Как не прогибаться под изменчивый мир? Восемь советов евангелиста Луки

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Исцеление согбенной женщины

«Ох, как тебя жизнь к земле прижала!» — сочувственно говорим мы человеку, на которого навалился целый ворох житейских проблем. И руки у такого человека опускаются, и взгляд понурый, и настроение хуже некуда. Но проблемы рано или поздно закончатся. А вот каково жить человеку, который 18 лет в буквальном смысле не может разогнуть позвоночник и ходит, неестественно склонившись к земле?

О важных подробностях чуда исцеления Иисусом Христом согбённой женщины, описанного в Евангелии от Луки (Лк.13:10-17), рассказывает протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра. Эту историю читают на воскресной литургии в Неделю 25-ю по Пятидесятнице.

В одной из синагог учил Он в субботу.
Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Эта, казалось бы, простая и короткая история поднимает целый перечень вопросов, на которые Сам Иисус Христос дает ответы. Рассмотрим их в том порядке, в котором повествует евангелист Лука.

1. «В одной из синагог учил Он в субботу»

Синагога, или помещение для молитвенного собрания иудеев, была для них местом священным. По субботам они собирались здесь для чтения и изучения Священного Писания и для совместной молитвы. Господь Иисус Христос часто приходил в синагоги, чтобы иметь возможность проповедовать Своё учение и призывать людей к покаянию и любви.

Для современных христиан таким местом собрания стали храмы, однако заполненными их не назовёшь. Кроме праздников Крещения Господня, Пасхи и ещё двух-трех дней в году наши храмы, как правило, бывают полупустыми. Но ведь даже Сам Иисус Христос приходил в синагоги на молитву! Он и сегодня пребывает с нами, не зря же Он Сам сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).

О том, что молитва в храме может принести мгновенный и ощутимый результат, говорит дальнейшее повествование.

2. «Она была скорчена и не могла выпрямиться»

На протяжении восемнадцати лет эта женщина тяжело страдала. В Евангелии не описана история ее жизни, но можно предположить, что у нее были проблемы с позвоночником. Из-за этого страдали и внутренние органы. Женщина не могла выполнять многие элементарные функции в домашнем хозяйстве и, скорее всего, была обузой для своей семьи. Если вообще у нее была семья. Зачастую люди, имевшие физический недостаток или внешнее уродство, становились изгоями общества.

Женщина имела «духа немощи», то есть причиной её страданий было проявление бесовской силы. Понимая это, несчастная искала защиту прежде всего у Господа, поэтому она и приходила в синагогу. Хотя передвигаться ей, возможно, было нелегко. Именно там, в этом священном месте, произошла её личная встреча с Богом.

3. «Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего»

На первый взгляд, страждущая женщина у Иисуса Христа ничего не просила. Как и не просила воскресить сына вдова из Наина (Лк. 7:11-16). Но это не так: обе женщины обращались к Богу в своих молитвах. Понимая чаяния сердца и души, видя живую веру, Господь приходит на помощь.

Не задавая никаких вопросов, Он возлагает руки на согбенную женщину — и она преображается на глазах! Тотчас выпрямляется и возвращается к нормальной, полноценной жизни.

Каждый, кто после перелома руки или ноги и длительного пребывания в гипсе пытался восстановить прежнюю физическую форму, знает, насколько это длительный и болезненный процесс. Атрофированные мышцы перестают слушаться, суставы утрачивают подвижность. По словам врачей, если человек долгое время пребывает без движения, то ежедневно он теряет до 3% мышечной массы. Тяжелые формы заболевания приводят к полному исчезновению мышечных волокон в поражённой зоне.

А здесь мы видим абсолютное исцеление после восемнадцати лет мучений. Без нейрохирургов, санаториев и мануальной терапии. Конечно же, это чудо. Хотя, на первый взгляд, подумаешь: выпрямилась и пошла.

4. «…и стала славить Бога»

«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», — это не только начальные слова большинства современных православных богослужений. Это наша благодарность Богу. Это те слова, которые постоянно должны звучать в нашем сердце. Но гораздо чаще о Боге мы вспоминаем лишь тогда, когда хотим что-то у Него попросить. Женщина же оказалась человеком благодарным. Её тело исцелилось, потому что была здоровой душа.

