Как научиться дарить мир миру?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Борьба с собой

Сегодня разбираемся с седьмой заповедью блаженства и пытаемся понять, возможно ли научиться быть миротворцем в социуме, полном конфликтов, раздоров и войн. Протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново, убеждён, что это по плечу каждому, но придётся основательно потрудиться.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»

Эта всеобъемлющая заповедь, которая призывает нас сохранять мир во всех его проявлениях: на личном уровне, семейном, общественно-политическом, глобальном межгосударственном. Христианин везде, где видит очаги ненависти, должен пытаться их погасить. Тому, кто пытается воздействовать благодатью Божией на окружающий мир, даётся обещание, что он будет назван сыном Божиим. Почему миротворцы получат столь высокое звание? Потому что Сын Божий Иисус Христос примирил нас, людей, восставших против Бога, с нашим Творцом и дал нам возможность снова вернуться в рай, занять место даже выше того, из которого были изгнаны наши прародители.

С чего начинать?

Начать нужно с самого себя. Каждый человек должен стремиться стяжать дух мирен по завету преподобного Серафима Саровского, то есть жить в мире со своей совестью. Это очень трудно, очень! Но именно с отсутствия мира душевного у одного человека начинаются глобальные конфликты, которые приводят к разрушениям межличностных отношений, крушениям государств и даже цивилизаций — и, что самое печальное, гибели людей. Когда у человека нет мира в душе, когда он не в ладу с самим собой, когда совесть его обличает — он идёт против неё и становится опасным.

Классический пример — Родион Раскольников, которому совесть говорила одно, а мозг ставил вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» В итоге, как мы помним, он не послушал совесть и решил испытать себя убийством. Он не попытался пропустить свои мысли через призму Священного Писания, в котором Господь говорит: для того, чтобы быть счастливым, не нужно убивать старуху-процентщицу, надо раздать своё имение и следовать за Ним. Раскольников же вступил в раскол со своей совестью, но не стал мириться с ней. И это в корне изменило его жизнь — разумеется, в худшую сторону.

Каждый из нас постоянно сталкивается с ситуацией, когда слышит от совести одно, а поступает по-другому. Важно понять, что, когда мы миримся со своей совестью, уже тогда становимся миротворцами.

Другие уровни

Научившись устанавливать мир в собственной душе, можно переходить на следующий уровень — стать миротворцем в своей семье. Когда чувствуешь, что накаляются страсти, что никто не хочет уступить — уступи ты. Часто мы думаем: как же я смирюсь перед своей женой, ведь я — мужчина? Она должна передо мной смиряться! Это говорит гордость, которая убеждает: поступи по справедливости. Внимая ей и выбирая справедливость, мы можем дойти до разрушения семьи. А можно поступать по любви — быть миротворцем. Когда поступаешь так, всё меняется. Поэт Эдуард Асадов писал:

Любить — это только глаза открыть
И сразу подумать, ещё с зарёю:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

Представьте, если бы человек просыпался с такой мыслью, как преобразилась бы жизнь и его самого, и близких ему людей! Христианину было бы намного легче становиться на молитву, ведь первый, кто достоин, чтобы мы одарили его радостью — это Господь, Который одаривает радостью и любовью всех нас. Потом он радовал бы своих близких. Разве не прекрасно? Соблюдение этой заповеди решает проблему насилия в семье, ведь когда человек умиротворил себя, в нём просыпается любовь к ближнему, он не может унижать, бить или издеваться.

Возможно, человеку, который решил стать миротворцем, на начальном этапе придётся себя понуждать к этому, но это нормально — заставляют же себя люди заниматься спортом, принимать холодный душ и приобретать другие полезные привычки. Так и здесь: поначалу придётся принуждать себя, а потом это будет получаться намного легче и естественнее.

Если человек выступил миротворцем в собственной семье, он выходит в общественную жизнь уже укреплённым. Он понимает, что его там ждут соблазны, что дьявол — исконный враг рода человеческого — ходит, как лев, желая кого-то поглотить. Такой человек понимает, что вокруг много искушений, видит свои немощи — и потому снисходителен к людям, которые его окружают. Он понимает, что любой конфликт надо гасить в самом начале, потому что помнит слова апостола: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4:26-27).

Любой конфликт может разрастаться бесконечно, если каждый его участник будет привлекать тех, кто станет на его сторону и тоже заразится духом злобы. Они будут стремиться найти всё больше сторонников. В итоге люди могут враждовать годами, забывая, из-за чего воюют, в чём заключается суть их конфликта. Поэтому и говорит Господь о высоком назначении человека, избравшего путь миротворчества — ведь он исцеляет общество.

Принимать меры сразу же

Если христианин будет руководствоваться седьмой заповедью блаженства, он осознает: уврачевать зло можно только добром, а любое противостояние в обществе — межличностное, национальное, расовое, религиозное — ведёт к разрушению. Разрушению личности, души, жизни, крушению всего, к чему призван человек в этом мире.

Конфликты возникают постоянно, не бывает и дня, чтобы они не случались. Даже если человек остаётся наедине с собой, он всё равно проявляет нетерпение, недовольство, раздражение. Получается, тренироваться в миротворчестве мы можем постоянно. Недаром апостол говорит, что один из признаков отсутствия любви — это раздражение. Когда чувствуешь, что начинаешь раздражаться, знай, что тебе не хватает любви. Это такой же верный критерий, как температура тела в плане физического состояния человека. Здоров — 36.6, болен — выше. Если температура высокая, человек предпринимает меры, чтобы её понизить, потому что, если не сделать этого, можно погибнуть, сгореть. Так же и в духовной жизни: если чувствуем, что раздражаемся, надо принимать меры, а именно — разбираться, откуда оно происходит.

От чего происходит раздражение? — от отсутствия должной любви. От чего нет любви? — от множества беззаконий. Так, разбирая эту цепочку, мы ищем свои ошибки, исправляем их — и обретаем мир душевный. А вокруг имеющего мир душевный, как известно, спасаются тысячи. Это значит, что рядом с ним образуется не воспалённое общество, которое жаждет свободы, равенства и братства через уничтожение половины своих сограждан, но общество, которое готово служить и терпеть.

Любовь не раздражается… Все заповеди блаженства объединены в единую заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27).

Урок Крошки Енота

Как человеку приятно, когда ему удаётся усилием воли и призыванием Божией благодати избежать какого-либо конфликта, даже в ущерб себе! Это и есть блаженство. Блаженный человек — поистине счастливый. А ведь все мы стремимся к такому счастью. В спорах и конфликтах никогда его не найти. Каждому из нас нужно как можно раньше остановиться, одуматься, обратиться к Богу и найти собственные ошибки, которые привели к конфликту. Не надо искать других виноватых! Муж или жена, север или юг, тупоконечники или остроконечники — это не важно. Каждый виноват. В любом конфликте есть две стороны. Кто-то не уступил, кто-то проявил гордость или нетерпение — и вспыхнуло.

Остановиться должен каждый, но начать примирение нужно с себя. Когда примиришься с собой, вынешь бревно из своего глаза, смотришь — и у других с глазами всё в порядке. А если, как Крошка Енот, выходить из дома с дубинкой, это ни к чему хорошему не приведёт. Человек каждый раз будет брать дубинку побольше, что никак не приведёт его к миру душевному, не улучшит общество, окружающее его.

Быть миротворцем — это осознать мудрость детской песенки про улыбку, от которой становится всем светлей, ведь улыбка — это проявление любви, счастья, умиротворённой души, которые растворяют жестокость и зло. Быть миротворцем — это когда оставляешь дубинку дома и выходишь к людям с открытым сердцем. Мы призваны к великому счастью, блаженству и имеем возможность стать миротворцами и дарить всем радость. Всё это благодаря Господу, Который призывает нас к великому совершенству, называя нас светом мира и солью земли. И мы должны стремиться к почести этого горнего звания.

Записала Екатерина Щербакова

http://gorlovka-eparhia.com.ua/kak-nauchitsya-darit-mir-miru/