КАК НЕ ПЕРЕПУТАТЬ АД С РАЕМ. Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 5-я
Гибель Содома и Гоморры
Мудро ли поступает старший, если уступает младшему? Когда преимущества оказываются мнимыми, а выигрыш оборачивается проигрышем? Что такое грех Содома и Гоморры и каковы его причины? Продолжаем читать Книгу Бытия, главу 13 с протоиереем Олегом Стеняевым.
Уроки, которые нам оставили ветхозаветные праведники, имеют огромную жизненную ценность. Они позволяют нам распознавать и теперешнее наше состояние, намечая пути его совершенствования.
Продолжим же чтение и разбор главы 13 Книги Бытия, начатые в предыдущих беседах.
«И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою…» (Быт. 13: 8). Аврам понимает, что раздор – это опасно! Особенно в пути. Помните, как в Нагорной проповеди сказано? «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» (Мф. 5: 25). В пути может всё что угодно произойти!
Особенно когда это Путь на Небеса. Длиною с человеческую жизнь…
«И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники…» (Быт. 13: 8).
Здесь речь идет о родстве в самом широком смысле. В оригинальном тексте Книги Бытия в этом стихе употреблено слово ахим, оно переведено на русский как «родственники», но правильнее перевести его как «люди-братья», то есть сходные по происхождению.
И это так и есть! «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26). Особенно важно об это не забывать, когда мы общаемся с людьми, не очень приятными для нас (по тем или иным причинам).
«Святой Авраам радовался присутствию племянника, к которому он проявлял отеческое чувство. Ссора возникла между слугами племянника и дяди. Как мудрый муж, Авраам заметил, что обычно из-за раздоров слуг разрушается согласие хозяев, и прервал нить разногласия, чтобы зараза не распространилась. Ибо он посчитал, что терпимее расторжение уз, нежели вред дружбе, как следует и тебе поступать, если ты по случайности попадешь в подобную ситуацию, а именно: уничтожь источник раздора, ведь ты не сильнее Авраама. Он решил, что следует прервать ссору слуг, а не смотреть свысока на нее. Если же ты сильнее, смотри, как бы другой не оказался слабее и не стал прислушиваться к шушуканью слуг. Часто неразделенные рабы вызывают разногласие среди родственников. Лучше раздели их, чтобы сохранилась дружба, – неразделенный дом не выдерживает двоих», – так комментирует это место святитель Амвросий Медиоланский[1].
«Прервать ссору слуг» означает и остановить в собственном сердце движение плохой мысли о другом человеке
«Прервать ссору слуг» в применении к нашей реальности означает остановить в собственном сердце движение плохой мысли о другом человеке. Аврам не желал подчиняться таким чувствам в собственном сердце, поэтому «и не стал прислушиваться к шушуканью слуг» – то есть дурных помыслов.
Да, Аврам ищет мира, он миротворец в лучшем понимании этого слова. Сказано: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1 Пет. 3: 11). Аврам готов рискнуть преимуществами своего положения, ведь мог же он и оставить Лота при себе на роли племянника еще очень и очень надолго! Но Аврам предпочитает дать ему самостоятельность. А так было принято на Востоке только по отношению к потенциальным наследникам. Если человек считался потенциальным наследником, то ему отделяли определенную часть хозяйства, и он учился его вести, жить среди овец, среди скота… И этот факт является еще одним подтверждением социальной самостоятельности Лота: он мог наследовать Авраму!
Но этого не случилось, этого не произошло: какие-то такие качества были у Лота, что именно они и помешали воспользоваться ему таким благословением. И нельзя сказать, что Аврам чем-то обидел его или оттолкнул от себя! Напротив!