5. «В те дни и приходите исцеляться, а не в день субботний»

Суббота, или по-еврейски «шаббат», — в иудаизме день покоя. Писание предписывает в этот день воздерживаться от работы. Кстати, от слова «шаббат» произошло популярное в советские годы слово «шабашка» — то есть временный заработок, подработка в вечернее время или в выходные дни.

Книга Исход, в которой содержатся Заповеди Божии, так говорит о субботе: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх. 20:8-10).

Господь предписывает верным Своим хотя бы один день в неделю оставлять всякую мирскую суету и вспоминать о высших ценностях и идеалах. «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его»(Исх. 20:11).

Начальник синагоги, не решаясь обратиться непосредственно к Иисусу Христу, косвенно обвиняет Его, рассерженно говоря людям, что негоже исцеляться в день покоя. Тем самым он словно заявляет: «Ведь эта женщина страдала целых 18 лет (или около 6500 дней)! Ну что, она не могла потерпеть ещё один день?»

В отличие от этого человека, чтущего лишь букву закона, но не задумывающегося о его сути, Господь показывает, что Него каждый день ценен. Покой — это не безделье. Святитель Кесарий Арелатский, например, говорил, что в четвёртой Заповеди Божией речь идёт о сердечном покое, безмятежности ума, что создаётся доброй совестью, «так как здесь присутствует Святой Дух».

Да, суббота — это день покоя, но о том, что такое покой, согбенная женщина забыла ещё 18 лет назад. Боль, страдания, унижения постоянно сопровождали её. Теперь же, получив исцеление, она обрела настоящий покой.

Христос вернул её к жизни. Жизнь в гармонии с Богом, с людьми и с собой — это наивысшая форма покоя, которую в христианстве мы называем блаженством.

6. «Лицемер!»

Фарисеи нередко ругали Иисуса Христа за то, что Он исцелял или творил другие добрые дела в субботу. Скорее всего, и начальник синагоги принадлежал к фарисеям. «Лицемерами» Господь чаще всего называл именно их. А может быть, закваска фарисейская, «которая есть лицемерие»(Лк. 12:1), так глубоко проникла в народ, что заразила ложным пониманием Заповедей Божиих многих.

Сын Божий приводит в пример вола или осла, которых, согласно Талмуду, хозяин имеет право отвязать и отвести на водопой даже в субботу. В противном случае животные могут погибнуть в условиях жаркого климата тех мест.

Но если фарисеи так пеклись о своих животных, то Иисус Христос позаботился о возвращении к жизни согбенной женщины. Он не случайно называет её «дочерью Авраама». Значит, она была природной еврейкой. Поэтому тем более странным является упрек в её исцелении.

Подобными лицемерами часто бываем и мы. Приходя в храм, вспоминаем о православном этикете. Вместо «спасибо» говорим «спаси, Господи»; вместо «до свидания» желаем «Ангела Хранителя». Но такое внешнее благочестие не делает нас внутренне благочестивыми людьми. Соответственно, мы мало чем отличаемся от начальника синагоги.

7. «Связал сатана вот уже восемнадцать лет»

Ещё одно упоминание о том, что причиной страданий женщины стали действия бесов. Подобно пленнику, связанному цепями или верёвкой и не способному выпрямиться и нормально двигаться, была связана болезнью и героиня евангельского сюжета.

Словно кандалами, грехи сковывают по рукам и ногам и нас. Обычно мы заботимся и переживаем о чём угодно, но только не о том, как стать лучше, мудрее и человечнее. «Один помышляет о почестях, другой — о деньгах, третий — о добычах, — говорил святитель Григорий Двоеслов. — Всё это внизу; и когда ум в этом запутывается, тогда он уклоняется от прямоты своего положения. А поскольку он не приподнимается к осенению небесного, то никак не может смотреть вверх».

8. «Весь народ радовался о всех славных делах Его»

Скорченная и связанная бесами женщина — это образ современного человечества. До тех пор, пока мы будем смотреть только себе под ноги, пока не соберёмся с силами и не попросим у Бога помощи, наши духовные болезни будут лишь прогрессировать.

В 37-м псалме, читаемом в храмах во время шестопсалмия, есть такие слова: «Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах». Действительно, грехи и проблемы прижимают человека к земле, делают его согбенным и заставляют сетовать и изнемогать. Но царь Давид сумел обратиться к Богу. Сумела не отчаяться, а молиться и верить несчастная женщина. Значит, это можем сделать и мы.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/kak-ne-progibatsya-pod-izmenchivyy-mir-vo...