на колени: «Святый священномучениче Клименте, моли Бога о нас»… Кто-то кричит, обращаясь ко мне, спрашивает о чем-то, смеется. Мимо проплывает яхта (рядом яхтклуб), на корме подросток, смотрит в мою сторону, крутит у виска пальцем. Уплыли. На берегу – дикий пляж: беспорядочное движение разгоряченных тел, всплески, возгласы, разноцветные зонтики. Из воды видны чьи-то головы, они движутся от берега к острову. Одна голова впереди, две – чуть сзади. Еще минута и на остров выходит парень лет 25. Лицо открытое, умное, взгляд удивленный. Крест на шее. А не рассказать ли ему о Святом Клименте? Знает ли он что-нибудь об этом месте? Слушает внимательно, уважительно кивает головой, присаживается на камень. Тем временем вылезают из воды две его веселые подружки, отряхиваясь, устало опускаются рядом. «Это место святое», - серьезно говорит мой благодарный слушатель. Как просто! Как мало порой нужно. Иногда достаточно знать – где ты, чтобы почувствовать – кто ты.

Поговорив еще немного, мы прощаемся. Я забираю мешок с мусором и отправляюсь в обратный путь. Большой мешок получился! Плыть тяжело. Одной рукой гребу, другой – держу мешок. Он оказался дырявым и быстро наполняется водой. Часть мусора вываливается в воду, но большая пластиковая бутылка заткнула брешь. Ничего – половина пути позади! Вот они - домочадцы мои – заждались, на берегу стоят, переживают, шеи вытягивают, руками машут. Надо им махнуть в ответ, чтобы не волновались: «Всё нормально, эй!». А, вот и дно. Вытаскиваю отяжелевший мешок на берег. Всё. Слава Тебе Господи!

Мы прощаемся с Казачьей бухтой. Наш путь в Симферополь к мощам Святителя Луки, потом – на южное побережье Крыма. Я смотрю на эту маленькую груду камней и пытаюсь представить – как это было 1150 лет назад. Ведь святые Кирилл и Мефодий ожидали, что воды расступятся, как это бывало раньше. Они с народом стояли на берегу и молились. Но море было недвижимо. Уже спустилась ночь, когда святые решили на корабле выплыть на середину бухты. Они продолжали молиться и ждать. Рядом с ними стояла заранее приготовленная рака для мощей: так велика была их вера. Вдруг удивительный свет озарил морскую гладь, и из глубины возникла сначала глава, а затем и все нетленное тело святого Климента. Господь как бы отдал святые мощи не на 7 дней, а насовсем. Зачем? Может быть для того, чтобы Святой Владимир имел впоследствии возможность увезти их в Киев и святой был бы прославлен на принявшей христианство Руси? Бог весть. «Как блаженны и чудны дары Божии…».
http://www.nsad.ru/articles/kak-papa-rimskij-stal-svyatym