«Обрати внимание на глубину смирения и высоту любомудрия: старец, человек преклонных лет, называет юношу, племянника своего, братом, ставит его наравне с собой и не присваивает себе никакого преимущества перед ним, но говорит: да не будет раздора между мною и тобою и между пастухами моими и пастухами твоими. Неприлично, говорит, быть этому, потому что мы родственники. Видишь, как он исполняет апостольскую заповедь, которая говорит: “И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев” (1 Кор. 6: 7–8). Все это исполняя на деле, патриарх говорит: да не будет раздора между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники. Что может быть миролюбивее этой души? Так не напрасно и не без причины сказал я выше, что он по любви к миру и безмятежию ставил пустыню выше обитаемой земли. Смотри, как и теперь он, узнав точно, что пастухи ссорятся между собой, тотчас же в самом начале пытается погасить готовый вспыхнуть пламень и прекращает раздор. Действительно, ему, призванному быть учителем любомудрия для всех жителей Палестины, надлежало ни в чем не подавать им соблазна или дурного примера, но, напротив, кротостью своего нрава сильнее трубы вразумить всех их и сделать подражателями своей добродетели. Да не будет, говорит, раздора между мною и тобою и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники. Много скромности в этих словах: между мною и тобою», – пишет святитель Иоанн Златоуст[2].
Как это ни парадоксально, но это должно научить нас и тому, что иногда и старшие, как более опытные и умудренные, должны идти на некие компромиссы по отношению к молодым. И прежде всего в вопросе предоставления им большей самостоятельности.
Аврам и говорит далее:
«…не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт. 13: 9).
Как понимать это «если ты налево, то я направо»? Ведь обычно так не говорят о разных дорогах. Понятнее было бы сказать так: «Если ты на север, то я на юг; ты на Восток, а я на Запад». Возможно, Аврам говорит Лоту: «Даже если ты уклонишься от правого пути («ты налево»), то я приду и помогу тебе вернуться на правый путь («я направо»). И наоборот («а если ты направо, то я налево») – тогда ты поможешь мне». Сказано: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6: 2); и еще: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15: 1).
С другой стороны, Аврам как бы говорит здесь: «Я свой выбор уже сделал, избрав Господа! Теперь ты делай свой выбор».
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Желая показать величие своей добродетели и исполнить желание юноши, чтобы от разлуки их не произошло никакого повода к неудовольствию, (Аврам – прот. О.С.) предоставляет Лоту полную свободу и говорит: “И вся земля перед тобою – отлучись ты от меня! И какую землю хочешь, ту и возьми”»[3]. И Златоуст здесь особо подчеркивает бескорыстие патриарха Аврама, который не ищет для себя никаких преимуществ!
Молодые же люди имеют свои представления о ценностях этой жизни, которые не всегда совпадают с теми представлениями, какие бывают у людей в возрасте. И посмотрите, Лот, этот молодой человек (святитель Иоанн Златоуст называет его юношей), начинает выбирать для себя лучшую жизнь на земле, лучший участок земли!
Увы, и сейчас очень часто бывает, когда молодые люди хотят как можно быстрее отделиться от родителей.
Но мы читаем далее:
«Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» (Быт. 13: 10).
Историк I века Иосиф Флавий писал: «По прибытии в Ханаан Аврам поделился с Лотом страной, ввиду того что их пастухи стали ссориться из-за пастбищ. Окончательный выбор местности он вполне предоставил Лоту. Сам он взял себе отвергнутую Лотом нагорную страну и поселился в городе Хеврон, который на семь лет древнее египетского города Танида (Мемфиса. – прот. О.С.). Лот же занял низменность около реки Иордан, недалеко от города содомитян, который в то время еще был цветущий, а теперь, по решению и гневу Божиему, стерт с лица земли»[4].
Для Лота важно внешнее впечатление. Он не интересуется, что за люди там живут, какие там реально условия для жизни! «Ах! Вот этот вид – как сад Господень, как рай!..» – думает он.
Когда один мой знакомый уехал в Америку, то в первых письмах, которые я от него получал, он писал: «Я живу как в раю! У меня всё есть! Мы бассейн уже заказали! Дети счастливы…» Но потом градус восторженной тональности стал постепенно понижаться от письма к письму. И в конце концов он написал: «Это просто ад! Я не могу отсюда вырваться даже на неделю! Мне постоянно приходится за все платить! Если я вовремя не заплачу – приедет фирма и скатает в рулон газон перед моим домом, на котором мои дети резвятся! И из бассейна воду всю выкачают и его разберут… Это – ад!»
Как быстро рай может превратиться в ад! Или ад оказаться раем… Аврам ведет себя очень скромно, и, выбирая худшее, он получает лучшее. Лот же выбирает для себя лучшее внешне, но получает худшее. Лот – это типичный человек нашего времени. Лот, если хотите, это герой нашего времени!
«Спросим, в чем подобие между садом Господним, землей Египетской и Содомом, чтобы такое сравнение было бы подходящим? Полагаю, что в том, что прежде, чем Содом согрешил, когда он все еще соблюдал простоту незапятнанной жизни, он и был как сад Господень, но когда начал выцветать и темнеть от пятен грешников, то стал как земля Египетская»[5].
Этот комментарий древнего экзегета может оказаться печальной характеристикой современного мира, «когда…» мир от человеческой порочности уже «…начал выцветать и темнеть от пятен грешников».
Каков характер этих «пятен», мы поговорим ниже.
Читаем далее:
«и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга» (Быт. 13: 11).
Вот это движение от Эдемского сада (подлинного Рая Сладости), как оно описано в Библии, если внимательно проследить, распознается следующим образом: сначала Бог изгнал людей из Рая и они просто жили напротив райских врат, «на востоке у сада Едемского» (Быт. 3: 24). И еще: «И пошел Каин от лица Господня (то есть удаляясь от Рая. – прот. О.С.) и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (Быт. 4: 16). И чтобы они туда не забежали нераскаянными, во вратах «у сада Едемского» поставил Господь Херувима «и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3: 24).
Позднее люди уходили всё дальше, и дальше, и дальше – и здесь уже какой-то предел был достигнут – «и двинулся Лот к востоку». То есть, поселившись в Содоме, дальше удалиться от Бога невозможно. И потом в Библии уже не упоминается об удалении от Рая Сладости.
«И отделились они друг от друга» – племянник Лот начинает вести самостоятельную жизнь.
Иногда мы очень радуемся за своих детей, когда они начинают вести самостоятельную жизнь. Но готовы ли они к самостоятельности, если всю жизнь, которую они прожили вместе с нами, мы всё делали за них? Мы не научили их готовить обед и ужин, мы не научили их тому, как отремонтировать стул, как повесить книжную полку… Так готовы ли они к самостоятельной жизни?
Все вы знаете, что я занимаюсь проблемами сектантства. И часто меня спрашивают: почему молодые люди попадают в секты? Молодые люди попадают туда, потому что они боятся взрослой жизни, они напуганы нашей взрослой жизнью! Они смотрят телевизор, они наблюдают, какие проблемы у взрослых, они слышат, как на кухне ругаются отец с матерью, какие проблемы у них… И они всего этого боятся! Они охотно идут в секту, охотно впадают там в некое, порой полное, иждивенчество, когда за них всё решают: во сколько вставать, во сколько спать ложиться, что есть, как одеваться… За них все расписано!
И Лот явно не готов к самостоятельной жизни, хотя он имел великий пример Аврама перед глазами, своего дяди. А разве Авессалом не был сыном царя Давида, этот прекраснейший человек? Об Авессаломе сказано: «Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом» (2 Цар. 14: 25) – у него был вид, как у Ангела! Разве он не был любимым сыном своего отца, царя Давида? Был! Но не всегда выходит так, что у праведных родителей – праведные дети. Не всегда родственник может духовно усовершенствовать своего сородича.
Итак, отделились они друг от друга, и начинается другая жизнь.
«Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома» (Быт. 13: 12).
Для Лота важным оказывается внешний вид «цветущего» Содома. И сегодня многие выбирают так же
Уточнение: «раскинул шатры до Содома». А позже мы увидим Лота и его семейство уже живущими в Содоме. «Коготок увяз – и всей птичке пропасть».
Мы можем предположить, что диавол оклеветал Аврама в глазах Лота, что тот так поспешно согласился на разъединение. Для диавола нет большей забавы, чем отлучать людей друг от друга, наговаривая и нашептывая одному на другого.
Смотрите, как Лот скромно со своими стадами входит в жизнь Содома и Гоморры: он «стал жить в городах окрестности… раскинул шатры до Содома». А потом, когда Лот будет убегать из Содома, мы видим, что он уже в городе! У него уже нет ни рабов, ни рабынь – ничего не останется! У него ни овец, ни коз – ничего же не останется! Ангелы схватят его, двух его дочек, его жену – и бегом из этого города! Он всё потеряет, он чуть жизнь свою и своего семейства не потеряет! И надо сказать, что дочерей он своих точно лишился: хотя ангелы и вытащили их из Содома, но Содом остался в их сердцах!
А кто поселился в сердцах твоих детей и внуков?! В окрестностях какого интернет-сайта они уже раскинули «свои шатры», к чему обращают свое внимание и чему оказывают предпочтение?!
Об этом в Библии, в случае с Лотом, говорится далее:
«Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13: 13).
Как можно понять эти слова: «весьма грешны»? Если кто-то подумает, что здесь имеется в виду только их гомосексуальная ориентация, он будет не совсем прав. Сказано: «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала». (Иез. 16: 49). То есть начало их падения – в «пресыщении и праздности», и как следствие такого гедонистического образа жизни – искажение (извращение) и самой их сексуальной природы. «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6: 9).
И есть предание, что жители Содома и Гоморры, являясь закоренелыми эгоистами, имели закон: «Город Содом – это наш город. Гоморра – это наш город! Мы здесь живем, и никто не должен сюда приходить. Никаких нищих не принимать, никаких странников не принимать, никаких пришельцев не принимать!» Все богатство Лота, возможно, и ушло на то, чтобы получить гражданство в Содоме и подданство в Гоморре, у него появились даже зятья там. Если же все-таки проникали в эти города чужие люди, которые, может быть, путники были – им преподавали урок! Ведь унизить мужчину самым дерзким образом – это изнасиловать мужчину!
Итак, «были злы» означает их агрессивное распутство (друг против друга); следовательно, «грешны пред Господом» – что они были идолопоклонники.
Свидетельствуя о повсеместном распространении греха гомосексуализма и его коррупционной составляющей, еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал: «Женскому полу предстоит уже опасность сделаться излишним, так как его во всем заменяют отроки. И не только это ужасно, но и то, что такая мерзость совершается с полною безопасностью и беззаконие стало законом. Никто уже не опасается и не страшится; никто не стыдится и не краснеет; но еще хвалятся этим позором, и целомудренные кажутся безумными, а обличающие – не здравомыслящими; если они слабы, то подвергаются побоям, а если сильны, то терпят насмешки, поругания и бесчисленные издевательства. Не помогают ни суды, ни законы, ни воспитатели, ни отцы, ни приставники, ни учители: одних успели развратить деньгами, другие имеют в виду только то, чтобы им было жалованье; а из тех, которые добросовестнее и заботятся о спасении вверенных им, одни легко поддаются укрывательству и обманам, а другие боятся силы развратников»[6].
Гомосексуализм – грех, который, как об этом можно прочитать в Книге Бытия, заражает «от молодого до старого» (Быт. 19: 4). Закон Моисеев предполагал суровое наказание за него. «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20: 13)[7]. В Вавилонском царстве и Древнем Риме (судьба этих государств известна) этот грех был сильно распространен и представлял серьезную опасность для всех верующих отроков и юношей. Но и сегодня опасность его ничуть не меньше. Легализованный в наше время, этот грех превратился в России в доходное ремесло для гнусных сутенеров, которые торгуют телами русских мальчишек, лишая их права на нормальную жизнь. Особенно большое число детей, занимающихся проституцией, среди так называемых «беспризорных», которые являются беспризорными только для равнодушных, а извращенцы давно «призрели», рассмотрели и «оприходовали» их. Христианская молодежь должна знать, какую опасность представляют для нее подобные люди: они покушаются на ее целомудрие. И верующие юноши должны решительно сопротивляться этому греху – кто бы и где бы ни предлагал им вступить в гомосексуальные отношения. Апостол Павел наставлял верующих, говоря об опасности разврата, проникающего в жизнь христианских общин: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5: 11). Видите, апостол призывает с такими даже и не есть вместе! И тем более опасно пить вино вместе с развращенными, ибо слово Божие учит нас: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (Притч. 23: 31–33).
Христос силен изменить и тех, чью душу убил содомских грех, если они возненавидят этот порок
Но при этом надо помнить, что, если подобный грех осквернил, а правильнее сказать: погубил чью-то душу, Христос силен изменить каждого – при условии, что он возненавидит этот порок и будет решительно противостоять ему. В Послании к Коринфянам, в той его части, где говорится о мужеложстве наряду с другими грехами, далее мы находим: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6: 11). И в Евангелии мы встречаем такие слова: «Если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мф. 11: 23). Блаженный Феофилакт истолковывает их, ссылаясь на святителя Григория Богослова, следующим образом: Бог будет судить людей, особенно тех, которые были уничтожены ангелами гнева по Его прямому указанию, потому что именно Божие было указание на их уничтожение. Это воды потопа, это уничтожение Содома и Гоморры, это воины Иисуса Навина – вот этими Божиими попущениями истребленных людей Бог будет судить, исходя из того, как бы они себя повели, живи они во дни Иисуса Христа, чтобы при этом они были бы свидетелями всех Его чудес и слышали бы все Его проповеди и наставления[8].
Жители Содома, не знающие Бога, дали и название этому греху, который называется содомским грехом. И в Священном Писании – в Послании к Римлянам – мы находим оценку этому самому греху, и, похоже, в этом тексте показано происхождение этого явления, откуда оно возникает.
Ученые до сих пор спорят, является ли гомосексуализм врожденным чувством в жизни человека или это приобретенное чувство. Однако в Послании к Римлянам святой апостол Павел ясно пишет: «Называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1: 22–27).
Вот причина возникновения этого греха: «служили твари вместо Творца»!
Какие исторически известные режимы допускали такую ситуацию, когда отдельную личность объявляли полным политическим и духовным гегемоном? Римская империя. Почти все римские императоры были гомосексуалисты[9]! Грех этот был распространен и в нацистской Германии среди военных, хотя официально он подвергался преследованиям, но у всех этих людей был культ почитания своего фюрера. В тоталитарной Спарте, где был жесткий режим: культ правителя, культ человека, культ его тела…
Там, где поклоняются твари, – а, прежде всего, это поклонение на уровне нарциссизма, это любование собственным телом и подобными телами других людей, – там человек погружается все дальше и дальше в объятия этого порока.
Содомский грех – проявление нарциссизма и неспособности выйти за пределы себя
«Как мужская, так и женская сексуальность может рассматриваться как крушение открытости навстречу сексуальной инаковости – той открытости, которую рождает эрос. Гомосексуальность означает неудачу в осуществлении внутренней цели человеческой сексуальности»[10]. И если в библейском понимании брак – это соединение с другой половой инаковостью, то в гомосексуальности это нарциссическое (эгоистическое) обращение на самого себя, замыкание на себе самом (или предельно подобном себе). В таком чувстве отсутствует движение любви и более наблюдается эгоистическое самолюбие – нарциссическое себялюбие, не способное приблизиться к половой инаковости, то есть выйти за пределы собственного пола. Такая замкнутость, свойственная всему эгоистическому, прямо происходит от безрассудного стремления к самоутверждению через унижение других, имеющего целью только личное благо личности, замкнутой на самой себе.
Бесплотность такого чувства ничего не родит, не только в физиологическом, но и в религиозно-духовном и нравственно-моральном смыслах, являясь нравственным и моральным ступором и онемением собственной совести, что не может не сказываться на всем строе жизни подобного человека (прежде всего в нравственно-духовном смысле). Это смерть духовная прежде смерти физической. И неудивительно, что этим людям свойственно окрашивать в свой цвет всех окружающих и каждого представлять и видеть подобным себе. Это все равно что смотреть на мир и его обитателей чрез треснутые линзы своих очков.
Конечно, все это не может означать, что Церковь не захочет духовно и нравственно окормлять и совершенствовать этих людей.
Более того, Русская Православная Церковь Московского Патриархата, осознавая пастырскую ответственность за оказавшихся в подобной беде, а правильнее сказать: в «духовной смерти», призывает и рекомендует: «Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку»[11].
