КАК НАЙТИ ВРЕМЯ ДЛЯ БОГА? ЕСЛИ ВРЕМЕНИ НЕТ, А ПРОФЕССИЯ “НЕ ПОЗВОЛЯЕТ”

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Время ускоряет свой ход, а дефицит времени, как ни странно, прямо пропорционален научно-техническому прогрессу. Человеческий организм, ощущая эту смену подсознательно, не может так же быстро изменить ход своих биологических часов. Поэтому он или вынужден, или предпочитает решать насущные проблемы в ущерб тем важным вопросам, которые, на первый взгляд, незначительны. Так, можно ли в этом мире потребительства найти время бля богопознания и богомыслия? Рассуждает кандидат богословия священник Андрей Ухтомский.

Богообщение дома

Например, в духовном мире человека привлекает то, что имеет яркую «внешность», а не существенное содержание, пусть и требующее усилий и времени: фильм будет предпочтен одноименной книге; пересказ — развернутому тексту; супружеская любовь — скоротечным связям и т. д.

Современное общество определяет и детерминирует такая черта, как потребление, стимулируемое экономикой и маркетологическими рычагами. Желание прожить достойную человека жизнь означает — жить, ни в чем себе не отказывая, затрачивая любую денежную сумму для доказательства своих «возможностей», в то время как управление своими чувствами и эмоциями практически атрофировалось. Жить на «полную», не обращая внимания на последствия, становится наивысшей ценностью жизни. И только жизненные трагедии могут отрезвить человека.

Под маской своего образа жизни человек скрывается от себя и скрывает себя от внешнего мира. Медицинский работник, руководитель фирмы или ее рабочий, студент или преподаватель  — всем не хватает времени. Каждый детерминирован социальным статусом, своим положением в обществе, своей загруженностью. Чувство потребительства срывает замки с “запретных дверей” — и вдруг оказывается, что потребительству покорны все образы жизни, и потребители часов не наблюдают. А если так, то чувство дефицита времени — фикция, а образ жизни, позволяющий замыкаться в своей профессии под маской “заработка денег”, не ставит границ в жизни человека.

Все вышеизложенное, “status quo”, послужит фоном для дальнейших рассуждений.

Цель существования человека на земле состоит в восхождении к Богу

Одной из первой ступеней в этом есть память о Боге, богомыслие, богословие, богопознание. В свете вышеописанной парадигмы современного человека оказывается, что богомыслием, богопознанием и богословием человек пренебрегает, ссылаясь на нехватку времени, и образом жизни, который никак не связан с размышлением о Боге.

Именно время и образ жизни никак не влияют на возможность и продуктивность богопознания.

Любое дело требует затраты определенного времени, выделения времени; и бывает так, что в размышлении о выделении времени в своем «плотном графике» человек приходит к результату о несопоставимости масштабности дела и толики времени, которую находит человек на его выполнение. На этом проблема снимается, и вопрос остается до «лучших времен».

Альтернативой может стать компромиссное решение: заведомо оценивается необходимость выполнения той или иной задачи и выделяется время в соответствии с качеством требуемого результата. Иногда человек находит еще более компромиссное решение: распределив свои усилия с одинаковым качеством, решает в одном промежутке времени поставленные задачи. Вот пример: чем бы мать ни занималась, она всегда держит в поле зрения своего ребенка. Она может варить борщ и общаться с малышом, заниматься ответственным делом на работе и переключаться на разговоры по телефону…

Как сдвинуть, казалось бы, неподъемный камень?

Примеров множество. Вот еще один из области филологии. Изучение того или иного языка иногда становится для человека неподъемным камнем, причем часто вес этого камня человек сознательно увеличивает сам, как только начинает рассуждать об этом вопросе, взвешивая все «за» и «против», вместо того, чтобы найти оптимальный путь решения проблемы. А между тем многие, задавшись целью выучить язык, не задумываются над тем, что к его изучению они подходят чисто механически, заучивая материал, не пытаясь погрузиться в ту культуру, которая выражена языком. Другими словами, не рассматривать язык как цель, а как инструмент, средство для достижения цели.

Многие системы обучения показывают человеку пути внедрения языка в свою жизнь: слушание передач, общение, пусть и с оттенком «неграмотности». Постепенно человек перестает стесняться, бояться языка, а потом употребление языка перейдет на уровень инстинкта, и человек станет мыслить не словами, а образами. Между тем язык — это только средство. И чем выше цель, тем надежнее и ближе человеку должен быть инструмент. А если превращать изучение языка в систему, может оказаться так, что овладение языком представляет собой весь процесс жизни и теряет ценность, если только человек не занимается языком в любительских или исследовательских целях. Так и в богопознании, богомыслии и богословии.

Богообщение в храме

Если держать в поле зрения память, мысль о Боге, то можно себя не затруднять напряжением мысли и выделением времени для богомыслия

Очень яркий пример находим в правилах жизни правоверного иудея, в которых содержатся благодарения и славословия Бога для различных случаев жизни. Так, при виде необычного животного иудей может возблагодарить Бога словами: «Благословен Бог, разнообразящий свои творения».

В христианской традиции можем найти не менее красноречивые примеры. Например, святитель Иоанн Златоуст (347–407 гг.) освящал свой жизненный путь памятью о Боге, выраженную в проповедях и запечатленную в предсмертных словах: «Слава Богу за все».

Двумя столетиями ранее жил учитель Церкви Климент Александрийский (150–215 гг.). Создав научную богословскую школу на базе александрийского училища, он классифицировал преподаваемые науки: вначале читался курс грамматики стихосложения, в дальнейшем — философия, которую Климент назвал “служанкой богословия”, и наконец — само богословие как вершину наук и всякого познания. Все преподаваемые в александрийском училище науки служили одной цели — раскрыть существование Бога, Его Промысл в мире.

Музыка своим обусловленным мерой ритмом и гармонией аккордов учит согласию с самим собой. Арифметика объясняет, что большая часть вещей и их связи подчинены числовым соответствиям. Истинно мудрый не останавливается на этом. Он изучает также и диалектику. Именно она учит его проникать в сущность предметов.

В руках еретиков эти науки служат средством для распространения лжи и зла, в его же руках — орудием добра и истины. Когда человек получает образование, пропитанное памятью о Боге, то для него не составляет труда и времени помнить о Нем и прославлять Его в важные для него минуты жизни. Подсознательно человек мыслит о Силе, управляющей этим миром.

В зависимости от своего религиозного сознания человек вспоминает о Боге, или о дьяволе, или верит в управление миром рока. Или кому легче найти время для Бога?

Так что время для памяти о Боге, богомыслии, богословии у человека всегда может найтись. Это может быть миг времени среди жизни, заполненной такими делами, которые человек наделил статусом наиважнейших дел: но — покормив свое тело, забыл напитать душу.

Вопрос времени занятия богословием, богомыслием почти пропадает для тех людей, кто связан с этими занятиями по роду деятельности: священник, преподаватель богословских дисциплин, монах-аскет, т.е. для тех людей, чье сознание постоянно занято размышлением о вещах Божественных. Таким людям легче помнить о Боге. Однако здесь важно избежать профанации: проповедуя Бога — не забыть Его, избегать рационализма и стараться делать так, чтобы проповедь не расходилась с образом жизни.

Да, этим людям, казалось бы, легче найти время для богопознания, но есть соблазн профанации. Те же люди, чей образ жизни, профессиональная деятельность наиболее отстоят от богословских размышлений, а сосредоточены на делах земных, также могут заниматься богомыслием, богословием.

Возьмем, к примеру, водителя маршрутного такси, который кроме общего внимания на дороге, должен рассчитываться с пассажиром, останавливаться на остановках по просьбам пассажиров, т.е. быть погруженным в процесс. Казалось бы, внимание заполнено, некогда и о Боге подумать. Но, оказывается, что есть минута позвонить и по домашним делам справиться по телефону, или набрать напарника и предупредить об образовавшейся пробке. Это констатировано не в упрек, а в свидетельство того, что для Бога есть место в рабочем распорядке водителя, тем более, что для этого не требуется никаких физических действий, ведь мысль нематериальна.

Другое дело, что не всякий водитель находит свою удачу в Боге и не проводит никакой параллели между мыслью о Боге как источнике спокойствия и равновесия и рождающемуся отсюда душевному умиротворению. Обыкновенно свое раздражение водитель видит в недовольстве пассажиров, из-за других водителей на дороге. А недовольство водителя и пассажиров может привести к необратимым последствиям.

В салоне автобуса

Если разработчики курса «английский за рулем» считают, что прослушивание курса не вредит водителю, то не повредит и воспоминание о Боге или прославление Его

Так и в любой другой профессии. Причем, чем более профессия социализирована, чем более человек в своей профессиональной деятельности связан с другими людьми, например, журналист или преподаватель, то тем более он должен помнить о Боге, Отце всех людей. Потому, что именно эта память даст равновесие и предостережет от распыления душевных сил.

Останавливаясь в круговороте жизни на мысли о вечном Боге, человек не дает себе забыться, потеряться, стать заложником обстоятельств и, таким образом, дает место Божиему промыслу. Мысль о Боге поможет человеку стать над жизненными проблемами, скорректировать свой образ жизни, время на осуществление поставленных задач, не стать жертвой обстоятельств или амбиций других людей.

Итак, подведем итоги наших рассуждений:

  1. 1. В современной быстротечной жизни есть возможность выделить время для богословия, богопознания и богословия;

  2. 2. Эта возможность не должна быть осмысливаема как таковая, которая чужда нам. Мы помним о своих повседневных вещах, не утруждая свою память: не забываем принять пищу, предварительно разогрев ее, но забываем вспомнить о Боге, подателе пищи и всяческих благ;

  3. Богомыслие, богопознание и богословие не всегда могут и должны быть спланированы временем: это может быть кратковременный миг радости и благодарности о своем успехе и с памятью о Боге и благодарении ему: минуты обращения к Богу нельзя спланировать так же, как и свое горе, и свое счастье, удачу;

  4. 3. «Богослов тот, кто молится, и кто молится, тот богослов». Эти слова египетских пустынников показывают, что обращение или общение с Богом определяет образ жизни человека как такого, который живет Богом. Какой бы профессией человек не занимался, память о Боге, обращение к Нему требует минимальных физических затрат по сравнению со своей профессиональной деятельностью. Памятую о Боге, человек как бы держится за некий стержень в жизни, обретает стройность, упорядоченность мыслей в нашей неспокойной и разобщенной жизни;

  5. Какой бы образ жизни человек не вел, у него есть возможность для богопознания, богомыслия и богословия, так же, как у него есть время осознавать, кто он, что ему необходимо делать и как его зовут;

  6. 4. Чем более человек занят общением с людьми, тем более ему необходимо обращаться к Богу и помнить о Нем, поскольку только так — «держа Бога в поле зрения» — человек сможет избежать внутренней раздробленности, обретет цельность и не повредит своему собеседнику словами или делами.

Память о Боге не дает человеку остаться как одиноким в жизни, так и затеряться в ней, потерять себя.

http://pravlife.org/content/kak-nayti-vremya-dlya-boga-esli-vremeni-net-...