Как нас учат молиться святые отцы
Как святые отцы различным образом учат нас молиться, и что такое молитва.
Не все святые отцы передали нам непрестанную молитву в ее полном виде. Одни передали нам ее полностью, другие говорят о частичной молитве, некоторые – о различной, в зависимости от сил и состояния молящегося.
Святой Иоанн Златоуст учит непрестанной молитве, говоря: “Прошу вас, братья мои, никогда не попирайте и не пренебрегайте молитвенным правилом, ибо я слышал, как некоторые отцы говорили: “Что за монах, который пренебрегает и презирает молитвенное правило?” Монаху следует, ест ли он, пьет ли, отдыхает, выполняет какое-либо послушание, идет куда-либо, непрестанно взывать: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”, чтобы этой памятью имени Господа нашего Иисуса Христа вызвать врага на бой”.
Борющаяся душа найдет в себе и зло, и добро при помощи памяти. Вначале увидит в своем сердце зло, затем, видя зло, находит и благо. Поскольку память способна как взбудоражить врага, так и усмирить его. Память порицает живущий в нас грех. (Рим. 7:17), память способна победить и постепенно искоренить его.
Так имя Господа Иисуса Христа, опускаясь в глубины нашего сердца, усмиряет врага, властвовавшего внутри нас, спасает и оживотворяет душу. Непрестанно вспоминай имя Господа Иисуса, чтобы сердце приняло Господа, а Господь – сердце, и они стали едины. Но это дело не одного или двух дней, но многих лет и долгого времени.
Ведь чтобы изгнать врага и поселить в себе Христа, необходима длительная борьба. И вновь Иоанн Златоуст говорит: “Мы должны стараться обезопасить свой разум, направлять его, обуздывать его и останавливать всякий помысел и деяние лукавого призыванием Господа нашего Иисуса Христа. И где находится тело, там пусть будет и разум, чтобы ничего не вставало между Богом и сердцем, словно преграда, омрачающая сердце и отдаляющая разум от Бога.
Если однажды нечто охватит разум, человек должен немедленно изгнать помысел, чтобы в день суда перед Господом, когда Он будет обличать тайные деяния людей (Рим.2:16), ему не было поставлено в вину принятие помысла, которое является равносильным поступку. Таким образом, освободитесь навсегда от искушений и пребывайте рядом с Господом Богом, доколе Он не помилует нас (Пс. 122:2). И не просите у славного Бога ничего, кроме милости.
Но прося милости, просите о ней со смиренным и сокрушенным сердцем, с утра до вечера, а если возможно, и ночью, взывая: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”. И заставляйте свой разум поступать так до самой смерти. Ведь это деяние требует большого усердия, ибо “тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь” (Мф. 7:14), и входят туда лишь те, кто предпринимает над собой усилия, ибо “Царство Небесное силою берется” (Мф. 11:12).
Я прошу вас, не разлучайте свои сердца с Богом, но оставайтесь подле Него, всегда храня свои сердца в памяти о Господе нашем Иисусе Христе, пока имя Его не укоренится в нашем сердце, так что оно ни о чем другом более не будет помышлять, кроме как о прославлении Христа.
Конечно, до Иоанна Златоуста подобные мысли высказывал апостол Павел. В частности, он пишет: “Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению” (Рим. 10:9-10), и “никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым” (1 Кор. 12:3). Говоря “Духом Святым”, Павел имеет в виду: “когда сердце примет силу Святого Духа”, благодаря которой и будет молиться. Этим качеством обладают те, кто преуспел в духовной жизни и удостоился принять внутри себя Христа. В соответствии с этим святой Диадох пишет: “Разум может потребовать от нас чего угодно, когда мы посредством памяти о Боге преграждаем ему все выходы. Необходимо дать ему некое занятие, дающее выход его работоспособности. Мы должны полностью предать его молитве “Господи Иисусе Христе”. Ибо никто не может произносить эту молитву, не будучи просвещенным Святым Духом”.
Разум должен непрестанно вспоминать эти слова внутри себя, чтобы не предаваться другим размышлениям. Те, кто непрерывно повторяют это славное и желанное имя в глубине своего сердца, могут когда-нибудь увидеть свой разум просвещенным. Это происходит потому, что имя Господа, хранящееся в помышлении с большим усердием, сжигает все нечестие, окутывающее человеческую душу. И душа отчетливо чувствует это, ибо “Бог наш есть огонь поядающий” (Евр. 12:29).
И тем самым Господь призывает нашу душу к великой любви Своей славы. И когда славное и желанное имя Христа долгое время живет в памяти разума, это порождает в нас привычку со всей теплотой нашего сердца любить Его благость, ведь отныне для этого нет никаких преград. Это драгоценная жемчужина (Мф. 13:46), которую может обрести всякий, продавший свое имущество ради неописуемой радости, найденной ныне.
Святой Исихий, советуя молиться Иисусовой молитвой, пишет: “Душа, после смерти взмывающая вверх к небесным вратам, имея рядом с собой защитника Иисуса, не устыдится своих врагов, но с дерзновением будет говорить с ними перед небесными вратами. Только бы она до самой смерти денно и нощно неустанно взывала к Иисусу Христу.
И Он вскоре воздаст ей, согласно с истинным святым обетом, данным Им в притче о несправедливом судье (Лк. 18:1-8). Я уверяю, что Он воздаст душе, как в нынешней жизни, так и после ее отделения от тела”. Иоанн Лествичник говорит только об одном имени “Иисус”: “Бей своих врагов именем Иисуса, ибо нет ни на небе, ни на земле, более сильного оружия”, не добавляя к нему других слов. И продолжает: “Пусть твое дыхание соединится с памятью о Боге, и тогда ты осознаешь пользу тишины”.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”
http://www.pemptousia.ru/2015/05/как-нас-учат-молиться-святые-отцы/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии