Как научиться не стесняться своей веры. Протоиерей Владимир Долгих
На литургии 15 ноября читается отрывок из Евангелия от Луки, содержащий в себе важные замечания относительно наших взаимоотношений с внешним миром.
Правила указанные Христом достаточно просты в понимании, но, как обычно это бывает, их воплощение в жизни сталкивается с определенными трудностями.
Начнем с того, что обратимся непосредственно к евангельскому тексту: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц. Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» (Лк.12,4-9).
Когда читаешь эти строки, на ум приходит мысль о том, что относятся они к вполне определенным гонениям, в которых христианам нужно делать конкретный выбор между верностью Спасителю и жизнью. Это, конечно же, правильно, потому экзегет и православный публицист XIX века Дмитрий Павлович Боголепов пишет, что в таком случае христиане должны ободряться словами Христа, так как люди могут лишить их тела и не могут повредить душе, а возможность вечного блаженства единственно зависит лишь от Бога, оскорбить Которого и нужно бояться.
Возможность вечного блаженства единственно зависит лишь от Бога, оскорбить Которого и нужно бояться.
Однако сегодня, даже без откровенных гонений, мир ставит христиан в такие условия, когда попросту стало немодно быть верующим. Всякий, кто хочет прослыть «прогрессивным» человеком, должен исповедовать если не атеизм, то хотя бы агностицизм, а также критически-спесиво и надменно относиться к проявлению любой религиозности.
Говорю я это не от собственного ума, а исходя из некоторого опыта общения с людьми, в особенности с молодежью. Молодых людей, к сожалению, в храмах сегодня меньшинство и им бывает достаточно трудно противостоять довольно агрессивной секулярной среде своих одноклассников в школе или одногруппников в университете. Что ж, в утешение Д. Боголепов указывает нам еще два евангельских факта:
- Об открыто исповедующих Христа непрестанно печется всеблагой и премудрый Божий Промысел.
- Мужественного Христового исповедника ожидает награда – быть исповеданным от Него.
В контексте приведенных аргументов стоит также обратить внимание на слова Аполлинария Лаодикийского, который говорил, что «награда от Бога превосходит [всякую другую], ибо не одно и то же исповедовать перед людьми и быть исповеданным перед Богом. Соответственно и страх перед отрекающимися. В самом деле, ужасно, когда отрекаются от Господа перед лицом Бога те, кто полагает, что они рабы Господни, приняв на себя это звание как пустое именование. Следует, чтобы верующий исповедовал сердцем и устами, поскольку сердцем верует к праведности, а устами исповедует ко спасению».
«Следует, чтобы верующий исповедовал сердцем и устами, поскольку сердцем верует к праведности, а устами исповедует ко спасению».
Тут же святитель Иоанн Златоуст задается вопросом: почему Богу недостаточно сердечной веры? Зачем Он требует еще и внешнего исповедания? И тут же сам отвечает: «Чтобы помазать нас к дерзновению, произвести большую любовь и усердие, и возвысить».
Конечно же, здесь не идет речь о том, чтобы бросаться с проповедями на родных, коллег, знакомых и друзей. Но, хорошо бы каждому из нас задумается над простыми, казалось бы, вещами. Например, как часто нам приходилось стесняться перекреститься, проезжая в маршрутке мимо храма. Как часто мы молчали, когда в компании обсуждалась жизнь Церкви или просто звучали непристойные шутки в адрес того, что нам дорого? Как часто нам было неловко помолиться перед едой в гостях или кафе? Как часто мы подстраивались под поведение окружающего общества, боясь открыто высказаться о своей церковности?
Подобные случаи можно перечислять еще долго, но, наверное, каждый христианин, на пути своего становления, сталкивался с ними. При этом, где-то еще не обладая должным мужеством, мы всячески пытались собеседовать с собой, изыскивая какие-либо оправдательные аргументы на подобие: «меня все равно никто не станет слушать» или же «зачем искушать людей, вдруг будет еще хуже». Ясное дело, что никаких оправданий здесь не может быть.
Еще священномученик Киприан Карфагенский в своей «Книге о падших» писал: «Сам Господь говорит: Кто постыдится Меня... того постыдится и Сын Человеческий. А христианин ли тот, кто себя таковым считает, но христианином быть стыдится или испытывает боязнь? Как может быть со Христом тот, кто приблизиться ко Христу стыдится или же опасается?».
Не обладая должным мужеством, мы всячески пытались собеседовать с собой, изыскивая какие-либо оправдательные аргументы.
Дабы придать немного больше уверенности верующим людям стоит подчеркнуть, что большинство «критиканов» христианства свои аргументы черпают из соцсетей или же популистских ресурсов, для которых количество просмотров важнее содержательного контента. Поэтому все они (аргументы), как правило, всегда одни и те же, не имеют серьезной доказательной базы и легко рассыпаются при простом, но вдумчивом анализе.
С другой же стороны, люди не стесняются материться на всю улицу, плевать и сморкаться под ноги, ругаться между собой по пустякам, бросать мусор за пару метров до урны, хамить друг другу, сидеть в общественном транспорте, когда над ними нависает живот беременной женщины. И при всех этих непотребствах большинство молчит, опустив глаза или даже воспринимает как норму жизни. Нам ли при этом стесняться своей веры? Вопрос, по-моему, риторический.
Вот еще один вдохновляющий отрывок из творений святителя Льва Великого: «В чем для нас есть надежда жизни вечной, в том и образ терпения. Если мы страдаем с Ним, то с Ним и воцаримся; ибо, как говорит апостол, тому, кто говорит, что он пребывает во Христе, подобает поступать так, как поступал Он. К тому же мы действуем по образу лжепророчества, если не следуем установлениям Того, Чьим именем хвалимся».
Последнее о чем хотелось бы сказать, это то, что описанные ситуации должны только стимулировать нас к более глубокому познанию собственной веры. Можно с уверенностью сказать, что христианство целостно, разумно, и гармонично. Когда за вдохновением и окрыленностью следует погружение в богословие, как неотъемлемую часть религиозного опыта, то это формирует в человеке хороший интеллектуальный стержень, который впоследствии не позволит нам стесняться Христа и придаст внутренней уверенности на пути исповедничества или миссионерства.
Важно также помнить, что может сложиться и такая ситуация, когда для кого-то из окружающих нас людей наше свидетельство веры будет фактически единственной возможностью услышать о Боге. О последствиях молчания здесь, думаю, говорить не нужно, они и так всякому понятны.
При всех трудностях и испытаниях земного пути давайте не забывать, что иго Христово – благо, а бремя – легко (Мф.11,30) и награда не заставит себя ждать. «Поэтому-то, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – будем всячески стараться в том, чтобы не лишиться такой славы. И в этом нет ничего трудного, если только мы захотим; ничего тягостного, если будем внимательны. Если терпим, то с Ним и царствовать будем. Что же значит терпим? Если будем переносить скорби, гонения, если будем идти тесным путем. Тесный путь сам по себе труден, но от нашей решимости и надежды на будущее он делается легким».
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/66422-kak-nauchitysya-ne-stesnya...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии