Как душа обретает крылья. Наталья Горенок
18 июля — летний день памяти преподобного Сергия, обретения его честных мощей. День, когда большая келья преподобного — основанная им Троице-Сергиева Лавра — до предела наполняется паломниками со всего мира. Люди всегда по-особому любили Лавру. Те, кто приезжает сюда, испытывают удивительное чувство близости Преподобного, его поддержки, защиты и ласки. Совершить в этот день паломничество к Преподобному, где бы мы ни были, поможет книга. Одна из лучших книг о Лавре и ее людях — «У Троицы окрыленные» архимандрита Тихона (Агрикова).
Воспоминания, которые вошли в книгу «У Троицы окрыленные», были написаны в 60-х годах ХХ века, начали публиковаться (сначала 1–2 части, затем 3-я) в начале 2000‑х. Сравнительно недавно, в 2012-м, к 700-летию Преподобного в издательстве ТСЛ вышло новое издание, в котором все три части собраны под одной обложкой, добавлены иллюстрации — фото монастыря и его насельников трудного послевоенного времени.
Книгу отца Тихона можно назвать современным лаврским патериком: прежде всего, он рассказывает о монахах Лавры, которых видел и знал. Это люди разных поколений, часто тяжелой судьбы, которые собрались в Лавру после ее возрождения в 1946 году. И в то же время книга выходит далеко за пределы патерикового жанра: в каждом своем рассказе отец Тихон отступает от повествования о том или ином насельнике монастыря и делится собственными наблюдениями и переживаниями. Он раскрывает при этом важнейшие основы духовной жизни: рассказывает о том, как проявляются в обычной человеческой жизни грех и добродетель, приводит множество случаев чудесной помощи Божией по молитвам к Преподобному. Автор говорит с читателем очень просто, ясно, с великой пастырской любовью к нему и заботой о его христианской душе: «Хочется сказать, что я никакой иной цели не преследую, когда пишу эти воспоминания, кроме одной, самой заветной, самой святой, самой высокой, — сколько-нибудь помочь моим милым и дорогим читателям озариться светлым стремлением к небесной жизни, окрылиться, согреться благодатным теплом от святых людей, которые, как и мы все, совсем еще недавно жили с нами, ходили, страдали, терпели, радовались, унывали, а вот теперь их нет уже среди нас, они ушли, воспарили в иной мир. Хочется, чтобы читатель хорошенько понял суету этой земной жизни и с большим стремлением и энергией взялся за спасение своей души».
Дар любви
Нельзя не сказать о том, каким пастырем был сам автор книги.
Василий Агриков, будущий архимандрит Тихон, родился в 1916 году в селе Одоевщино Саратовской губернии (ныне на территории Ульяновской области), в крестьянской семье. В то время он мог получить только начальное образование — окончил четырехклассную сельскую школу. С 1934 года семья жила в Астраханской области, Василий работал шофером в рыболовецком совхозе. С 1938 года служил в армии, прошел всю войну, чудом — молитвами матери — остался в живых. В 1946 году прямо в военной форме приехал поступать в Московскую семинарию. Поначалу учеба давалась ему с трудом, но к окончанию курса он стал одним из первых учеников — благодаря старанию и молитве. В годы учебы он вставал очень рано: братский молебен у преподобного Сергия, ранняя Литургия — так начинался каждый его день. В 1950‑м поступил в Академию, на третьем курсе принял монашество и был рукоположен в священный сан. Отец Тихон был очень простым и скромным человеком, но Господь дал ему выдающийся дар слова, который впоследствии соделал его одним из лучших лаврских проповедников, — и дар удивительной любви, который притягивал к нему множество людей. О нем говорили, что он умеет найти ключ к сердцу каждого человека и привести его ко Христу. В Московских духовных школах, семинарии и Академии, отец Тихон преподавал один из самых важных для будущего священника предметов — пастырское богословие.
В 1960-е годы, на излете так называемых хрущевских гонений, по настоянию властей архимандрит Тихон был отстранен от преподавания в МДАиС, а затем удален из монастыря, который любил больше всего на свете. С 1969 года он жил затворником в Закарпатье, на Северном Кавказе, на Украине. 15 ноября 2000 года архимандрит Тихон (схиархимандрит Пантелеимон) отошел ко Господу в селе Тайнинское под Москвой.
Мы тоже чада Преподобного
Страшно себе представить: тридцать лет скорби в удалении от любимой Лавры и Преподобного. Но «Преподобный не оставит» — любимое наставление батюшки. Не может быть иначе.
В житии преподобного Сергия есть рассказ о том, что однажды во время его ночной молитвы келья озарилась дивным светом, а сердце его наполнилось при этом неизъяснимой радостью. Открыв оконце кельи, в лучах небесного света он увидел множество прекрасных птиц и услышал голос: «Услышана молитва твоя о твоих учениках. Как при тебе, так и после тебя их будет так много, как этих птиц». Более 600 лет существует Троицкая обитель. Она воспитала Собор Радонежских святых, тысячи праведников, имена которых знает только один Господь. Но чада Преподобного, говорит автор, — не только монахи Лавры: «Скажу вам о той непреложной истине, довольно утешительной не только для иноков сей святой обители, но и для всех верующих людей, которые молитвенно связаны с Лаврой преподобного Сергия, посещают ее, исповедуются у лаврских духовников: преподобный Сергий и их считает своими чадами, учениками. И они ему очень милы и дороги, и за них он непрестанно возносит свои молитвы к Богу. …Сюда, к преподобному Сергию, приезжают души умученные и почти убитые или же еще младенческие и неоперившиеся и получают душевные и вместе физические силы, окрыляются по молитвам преподобного Сергия и затем вновь улетают в неведомые края, в нелегкую и опасную земную жизнь».
Скрещения судеб
Для саратовцев должно быть особенно интересно то, что патериковую галерею открывает глава «Ученый владыка» — рассказ об архимандрите Вениамине (Милове), будущем саратовском архипастыре. С июля 1946‑го до февраля 1949‑го он был насельником Лавры, преподавал в духовных школах, с 1948 года был инспектором МДАиС. С огромным уважением рассказывает о нем автор книги: «Как он служил! Как трепетно, как благодатно! Собранный, сосредоточенный, просветленный. Голос проникновенный, возгласы ясны, слова прочувствованны. Движения плавны, благоговейны. Чудилось, будто светлые благодатные волны, как легкие воздушные облака, плывут, плывут из священного алтаря в народ, расходятся, растворяются, как благовонный фимиам, по всему храму, и… сердце чувствует неизреченную радость, блаженство». После службы отец инспектор обязательно проповедовал. Лицо его при этом «светилось каким-то тихим сиянием. Ясный и звучный голос, баритон, волнами расходился по храму и слышался в каждом уголке и… в каждом сердце». Особенно отец Вениамин любил говорить о кресте — хотел показать будущим пастырям, что в кресте самое высокое счастье человеческой жизни…
Еще один саратовский подвижник, который упоминается в книге, — преподобномученик Нифонт (Выблов). Недавно он прославлен в лике святых и входит в состав Собора Саратовских святых. Отец Тихон знал его, будучи ребенком. Он называет его «монахом святой жизни» и рассказывает, что тот имел огромное влияние на всю его семью: «…Глубоко уверен, что живу только его святыми молитвами. Да и священство-то получил только по его великому ходатайству. Святой был батюшка. Несомненно. А смерть его была какая! За то, что к нему шло много народу, его изолировали — посадили в Сызранскую городскую тюрьму, да, чтобы ему было плохо, посадили с уголовниками. Они смеялись над ним, издевались. А когда батюшке приносили передачи, то они все поедали, ему ничего не давали. Да, видимо, он и сам, если что имел, все отдавал им. Тихий был, безответный, беззащитный. Настоящий агнец».
Рассказ отца Тихона вошел в житие саратовского новомученика, помог установить примерное место его захоронения.
Учебник духовной жизни
Рассказы о людях в книге сплетаются с размышлениями на темы, которые во все времена волнуют верующего человека. В чем состоит дар священства? Ходить ли в храм, если сам священник плохо живет? Как научиться молиться? Насколько близки к нам Бог, Матерь Божия и святые? Здесь множество свидетельств о помощи Божией, о силе молитвы. Говоря о духовной жизни, отец Тихон не просто объясняет, что такое кротость, терпение, смирение — а приводит примеры: в чем проявляются эти высочайшие добродетели в обычной жизни, как стяжали их люди такие же, как и мы?
В основном он рассказывает о простых, незаметных монахах, которых при жизни никто не считал подвижниками: «Бывают на свете люди, которых трудно охарактеризовать какими-либо словами. Они подобны закрытому в ящике сокровищу, недоступному любопытному взору. И даже не предполагаешь, что хранится внутри, какая драгоценность скрывается под внешним убогим видом. Вот такими свойствами внутренней красоты при внешней, может быть, убогости всегда отличались истинные рабы Божии. «Человек смотрит на лицо, а Бог смотрит на сердце», — говорит Слово Божие. И какая в этом мудрость, какая правильная оценка достоинства человеческого!».
Для меня стал важным уроком рассказ из главы «Христов труженик» об игумене Тарасии (Мишине). В конце жизни диавол воздвиг гонение на старца — как это водится, через людей, собратий по монастырю. В истории Церкви известны парадоксальные ситуации — когда святой гнал святого. Что уж говорить об обычных людях… По приказу начальства игумена Тарасия выселили из кельи — и выносить не только вещи старца, но и его самого ничтоже сумняшеся пришел молодой иеромонах. Казалось бы — ужасная, возмутительная ситуация. Как здесь не дать места праведному гневу? Но вот автор книги рассказывает об этом с огромным сочувствием, но без возмущения и злобы. Даже тени осуждения не содержит его рассказ. Как такое может быть? Так проявляет себя правильная духовная жизнь, высокий настрой души автора. И, конечно же, не только слова, но и этот настрой оказывают сильное и доброе воздействие на читателя этой книги. Напомню, ее автор сам перенес гонения, величайшую скорбь и несправедливость в подражание Христу — и, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2, 18).
«…Теперь многие говорят, что нам будто и не спастись: времена стали не те, суета застилает наши очи, как утренний туман, благодати не стало нигде — ни в монастырях, ни в храмах, ни в людях. И так многие говорят — и только себе вредят, уныние нагоняют, и туман печали еще больше сгущается над нашими душами. А ведь так говорить не только вредно, но и грешно. Правда-то правда, что наши времена трудные и туманные, и даже бурные и грозные, но ведь в бурю-то и Господь ближе к грешной и немощной душе — и ближе, и милостивее, и нежнее. Как мать бывает нежнее и внимательнее к ребенку больному и худенькому, так и Господь наш Спаситель ближе к нам в трудные и опасные времена».
Есть книги, которые согревают душу, как костер руки уставшего путника. «У Троицы окрыленные» — в их числе. Только слово от опыта способно так утешить, укрепить, наставить, окрылить в стремлении к небесной жизни.
Газета «Православная вера» № 13 (357)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/kak-dusha-obretaet-krylya
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии