КАК НЕ ОТВЕРГНУТЬ БОГА?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Читаемое на протяжении последнего месяца Послание апостола Павла к Римлянам достаточно трудно для восприятия. Посланию наиболее точно соответствует замечание апостола Петра о том, что в текстах его собрата «есть нечто неудобовразумительное» (2 Пет. 3:16). Поэтому на сегодняшний день Послание к Римлянам должно восприниматься нами сквозь призму его святоотеческого толкования.

Обратим внимание на некоторые основные идеи отрывка, прочитанного за Божественной Литургией прошедшего воскресного дня. Апостол Павел сокрушается о том, что его соотечественники, выражая собственную праведность, «не покорились праведности Божией» (Рим. 10:3). Они позабыли о том, что «конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). Далее апостол предостерегает каждого из нас: «Ибо если устами своими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:9, 10).

Таким утверждением апостол даёт нам понять, что для обретения Истины не нужно искать каких-либо сверхъестественных явлений и внимать поглощающим разум философским измышлениям. Необходимо лишь увидеть действия Бога в своей жизни, уверовать в Него и своими словами и поступками исповедовать обретённую веру. Святитель Иоанн Златоуст несколько упрощает понимание этого утверждения, говоря следующие слова: «Тебе не нужно для своего спасения предпринимать дальний путь, переплывать море и переходить горы, напротив, если ты не желаешь даже переступить и порог, то можешь спастись и сидя дома, потому что средство к спасению у тебя на устах и в сердце». Эту же «формулу спасения» отражает в своих богословских трудах Блаженный Августин, утверждая, что «бесчисленные и многообразные ритуалы, которыми была пронизана жизнь иудеев, были отменены, чтобы милостью Божией мы пришли к спасению простотой исповедания веры».

Теперь переносим свой взгляд к строкам сегодняшнего евангельского чтения. Христос приходит в Гергесинскую страну. Здесь стоит остановиться и оценить это событие в целом. Не жители Гергесинской страны приходят ко Христу, а Сам Христос приходит к ним. Настолько велико снисхождение Божие к людям! Вся земная жизнь Христа с момента Его выхода на проповедь представляет собой постоянные странствования из селения в селение, из города в город в поисках людей, которые будут готовы услышать Его Слово, уверовать в Него и пойти за Ним. Лишь человеческая греховность не давала и по сей день не даёт этому Слову дойти до глубин человеческого сердца и найти в нём благоприятный отклик.

Далее мы читаем о совершённом Христом чуде исцеления двух бесноватых. Своим повелением Господь вселяет вышедших из людей бесов в свиное стадо, которое в этот же час «бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (Мф. 8:32). Об этом чуде местным жителям рассказали пастухи, ставшие очевидцами этого сверхъестественного события. Предполагается, что за таким исцелением должна была последовать благодарность людей Господу за совершённое чудо, восторженные возгласы, а главное – дальнейшее внимание к проповеди Спасителя. Но, как мы видим, ничего подобного не произошло. Более того, жители Гергесинской страны сразу же просят Иисуса уйти от них. Чем же могла быть вызвана такая неожиданная реакция народа? Святые отцы не приходят к единогласному выводу по этому вопросу. Святитель Иоанн Златоуст говорит о бесчувственности жителей к делам Христа; святитель Евфимий Зигабен указывает на их боязнь дальнейшего бесовского воздействия на людей, а блаженный Иероним Стридонский оценивает такое поведение как проявление обычного человеческого смирения.

Несмотря на такое разногласие, мы имеем очевидный факт – Христос был отвергнут людьми. Он не воспротивился этому, не поднял бунт, не начал обличать жителей Гергесины в их жестокосердии. Он просто сел в лодку и отплыл от берега этой земли.

Попробуем объединить сегодняшние апостольский и евангельский отрывки и понять их взаимосвязь. Переживания апостола Павла о том, что его родной народ утратил чувство истинной праведности, не приняв в своё сердце Слово Христово, очень созвучны душевному состоянию жителей Гергесинской страны, которые также из-за душевного ожесточения отвергли Господа. Они не видели в действиях Христа чуда. Их ум был наполнен то ли ненавистью, то ли испугом, но в любом случае – чувством неприятия Спасителя. Они отвергли Божественную любовь, лишив себя присутствия Бога в их жизни. Они не верили Его словам и делам, а значит – не могли исповедовать свою веру. И путь к спасению оказался закрытым для них.

Христос постоянно стучится в наше сердце. Стучится тихо, ненавязчиво, указывая путь к спасению. Каждый воскресный день Он зовёт нас в Свой дом – храм Господень через колокольный звон, богослужебные песнопения и проповедь священника. Если и эти признаки Божественного присутствия остаются незамеченными, Он приходит к нам Сам из святого алтаря, преподавая Свои Тело и Кровь в Таинстве Причастия, напоминая о Своей жертве за наши грехи. Но если мы, будучи свидетелями всего этого, продолжаем упорно отвращаться от Него по своей гордости и жестокосердию, Он также тихо и кротко покидает нас, как покинул на небольшой лодке Гергесинскую страну. Тогда наша душа наполняется унынием. Мы ропщем на Бога, говоря о том, что Он не слышит наши молитвы, не хочет нам помогать. В такие моменты человек может обвинять Церковь и священников во лжи и обмане, может быть, даже уходит в церковный раскол или  снимает нательный крест и повязывает на своей руке красную нить, веря, что этот «амулет» защитит его от злых сил эффективнее, чем Господь.

Всё это – только форма, а содержание – в жестоких фразах: «Уйди, Христе, от меня!», «Ты мне не нужен!», «Твоё учение очень трудно исполнять!», «Ты не современен!» и т. п. И Он уйдёт, продолжая нас любить, ожидая нашего возвращения в Его отеческие объятия. А мы будем тяжело страдать, и это страдание рано или поздно приведёт нас к покаянию и возвращению к Богу. И мы поспешим к Нему, чтобы не опоздать. Ведь сегодня Он ещё ждёт нас, а может быть, уже завтра мы предстанем перед Ним. Отверженные Богом? Нет. Отвергнувшие Бога тогда, когда Он был так близко к нам!

Пусть сегодняшнее апостольское и евангельское чтение станет для нас напоминанием о Божественной любви и милосердии к нам – грешным и несовершенным людям и о нашей жестокости по отношению к Его любви и нашем нежелании принять в свою душу Его спасительное Слово!

Николай Волошин

https://pravlife.org/ru/content/kak-ne-otvergnut-boga