КАК ОТЛИЧИТЬ ПРАВДУ ОТ ЛЖИ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.

 

На пасхальной неделе за богослужением мы много раз поем: «Воскресение Христово видевше». Вероятно, кто-то задумывался, можем ли мы быть непосредственными свидетелями Воскресения Христова? Без сомнения, каждый раз мы выходим за рамки времени и становимся настоящими участниками тех давних евангельских событий, когда начинаем очищать свою душу и тело от греха. Сам Господь заповедям блаженства об этом говорит: "Блаженны чистые сердцем, яко они Бога узрят» (Мф. 5: 8).

Когда мы грешим, грех затмевает наши духовные глаза и не дает распознать, где добро, а где зло, где правда, а где ложь. Поэтому мы делаем в жизни много ошибок, мучим себя и окружающих и в конце концов обрекаем на вечные загробных муки. Когда мы освобождаем свою душу от греховных страстей, тогда нам легче отличить свет от тьмы, а любовь от ее подделки.

В эпоху быстрого развития СМИ все чаще грех выдается за норму жизни. Перед нами, христианами, сейчас стоит очень непростая задача: не только самим научиться правильно определять, где добро и зло, но и быть отважными свидетелями правды для других людей, не бояться вещи называть своими именами. Это может вызвать ненависть и гонения против нас, но Господь всех утешает словами: «Блаженны вы, когда позорить и гнать вас будут, и будут лицемерно неправедно злословить ... Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:11, 12).

В Евангелии, которое сейчас читали, Христос прошел через закрытые двери в Сионской горнице, где были собраны из-за страха от иудеев ученики, приветствовал их миром и дал им Духа Святого для прощения грехов. Спаситель сказал: «Кому простите грехи, простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:23). Так, было установлено Таинство Покаяния. Если бы не было этого Таинства, тогда бы мир давно уже перестал существовать, потому что из-за накопления грехов мы уничтожили бы самих себя, а еще раньше окружающих. Как мы нуждаемся каждый день омывать свое тело от грязи, так же душа требует регулярного очищения от грехов. Таким местом для очищения души Церковь Христова. Господь говорит: «Если [ваши грехи] будут красны, как пурпур, как волну убелю» (см. Ис. 1:18).

Сейчас появилось много религиозных общин, которые хотя и обещают освобождение от грехов, но не могут этого сделать из-за того, что их лидеры сами нарушили Закон Божий и отпали от церковного единства. В Церкви учат верности, смирению, настоящей любви, честности, самоотречению, послушанию, а какое моральное право учить имеют люди, которые из-за собственных властолюбивых амбиций или политического расчета раскололи Церковь и тем самым отреклись всех этих качеств?

В то же время они очень тщательно следят, чтобы наименьшую нашу ошибку в церковной или личной жизни использовать как доказательство того, что мы служим не Христу, а политикам, и таким образом оправдать свой грех раскола.

Надо понять, что, как сказал Сам Христос, Он пришел призвать не "праведных, а грешников к покаянию» (см. Мф. 9:13). Действительно, все мы много грешим, но основная разница между нами и раскольниками не в количестве грехов или хороших поступков, а в общем отношении к греху. Можно впасть в серьезный грех, но найти благодатные силы для того, чтобы встать из грязи греха, чистосердечно покаяться и идти дальше по пути спасения; а можно радоваться своей праведностью и вместо раскаяния в грехе раскола постоянно оправдывать себя политической целесообразностью и таким образом самим погибать и вести за собой на гибель тысячи людей. Не просто так святитель Иоанн Златоуст утверждает, что грех раскола несмываем даже мученической кровью.

Когда святой апостол Фома воочию убедился в том, что Христос действительно воскрес, то он воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Ин 20:28). Хотя Господь вознесся на небо и сел одесную Отца, но в то же время Он обещал быть среди нас до скончания века. В Его реальном присутствии среди нас за двухтысячелетнюю историю христианства могли убедиться миллионы людей, среди которых много святых и мучеников, которые жертвовали даже своей жизнью, чтобы быть со Христом. Его присутствие мы ощущаем и сейчас каждый раз, когда с верой и благоговением молимся, каемся в грехах, приступаем к Причастию. Поэтому никогда не поддадимся на злую ложь и политическую пропаганду тех, которые отпали от Господа и Его Святой Церкви, а будем дорожить Божьим присутствием среди нас.

Аминь!

(Проповедь произнесена в церкви святителя Николая г. Калуш Ивано-Франковской и Коломыйской епархии)

http://pravlife.org/ru/content/kak-otlichit-pravdu-ot-lzhi