Как наследовать жизнь вечную (О богатом юноше) (Лк. 18:18-27). Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие рассказывает о том, как  некто из начальствующих подошел ко Христу и спросил Его: «Господи, что мне сделать, чтобы иметь жизнь вечную?» И Христос ему сказал исполнять заповеди, которые каждый из нас знает: не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и мать». И юноша на это ответил: «Все эти заповеди сохранил я от юности моей».

И действительно, те заповеди, которые мы знаем как десять заповедей, данные Моисею на святой Синайской горе и которые являют основу жизни верующего человека, по сути своей являют собой основу жизни любого человека. И вряд ли человек может называться человеком, если он не почитает своих родителей, если он ворует и убивает, если он живет в непрестанном блуде и делает это целью своей жизни, если он лжет и лжесвидетельствует… Что же тогда от человека остается?  Ничего, если человек просто не соблюдает этих заповедей. Более того, огромное количество людей даже не знающих Бога соблюдает эти заповеди, заповеди человеческой нравственности и морали.

Мы, христиане, собравшись здесь в храме, тоже прежде всего соблюдаем эти заповеди. Они являются основой основ нашей жизни. И вот оказываются, что сами по себе они еще не приводят ко спасению, потому что, когда эти заповеди становятся для человека естественной и единственной нормой жизни, когда он думает, что это и есть спасение, это и есть цель, которой он достиг, тогда они становятся его личным богатством и достоянием. «Я хорош, у меня все есть. Куда мне еще идти и что еще мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»  Казалось бы, все уже обозначено и решено, мы знаем, что можно и чего нельзя, мы знаем, как стать благочестивыми людьми. Мы знаем, что кроме этих человеческих заповедей  у нас есть заповеди, которые говорят о нашем богопочитании, мы верим, что нет иных богов ни на небе, ни на земле. Мы не поминаем Имя Божее всуе.  Мы молимся Ему.  Мы почитаем день седьмой. Мы все делаем хорошо. Более того, у нас есть четко обозначенное церковная норма нашей жизни. Мы начинаем наш день утренней молитвой и кончаем вечерней, мы соблюдаем пост в среду и пятницу и все другие посты, мы ходим  в храм на богослужения, исповедуемся, причащаемся Святых Христовых Таин. У нас есть полнота жизни в Церкви.  Не это ли и есть путь к спасению? Не это ли и есть то, что делает христианина христианином, человеком, идущим за Богом?

И вот оказывается, что все это прекрасное, основательное, мощное, доброе, нравственное, может не явиться для него путем ко Христу, а стать таким хождением по кругу, когда человек из года в год, из месяца в месяц совершает одни и те же благочестивые правильные поступки, которые его удовлетворяют и радуют. Ему хорошо и радостно быть благочестивым. Ему удобно быть в сообществе христиан, которые живут в таких рамках жизни, когда все очерчено, все определено, все понятно и, главное, гарантировано. Понятно, что если ты так будешь поступать, у тебя все будет хорошо и правильно. У тебя складываются отношения с Богом. На исповеди тебе прощаются твои грехи. Причащении святых Христовых Таин   делает тебя наполненным благодатью Божественной. Все правильно, все хорошо…  Так хорошо, как у этого юноши.

Но какое-то беспокойство этого юношу гложет. Он понимает, что, должно быть, есть что-то еще. И вот с этим вопросом он обращается ко Христу, к своему Спасителю: «Учитель благий! Что делать мне, чтобы наследовать жизнь вечную?» И Христос ему на это отвечает: «Никто не благ, только один Бог», тем самым показывая, что вопрос, который задает этот человек, обращен непосредственно к Богу. Это очень серьезно. Это очень важно в жизни каждого человека – научиться вот так с Богом разговаривать, научиться задавать вопросы напрямую, всерьез задать Богу вот такой вопрос, – Что мне делать, наконец-то, чтобы наследовать жизнь вечную? Потому что вопрос о вечной жизни, как вопрос остроты нашего бытия, как вопрос нашего отношения с Богом, очень часто у нас, благочестивых христиан,  уходит за рамки нашей жизни. Нам не о чем спрашивать у Бога. Нам и так все ясно. У нас есть ответы на все даже еще не заданные вопросы.

И вдруг этот человек, у которого, казалось бы, все так ясно и понятно,  который знает, как жить правильно, задает Богу этот вопрос… Давайте подумаем сейчас   хотя бы немножечко о том,  как можно беседовать с Богом… как можно задавать Ему вопросы… как можно  вдруг получать от Него ответы…   Это же большая ответственность  – с Богом разговаривать. Молиться Богу – это очень большая ответственность. Не просто правила читать, вычитывать знакомые слова, а по-настоящему обращаться к Богу с вопросом, со словом. Это и есть настоящая молитва. И главное – получать от Него ответ.

Мы не привыкли получать от Бога ответы на наши молитвы. Когда мы читаем утренние и вечерние правила, разве мы думаем о том, чтобы получить от Бога ответ? Разве мы надеемся, что Он ответит нам на наши утренние и вечерние молитвы? Нет, мы исполняем заведенное правило. А это очень важно – слышать Бога человеку. И вот этот юноша вдруг получает от Бога ответ, неожиданный ответ, не ободряющий и не утешающий его, не гарантирующий ничего, не говорящий – как хорошо, что ты все так хорошо делаешь, вот и славно, живи так дальше. Господь говорит ему очень неприятные слова. Он говорит: «А теперь все это раздай, отрешись от этого, как от своего богатства, и иди за Мной».  А что значит – иди за Мной?  Куда это -  идти за Богом? Как это – идти за Богом? Что это значит?