Можно ли выйти из этого состояния? В Новом Завете мы это уже и видели: говорится о целой группе христиан, которые были гомосексуалистами («такими были»), но оставили этот грех. Читаем в Первом послании к Коринфянам: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии[12], ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6: 9–11).
Бог силен поменять самые жестокие нравы, очистить человека от самых ужасных страстей! Но иногда необходим и огонь с неба…
Но вернемся к Книге Бытия. Читаем:
«И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него…» (Быт. 13: 14).
Очень интересная деталь: «И сказал Господь… после того как Лот отделился от него». Когда прекратились ссоры, когда Лот ушел со своей «правдой», а Аврам остался, даже, может быть, потерпев некий материальный урон, тогда и только тогда Господь опять с ним заговорил!
Выбор, осуществленный Лотом, напоминает и то метание, которое наблюдается в умах людей, выбирающих в наше время между «миром западных ценностей Евросоюза» и идеалами Святой Руси. Но иногда в зависимости от сделанного выбора и решается вопрос, избираем ли мы жизнь или смерть. «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. 18: 4).
Не бывает счастья, когда кто-то сходит с территории Бога!
Хотя переселение Лота в мир Содома и Гоморры и было необдуманным его решением, Господь использовал присутствие племянника пророка Аврама, Лота, как последний шанс для обитавших в этих городах грешников (см.: Быт. 19: 14). Сам же Лот, этот «несовершенный праведник»[13], оказавшись там, стенал и мучился от собственного неправильного выбора (как и в наше время стенают немногие христиане, сохранившие верность Христу в Евросоюзе и США). Бог, «города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)» (2 Пет. 2: 6–8).
Не бывает счастья, когда кто-то сходит с территории Бога!
[1] См.: Амвросий Медиоланский, святитель. Об Аврааме.
[2] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на Книгу Бытия.
[3] См.: Там же.
[4] См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности.
[5] См. Ориген. Гомилии на Бытие.
[6] См.: Иоанн Златоуст, святитель. К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни. Слово 3. К верующему отцу.
[7] «Библия повествует о тяжком наказании, которому Бог подверг жителей Содома (Быт. 19: 1–29), по толкованию святых отцов, именно за грех мужеложства. Апостол Павел, характеризуя нравственное состояние языческого мира, называет гомосексуальные отношения в числе наиболее “постыдных страстей” и “непотребств”, оскверняющих человеческое тело: “Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение” (Рим. 1: 26–27). “Не обманывайтесь… ни малакии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют”, – писал апостол жителям развращенного Коринфа (1 Кор. 6: 9–10). Святоотеческое предание столь же ясно и определенно осуждает любые проявления гомосексуализма. “Учение двенадцати апостолов”, творения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Августина, каноны святого Иоанна Постника выражают неизменное учение Церкви: гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению. Вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном клире (Василия Вел. пр. 7, Григория Нис. пр. 4, Иоанна Постн. пр. 30). Обращаясь к запятнавшим себя грехом содомии, преподобный Максим Грек взывал: “Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались!.. Постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме, как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостынею и чистою молитвою… Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы”.
Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств в современном обществе клонятся к признанию гомосексуализма не половым извращением, но лишь одной из “сексуальных ориентаций”, имеющих равное право на публичное проявление и уважение. Утверждается также, что гомосексуальное влечение обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью. Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека». – Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII. Проблемы биоэтики.
[8] См.: Феофилакт, блаженный. Толкования на Евангелие от Матфея.
[9] См.: Светоний. Жизнь двенадцати цезарей (De vita Caesarum).
[10] Ливио Мелина. Нравственное действие христианина. М., 2007. С. 293.
[11] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII. Проблемы биоэтики.
[12] Малакия (от др.-греч. μαλακία — «мягкий», «мякенький», «эластичный»). Комментарий Феофилакта Болгарского (XI век) на 1 Кор. 6:9 сообщает: «Малакиями называет тех, над которыми совершают постыдное…».
[13] См.: Августин, блаженный. Фрагмент.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии