Как обратить крещеных, но не просвещенных?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Радонеж, логотип

В настоящее время немалое количество людей, крещеных в Русской Православной Церкви, не участвует в церковной жизни. Во многом такое положение вызвано историческими обстоятельствами последних десятилетий, когда Церковь еще проходила период восстановления после гонений советского времени.

Многие из этих «крещенных, но не просвещеных» за минувшие годы вошли в церковную ограду и искренне обратились к Христовой вере. Их пример дает основание надеяться, что и другие могут уверовать. Но для этого требуются усилия со стороны уже воцерковленных людей, комплекс мер, направленных на то, чтобы и те наши соотечественники, которые пока далеки от веры, могли бы открыть для себя радость жизни во Христе.

Среди них есть люди более близкие и менее близкие к Церкви, зачастую они сильно отличаются друг от друга, различны и причины их нецерковности. Поэтому миссионерская работа среди указанной группы предполагает использование самого широкого спектра форм и методов.

Многое уже делается в этом направлении. Например, усилению миссии среди людей крещеных, но не участвующих в церковной жизни должны послужить меры, предписанные в документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Цекрви». А именно, решения о необходимости катехизической подготовки перед таинствами крещения и венчания, рекомендации по устроению просветительской работы на приходе – проведение библейских и вероучительных бесед, открытие специализированных консультаций и другое.

Представляется, что к этим мерам можно было бы добавить еще некоторые. Например:

1. Усиление пастырского попечения над людьми, потерявшими близких. Нередко именно смерть близких оказывается тем потрясением, которое заставляет человека переосмыслить свою жизнь. В этот момент многие нуждаются в особой поддержке и вместе с тем оказываются наиболее восприимчивы к слову о жизни вечной. Многие только в этом случае переступают порог храма. Чтобы посещение церкви могло принести им пользу, необходимо повсеместно возродить древнюю церковную традицию произнесения надгробных речей. Перед чином отпевания священником должно быть сказано несколько слов о смысле этого церковного обряда, а после отпевания - краткая проповедь, в которой, помимо слов утешения о понесенной утрате, содержалось бы напоминание о важности жизни в вере. Должна быть разработана и издана общецерковная брошюра о поминовении умерших, в которой помимо наставлений о смысле и порядке христианских проводов умершего, содержались бы краткие сведения о вере и благочестии. Такую брошюру священник мог бы дарить после отпевания близким родственникам усопшего, которые зачастую испытывают большую потребность узнать, как правильно осуществить все то, что может помочь душе, отошедшей в иной мир.

2. Целенаправленная миссионерская деятельность в дни Богоявления и Пасхи. В эти дни к храму приходит значительное число людей крещеных, но не участвующих в церковной жизни. С помощью активных и богословски грамотных мирян надлежит организовать раздачу листовок, причем не только посвященных празднику, но и содержащих изложение основных положений православной веры и принципов духовной жизни. Нужно обеспечить пришедшим возможность приобрести литературу катехизического содержания, а также в корректной форме донести до них информацию о приходской деятельности (беседах, кружках, консультациях и т.п.). Целесообразно организовать в храме в эти дни дежурство священника или катехизатора, на беседу с которым приглашать стоящих в очереди. Все это уже опробовано на практике в некоторых московских храмах и доказало свою эффективность.

3. Увеличение внебогослужебной приходской активности. Важно создать на приходе среду общения, обучения и творческого развития, в которой могли бы находить свое место люди, еще не ведущие полноценной христианской жизни. Речь идет не только о библейских беседах или лекториях на церковные темы, но и о других формах, более открытых для нецерковного человека, например, устроение киноклубов, волонтерских групп социльного служения, и вообще разнообразных семейных, молодежных, подростковых и детских клубов, кружков и досуговых центров, школ молодой семьи. При этом важно помнить, что привлечение людей на приход не является самоцелью, все миссионерские формы должны быть ориентированы на обретение человеком искренней веры и постепенное введение его в литургическую приходскую жизнь. Поэтому деятельность всех мероприятий на приходе нужно организовать таким образом, чтобы они служили этой цели.

4. Проведение «Дня Церкви». Хотя двери храмов открыты всегда, но для облегчения знакомства с Церковью людей нецерковных, можно было бы установить особый день в году, когда все приходы станут проводить мероприятия, ориентированные на тех, кто еще далек от веры. В этот день силами прихода могут быть организованы выступления хора, презентации деятельности кружков и клубов, экскурсии по храму, художественные и фотовыставки, музейные экспозиции, семинары, угощение для гостей и др. Информация о предстоящем «дне Церкви» и запланированных мероприятиях должна заблаговременно публиковаться в СМИ, а также на интернет-ресурсах, чтобы достичь маскимально широкого круга людей, далеких от Церкви. Для оповещения можно использовать, помимо СМИ и интернета также и другие формы, в частности, расклейку объявлений, уличную миссию и т.д. Хорошо было бы позаботиться и об освещении в СМИ того, как прошел «день открытых дверей» в епархии или на конкретных приходах. К этому дню можно приурочить экскурсии школьников и другие формы сотрудничества с государственными и общественными организациями, с тем, чтобы в будущем это стало доброй традицией.

Важно обеспечить доступность информации о Православной Церкви, ее социальных инициативах и духовном наследии для самого широкого круга людей, чтобы охватить даже тех, кто пока еще никогда не пересекал порог храма. Для этого можно активнее использовать СМИ, в том числе и специализированные, например, для транспорта (на авиарейсах, в поездах, маршрутных такси, метро), устанавливать стенды на внешней ограде храмов и монастырей.

Помню, однажды я летел в зарубежную поездку рейсом авиакомпании «Etihad». При выборе в меню индивидуальных компьютеров в салоне была возможность для желающих прочитать Коран, прослушать аудизаписи чтения, другие рлигиозные программы – помимо прочих книг, фильмов и аудиозаписей. А когда я обратно летел рейсом «Аэрофлота», то содержание меню было совершенно светским. Почему бы главной российской авиакомпании не добавить в список и Библию и святоотеческие труды, и аудизаписи церковной музыки – здесь нет никакого навязывания, это просто послужило бы к богатству выбора. Думаю, я далеко не единственный пассажир, кому бы это пришлось по нраву. Или, допустим, почему бы в состав газет, которые бесплатно раздаются пассажирам перед каждым рейсом не включить и одну церковную? Возможно, и руководство авиакомпании не против, нужен диалог с нею, и с другими авиакомпаниями, и не только с ними. Нужно изучать возможности для широкого церковного свидетельства.

Вообще нужно признать, что, к сожалению, Церковь сейчас оказалась в своего рода информационной изоляции. Светские СМИ сообщают крайне редко что-то положительное о Церкви. Освещаются только какие-то скандальные темы или же то, что способно создать или поддерживать негативный образ Церкви в обществе. Не получают полноценного освещения в светских СМИ церковные инициативы, направленные на пользу общества, помощь нуждающимся и вообще любые позитивные новости из церковной жизни. И получается так, что в глазах человека крещенного, но нецерковного рисуют искаженный образ Церкви, которая будто бы ничего не делает для людей, а только ввязывается в разного рода скандалы и пытается установить диктат над обществом.

Я не знаю, кто должен решать эту проблему, и под силу ли одному Информационному отделу справиться с ней, но без ее решения миссия среди людей крещеных, но невоцерковленных не будет эффективной настолько, насколько должна. Нам будет трудно достучаться до общества, которое нас не замечает.

http://www.radonezh.ru/analytic/16078.html