А значит это самые простые вещи, которые мы встречаем в Евангелии. Тот, кто хочет за Мной идти, – говорит Христос,  – да отвержется себя, возьмет крест свои и за Мной идет. Ибо, кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее. А кто погубит душу свою ради креста и Евангелия,  тот ее и обрящет».  Вот что значит – идти за Христом. Это значит – идти туда не знаю куда. Это значит – не идти за Христом, взяв Его за ручку, как мама водит нас маленьких, не умеющих ходить, не идти туда, где путь освящен по широкой твердой дороге, а идти туда, где не видно, куда идти. Идти туда, куда однажды пошел Петр, когда, увидев Христа в буре, во мгле и мраке, сказал: «Господи! Повели мне идти к Тебе по водам!» Вот так надо идти! Вот туда надо идти! Вот таким образом идти.

И тогда понятно, что на этом месте кончаются  все благочестивые заповеди и прекрасные традиции, они могут быть только какой-то подпоркой, пока человек учится ходить, и вдруг наступает главный момент, – надо доверить свою жизнь Богу до конца. Надо вдруг пойти за Христом, не видя Его, не слыша Его, а только зная Его.

И юноша уходит опечаленный, потому что нет решимости, нет мужества, нет уверенности идти за Христом. А их и не может быть. Апостолы не зря спросили Христа: «Господи, кто же может спастись? Кто же может исполнить Твое Евангелие? Кто способен по-настоящему эти Твои слова вместить?» Однажды так уже было в жизни апостолов, когда Христос говорил о Себе, как о хлебе, сшедшим с небес. И тогда очень многие от Него ушли. Тогда Он обратился к Своим ученикам и спросил: «Не хотите ли и вы  Меня оставить?» Петр сказал Ему: «Господи, куда же нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной». И сейчас они спрашивают  то же: «Господи, кто же может исполнить эти глаголы вечной жизни, которыми ты мучишь нас. которыми Ты нас призываешь? Кто?» И Христос отвечает: «Никто. Людям это невозможно».  

Человеку невозможно по человечеству исполнить Евангелие. Это, действительно, книга не человеческая. Апостол Павел так сказал: «Братья! Евангелие, которое я возвещая вам, не есть человеческое». Это слово Божее, которое может, как сказано сегодня в апостоле, в нас вселиться изобильно. Только тогда, когда Сам Господь Своим словом вселяется в человека, это становится возможным. Когда человек вдруг открывает свое сердце для Слова Божия и не боится Ему себя доверить, тогда все происходит, потому что тогда Господь действует в человеке. Невозможное человекам возможно Богу. Возможно Богу вселиться в каждого из нас. Возможно Богу наполнить нас Собой, сделать своими, сделать родными  до конца. Для этого нужно только одно – решиться себя доверить Богу так, как Он доверил Себя нам.

Проходят дни Богоявления, дни Боговоплощения, пришествия Сына Божия во плоти. Они проходят, как дни календарные, но они не проходят, потому что не походит Господь. Господь всегда такой, Каков Он есть, Он всегда с нами. Он всегда днесь, сегодня, приходит к нам и каждому из нас дарует то, что дарует апостолам, дает те же ответы на вопросы, которые дает этому благочестивому молодому человеку. Сегодня так же все происходит.

Он доверил  Себя человечеству, оказавшись одним из нас, восприняв на Себя всю полноту человеческой  природы со всеми нашими чувствами, проблемами, горестями, со всем нашим алканьем и жажданьем вода, хлеба и правды. И в ответ на это Он готов до конца Себя Нам отдавать. И отдает себя нам до конца. И эта отдача нам происходит только тогда, когда человек, действительно, понимает, что идти за Богом – это не просто благочестие, это не просто добрая   традиция, это не просто исполнение определенных вещей, которые могут сами по себе принести тебе какие-то бонусы или преференции, которые мы называем словом благодать, потому что мы ищем духовного, а не земного. Но все равно превращаем духовное в земное.

И вот Христос зовет нас за Собой. Христос ждет от нас определенной решимости. Но прежде всего Он ждет вот этого честного вопроса, для которого каждый из нас должен сначала созреть. Чтобы задать такой вопрос, надо, конечно, уже быть готовым получить на этот вопрос ответ. Но если мы не зреем, если нас устраивают только внешние вещи, мы никогда никуда не придем. Мы ходим по кругу. Мы остаемся на месте. И тогда то, что здесь происходит божественного, становится просто человеческим, а все человеческое оскудевает, кончается, оно не вечное. И когда мы хотим наше человеческое сделать вечным, мы можем только доверить себя Богу до конца. И тогда, услышав слова Христа,  о том, что невозможное человеку возможно Богу, не испугаться и, в отличие от этого юноши,  все раздать и пойти за Христом. Аминь.

27.01.2013

 http://www.trinity-church.ru/prior/outreach/kak_nasledovat_zhizn_vechnuyu