КАК НАЙТИ НАСТОЯЩЕГО СТАРЦА, КОГДА ВОКРУГ МНОГО САМОЗВАНЦЕВ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Как бы это ни прозвучало, но здесь работает принцип: каждый находит то, что ищет.

Самозванцев в наше время действительно хватает. Впрочем, справедливости ради, заметим, что на них любые времена не в меру щедры, так что нынешняя ситуация не уникальна.

Итак, первое, что следует уяснить: зачем искать старца? В церковной традиции старец – это духовно опытный человек. Не просто старик, пожилой священник или монах. Не человек, умудрённый годами и житейским опытом. А именно носитель духовного опыта. Отсюда единственная цель, с которой нужно искать старца, – нужды духовной жизни. По-хорошему, с ролью духовника мирян вполне способен стравляться простой приходской батюшка. И верующим людям, со, скажем так, усреднёнными духовными запросами и нуждами, такого окормления более чем достаточно. Да, приходской священник не угодник Божий, сошедший с иконы, не великий постник и не бессребреник. Молится он не ночи напролёт, а так же, как и прихожане: по утрам, по вечерам да перед Литургией. Да, его молитвенное правило объёмнее и дольше, но это точно не три тысячи Иисусовых молитв перед сном и не вся Псалтирь раз в три дня. Посты он соблюдает вместе с прихожанами и если довольствуется когда просфорой и стаканом воды на день, то разве что в первые пару дней Великого поста. А ещё у него семья, которую нужно содержать точно так же, как и любую другую семью. Дети, которых нужно одевать, обувать, учить и лечить так же, как детей прихожан. В его доме, так же, как и у прихожан, может пропадать электричество или засоряться трубы, его автомобиль тоже нуждается в ремонте, а бытовая техника – в обслуживании. Однако тысячу раз неправ тот, кто высокомерно превозносится над обычным священником, полагая, что тот, увязнув в мирских делах, напрочь чужд всякого подвига. Нередко бывает как раз наоборот: кто, как не священник, знающий жизнь с той же самой стороны, что и прихожане, но при этом находящий возможность и время и Богу служить, и нужды прихожан без внимания не оставлять, способен понять и поддержать того, кто погряз в мирской суете, в очередной раз не устоял перед соблазном или заплутал в трёх соснах между грехом, суматохой и отсутствием мира как в душе, так и вокруг себя? Кто, как не тот, кто сам ежечасно старается ходить пред Богом, живя в миру, может научить этому мирянина, который как ни любил бы Бога, но уйти в пустыню или в монастырь не имеет ни возможности, ни сил, ни желания? Так что, не премину повториться, мирянам естественно окормляться у приходского духовенства.

И все же случается так, что на определённом этапе духовной жизни, возникают вопросы, на которые простому приходскому батюшке ответить не по силам. Вот тут-то и появляется нужда в старце. В мудром и духовно опытном наставнике, способном направить течение духовной жизни в нужное русло. Естественно, верующий с таким запросом к шарлатану вряд ли попадёт. Духовная жизнь, её закономерности и проблемы и близко не соприкасаются со сферой интересов шарлатанов. Их контингент – это те, кто ищет чудес, кто суеверен, кто хочет излечиться от всех болезней и непременно чудом, кто желает взойти на высоты духовности, минуя труд и работу над собой, не пролив ни единой капли пота и не проронив ни одной слезинки. Шарлатанов легко находят гордецы, которым мало «духовности» в приходском храме, вечные жертвы, погрязшие в сожалении, инфантилы, страстно желающие, чтобы кто-нибудь взял в руки их жизнь, вместе со всякой ответственностью, и помыкал бы ими без всякой меры «во славу Божию».

Поэтому первое, что нужно помнить, чтобы не попасться шарлатану: нельзя искать «старца» ради исцеления, морального удовлетворения, восхищения и вообще, чего бы то ни было чувственного, праздного, к духовной жизни отношения не имеющего.

Второе. Есть ряд критериев, которые отличают старца от лжестарца. Если первый прилагает все усилия, чтобы привести человека к Христу и именно Христос находится в центре его мировоззрения и духовнической практики, то лжестарец пытается привести человека к себе, пользуясь в том числе и именем Христа для этой цели. Старец стремится направить свободную волю человека к Богу, лжестарец эту свободную волю стремится подавить. Старец с вниманием и благоговением относится к многовековому аскетическому опыту Церкви и подобное отношение старается привить другим. Лжестарец опытом Церкви и аскетическим учением пренебрегает, и те, кто его окружает, как правило, вечно взбудоражены, экзальтированны, только и говорят, что о «видениях», снах и «откровениях». Прочитайте «Лествицу», поучения аввы Дорофея, «Аскетические опыты» свт. Игнатия (Брянчанинова)», «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться» свт. Феофана Затворника. И сравните с прочитанным то, что слышите из уст человека, называемого старцем. Старец он или шарлатан, станет понятно практически сразу.

Что ж, подведём итоги. Не ищите старца ради старца, не пренебрегайте своим приходским священником, не стремитесь к человеку ради того, чтобы что-то узнать, получить или чудесно заиметь. Научитесь принимать решения, нести за них ответственность и не перекладывать её ни на кого другого, не ждите, что ваши проблемы разрешит кто-либо другой. Проявите внимание к изучению аскетического опыта Церкви, запомните для себя хотя бы самые главные очевидности и закономерности духовной жизни. Знание сделает вас менее восприимчивыми к внушениям шарлатанов. Ну и главное: «по плодам их узнаете их», – сказал в Своё время Господь. Идя к человеку, имеющему репутацию старца, не поленитесь обратить внимание на то, что собой представляют его духовные чада и каковы плоды его духовнической деятельности.

Протоиерей Владимир Пучков

https://pravlife.org/ru/content/kak-nayti-nastoyashchego-starca-kogda-vo...