Как наследовать жизнь вечную (О богатом юноше). Протоиерей Алексий Уминский
(МФ.19:16-26)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее Евангелие говорит нам о юноше, который подошел ко Христу и спросил Его: "Учитель Благий, что мне сделать благого, чтобы наследовать Царствие Небесное?" И Христос ему сказал: "Заповеди знаешь? Вот, соблюдай их". Все эти заповеди, о которых сказал Христос – не убивай, не кради, почитай отца твоего и мать твою, люби ближнего, как самого себя, – сохранил юноша от юности своей, но Христос на это сказал: пойди, все, что имеешь, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах. И юноша отошел скорбящий. Как трудно имеющим богатство, войти в Царство Небесное, легче верблюду сквозь игольное ушко пройти, – сказал тогда Христос Своим ученикам, и ужаснулись ученики: "Кто же может спастись, Господи?" И Христос ответил: "От человека это невозможно, но все возможно Богу".
Вот Евангельское чтение, которое как будто говорит о внешнем богатстве. Можно было бы понять его так, что бедному человеку спастись легко, а богатому трудно, но, конечно, речь идет не об этом. По-человечески войти в Царство Небесное невозможно, вот о чем совершенно прямо говорит сегодняшнее Евангелие: человекам это невозможно.
Когда мы начинаем рассматривать свою христианскую жизнь или как-то внешне о христианстве рассуждать, нам кажется, – как все просто! Надо заповеди соблюдать, никому не причинять зла, не воровать, не убивать, и вроде бы мы все такие и есть: никого не убиваем, ничего не воруем, помогаем, когда можно, во всех отношениях проявляем себя хорошими, порядочными людьми. Казалось бы, это и есть христианство. Об этом и Евангелие говорит, и, кажется, как доступно для каждого человека жить во Христе! А многие люди и вообще считают так: "Раз я никому плохого не делаю, то я Царствия Небесного достоин, так что мне и Церковь-то не нужна. За что же меня Господь будет судить, коли я и так хорош? У меня все в порядке. Может быть, мне чего-то и недостает, может быть, я чего-то не доделал такого небольшого, вот надо спросить – что, Учитель Благий мне еще сделать, чтобы Царство Небесное наследовать?"
Но если мы всерьез начинаем свой христианский путь и реально сталкиваемся с исполнением заповедей Христовых, и задумываемся, что же значит жить во Христе, тут-то оказывается, что все совсем наоборот. Оказывается, что ни одной заповеди исполнить нельзя. Во всей полноте и до конца ни одной заповеди человек исполнить не может.
Мы говорим – не убивали… А с другой стороны, сколько раз убивали – взглядом, словом, ненавистью, желанием внутренним, чтобы этот человек просто исчез с глаз долой. Мы и хотим, и пытаемся в себе самом что-то этому противопоставлять, но не получается. И все равно убиваем, и все равно ненавидим, и все равно не желаем видеть каких-то людей, хотим вычеркнуть кого-то из своей жизни.
Мы говорим, что не крадем, но и это оказывается совсем не так, потому что во всех мелочах обнаруживается желание воспользоваться не своим, пожить за чужой счет, не ответить благом на благо.
И так, какую заповедь не возьми, оказывается, что сохранить заповеди невозможно. А Христос еще и такие страшные слова говорит этому юноше: "Все, что имеешь, пойди и раздай". И мы хорошо чувствуем это слово Божие, которое к нам обращено: "От всего, что у тебя есть дорогого, пойди и откажись. Все, что у тебя есть самого тебе необходимого, пойди и раздай. И тогда ты будешь спасен". И оказывается, что это действительно совершенно невозможно.
И вот, когда мы это понимаем, когда становимся перед подобной реальностью, когда просим, – да будет Царствие Твое, – а войти в него не можем, тогда становится страшно. Ужасно понимать, что действительно легче верблюду пройти через игольное ушко, нежели человеку в том состоянии, в котором он находится, войти в Царствие Небесное: в греховном состоянии, в состоянии безбожном, самолюбивом, в состоянии гордыни, в желании пожить для себя. В таком состоянии войти в рай невозможно.
Кто же может спастись, спрашивает юноша Христа. Христос на это отвечает совершенно прямо: "Никто не может спастись", – чтобы мы никогда не подумали, что какие-то наши дела, что наша внешняя добродетель, милость, которую мы ближнему оказываем, все нужное и праведное может нас спасти. Самому человеку невозможно спастись, никак, ни грешнику, ни праведнику. Апостол Петр говорит, – праведник едва спасается (см. 1 Пет 4:18). А что же делать грешнику?
Но Христос добавляет, что невозможное для человека возможно для Бога. Только от Бога возможно спасение, когда человек, невзирая на все свои внешние добродетели, на все свои прекрасные качества, плюсы своего характера и способности, может совершенно об этом не думать, совершенно в этом для Христа обнищать и просто доверить Ему свою жизнь.
Только Христос может даровать спасение, как Свою великую любовь. И, зная об этом, будем уповать только на Него. Зная об этом, будем идти за Ним, совершенно не думая о себе, и тогда Господь откроет для нас Царство Свое Небесное.
Аминь.
2004
http://www.trinity-church.ru/prior/outreach/kak_nasledovat_zhizn_vechnuyu
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии