Как не заболтать чудо? Евангельские уроки Христа

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Слепой

«По вере вашей да будет вам». В разговорах мы часто повторяем эту фразу, желая подчеркнуть силу или слабость веры нашего собеседника. Но мало кто знает, когда и при каких обстоятельствах эти знаменитые слова были произнесены Иисусом Христом. И вообще, что означает понятие «сила веры»? Как и с помощью чего эту силу можно оценить?

Ответы на эти вопросы даёт воскресное евангельское чтение Недели седьмой по Пятидесятнице. Читаемый в храмах фрагмент Евангелия от Матфея (Мф. 9:27-35) комментирует протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Десятое чудо

Две короткие истории исцеления слепых людей и немого бесноватого — продолжение рассказов о необыкновенных случаях использования Иисусом Христом Своей Божественной силы для оказания помощи нуждающимся в этом. На протяжении месяца по воскресеньям в храмах мы читаем о таких чудесах.

Неделя четвёртая по Пятидесятнице — исцеление слуги капернаумского сотника (Мф. 8:5-13). Неделя пятая — исцеление гадаринских бесноватых (Мф. 8:28-34, 9:1). Неделя шестая — исцеление расслабленного в Капернауме (Мф. 9:1-8). Далее в Евангелии от Матфея описан случай воскрешения дочери Иаира (Мф. 9:18-26), о чём мы будем читать в Неделю двадцать четвёртую по Пятидесятнице.

В описанных четырёх случаях Господь исцеляет людей по просьбам их родственников, знакомых или по Своей святой воле. Теперь же евангелист Матфей приводит обстоятельства исцеления, когда сами нуждающиеся активно просили об этом Спасителя. Блаженный Иероним Стридонский называет это чудо десятым по порядку совершения чудом Христа.

«…за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» Подарив здоровье немалому количеству людей и даже воскресив из мёртвых двенадцатилетнюю девочку, Христос мог бы спокойно почивать на лаврах, снискав Себе славу целителя и чудотворца. За Ним постоянно следовали толпы людей, желая видеть новые и новые чудеса и в глубине душе надеясь, что следующий необыкновенный случай может произойти с ними. Но Христос пришёл в наш грешный мир не для земной славы, а для того, чтобы всё человечество привести к Богу.

«Помилуй» — значит «исцели»

«Сын Давидов» — такое обращение к человеку у древних иудеев считалось наивысшей почестью. Давид был известнейшим израильским царем и проком. Некоторых его отдалённых потомков тоже могли назвать сыновьями Давидовыми. В широком смысле это выражение означало «Мессия», то есть Спаситель мира.

Почему же Господь не сразу откликнулся на громкие просьбы слепцов? Почему Он укрылся в доме, куда слепым пришлось пробираться с немалыми трудностями? Этому есть несколько объяснений.

Во-первых, Христос хотел ещё больше укрепить веру в Него у самих слепых людей. Во-вторых, люди, слышавшие эти отчаянные крики о помощи, должны были задуматься о силе своей веры и сравнить её с верой калек. В-третьих, в доме было не так много свидетелей этого чуда. По словам святителя Иоанна Златоуста, тем самым Господь учит нас убегать от людской славы.

Выражение «помилуй нас» в русском переводе означает просьбу о помощи, о снисхождении, о прощении грехов. Между тем, в переводе на греческий язык прошение «Господи, помилуй» звучит: «Κύριε ελέησον» [Кирие элейсон]. «Элей», или елей, — это масло, возливаемое на раны больного. Поэтому «помилуй» в этом значении — не просто «утешь и пожалей». Когда мы взываем к Господу о помиловании, то просим проявить Его активную и действенную Божественную силу, то есть уже в саму просьбу о помиловании вложено прошение об исцелении.

Слепые безошибочно обратились к Иисусу Христу с просьбой о даровании здоровья. Не видя Его, они чувствовали, что Он может исполнить заветную мечту всей их жизни и подарить способность видеть.

Что такое качество веры?

«И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!»

Почему Господь задаёт уточняющий вопрос о вере слепых людей? Неужели Сердцеведец не знает мысли и помышления каждого из нас? Конечно же, знает. Мы сталкиваемся с проявлением принципа уважения Господом свободной воли человека.

По мнению святителя Иоанна Златоуста, Бог может одним только словом исцелить всех больных на земле. Но при этом что останется человеку? Только следовать программе, заложенной в него. Так существуют минералы, так развиваются представители животного и растительного мира.

