Как Омский музей имени Врубеля отмечает 100-летие

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Как Омский музей имени Врубеля отмечает 100-летие
Выставка "Парад премьер" завершает череду творческих проектов, посвященных юбилею музея.

Омский музей изобразительных искусств имени Врубеля отмечает 100-летие выставкой, на которой представлены произведения от эпохи Возрождения до конца ХХ века. Многие станут открытием для публики. О "Параде премьер" Динара Шамец.

Полотно "Аллегория Веры" итальянского художника Грегорио Ладзарини одним из первых поступило в омскую коллекцию в 1927 году. Но из-за плохой сохранности публика ни разу картину не видела. Лишь несколько лет назад местные реставраторы смогли вернуть полотну экспозиционный вид. Кому оно принадлежало, еще предстоит узнать. "На обороте сохранился маленький остаток сургучной печати с буквами, которые можно идентифицировать как слово "адмирал". А вот что это за адмирал, я надеюсь, что мы узнаем, но это уже задача на следующее десятилетие работы нашего музея", – рассказала куратор выставки Елена Реутова.

Имя автора этой картины помогла открыть сотрудник Государственного Эрмитажа Ирина Артемьева. Она установила, что две створки этого католического алтаря выполнены итальянским художником Денисом Кальвартом."Примечательно, что произведение Дениса Кальварта в России хранится только в Государственном Эрмитаже, и вот сейчас еще одно произведение атрибутировано в собрании Омского музея", – сообщила Елена Реутова.

Установлено авторство и трех произведений ювелирного искусства из собрания князей Юсуповых. Почти век считалось, что это – работы неизвестных мастеров. Но с помощью современного оборудования удалось разглядеть едва заметные клейма на серебряном роге, декорированном расписной эмалью. Так открылось имя австрийского ювелира эпохи историзма Германа Ратцерсдорфера. "Здесь было клеймо, которое мы раньше читали и интерпретировали просто как мастер, и его инициалы. То есть буква "H" и буква "R". Из них как монограмма образуется, они соединяются. И вот удалось найти точно такие же клейма на предметах, которые точно атрибутированы. Установлено, что это клеймо автора, мастера. И оно принадлежит Ратцерсдорферу", – пояснил хранитель фонда декоративно-прикладного искусства Омского музея изобразительных искусств им. Врубеля Игорь Глазов.

Впервые после реставрации показывают публике и "Саломею" ученика Коровина и Серова Василия Денисова. Профессиональный музыкант впервые взял в руки кисть почти в сорокалетнем возрасте и много экспериментировал. "Исследования материалов, которые мы обязательно проводим перед реставрацией, показали, что художник, экспериментируя, применил очень опасный для сохранности метод наложения красок – объемные мазки на тонкое хлопчато-бумажное полотно, не на холст, а на тончайшее полотно. На просвет оно всё светится. С небольшой проклейкой крахмалом, замешанным с пигментом – в виде грунта. Если мы оборот посмотрим, то эта краска и на оборот вышла", – поделилась заведующая отделом реставрации живописи Омского музея изобразительных искусств им. Врубеля Наталья Минько.

Юбилейный "Парад премьер" завершает череду творческих проектов, посвященных 100-летию омского музея. В его фондах – свыше 35 тысяч единиц хранения. А значит, впереди еще много открытий.

https://smotrim.ru/article/4278402