Почему, например, гранит твёрдый, а глина мягкая? Есть ли в этом «личная» заслуга этих горных пород? Нет, такими их создал Господь. Но человек сотворён по образу Божьему, он обладает правом выбора и свободой воли. А значит — наделён возможностью жить праведно или грешно, идти за Христом или против Христа.

Диалог, который состоялся между Спасителем и слепыми людьми, регулярно происходит и в нашей жизни. К сожалению, вера в Бога часто ограничивается только словами. Реже — исполнением религиозных действий, чтением молитв и псалмов. Но Бог ждёт от нас не слов и ритуалов, а доверия, соработничества в деле спасения. Будем доверять Богу — тогда и мы услышим фразу, сказанную слепцам: «По вере вашей да будет вам».

Говоря о вере, Господь наверняка имел в виду не только её величину и силу, которая у каждого своя. Под «верой вашей» подразумевается и её качество, открытость Христу, отсутствие суеверий и предрассудков. Можно выучить наизусть определения из учебника догматического богословия, знать церковную историю и литургику, но при этом оставаться человеком неверующим, далёким от Церкви и Иисуса Христа.

Почему Господь не выставлял чудеса напоказ?

«И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той».

Можно лишь представить, какое ликование наступило у этих людей, когда беспросветная мгла сменилась светом! Конечно же, им хотелось поделиться радостью с окружающими. Но почему тогда Господь запретил разглашать о чуде? Да потому что любое доброе дело можно «заболтать»; превратить в тщеславие и самолюбование; ощутить головокружение от успехов. Между тем, всё тайное рано или поздно станет явным. Бывшие слепые, ставшие зрячими, своим только видом и поведением будут свидетельствовать о переменах в их жизни. Они должны прославлять Бога — а всё остальное Бог управит Сам.

Гонитель христиан Савл, осознав свою греховность, ослеп, но обратился к Богу — и был исцелён, став величайшим апостолом Павлом. Киевский князь Владимир, яростный язычник и удалой гуляка, в своё время тоже был поражён слепотой — и, крестившись, вновь вернул зрение, став мудрым христианином и крестителем Руси.

Эти примеры касаются не только исторических личностей, это назидание и для всех нас.

Бесноватый — не обязательно буйный

«Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить».

Буквально в нескольких словах евангелист Матфей описывает ещё одно поразительное чудо исцеления — немого бесноватого. Здесь не приводятся никакие диалоги, не указаны и подробности жизни этого человека. Очевидно, что это сделано из-за сходства темы с предыдущим сюжетом. Но есть очень важное уточнение: вначале был изгнан бес из человека, а затем он начал говорить. То есть вначале Господь исцелил душу человека, а затем добился медицинского эффекта и даровал больному речь.

Говоря о бесноватых, мы, как правило, подразумеваем людей буйных, что-то выкрикивающих и доставляющих окружающим немало хлопот. Между тем, этот бесноватый был немым. Возможно, кроме отсутствия речи его одержимость духом зла больше никак не проявлялась, но Господь увидел истинную причину болезни и исцелил его.

Отсюда понятно, насколько велика значимость церковных Таинств, воздействующих на душу и тело человека. Исповедь, Причастие, Соборование также приводят человека ко Христу, делают его целостной личностью.

Можно лишь поражаться ненависти и зависти фарисеев, видевших чудеса исцеления и говоривших: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского». Разве может сам сатана изгнать сатану? Подобная ненависть к христианству осталась и сегодня. Придирки и поводы для гонений могут меняться, но ненависть к учению Христову в определённых кругах остаётся неименной.

Учить, проповедовать и исцелять

«И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях».

Последняя фраза сегодняшнего евангельского чтения рассказывает о трёх аспектах миссионерской деятельности Иисуса Христа во время Его земного служения. Он учил, проповедовал Евангелие Царства и исцелял.

«Учил в синагогах» — значит, толковал Закон и пророков, напоминал людям признаки пришествия Мессии и другие важнейшие моменты Священного Писания.

«Проповедовал Евангелие Царства» — основываясь на Ветхом Завете, творил Новый Завет; открывал Божественные истины о Царстве света и любви; знакомил с Заповедями блаженства.

«Исцелял всякую болезнь» — не только словами, но и делами подтверждал Своё учение, Свою проповедь и Свою Божественную природу.

А так как Божественная природа Иисуса Христа не изменилась и доныне, Он и сейчас учит, проповедует и исцеляет. Будем молиться, чтобы Господь открыл и нам духовное зрение, избавил от бесовских искушений и привёл в Царство Света!

http://gorlovka-eparhia.com.ua/kak-ne-zaboltat-chudo-evangelskie-uroki-h...