Как действуют кузбасские секты: что нужно знать, чтобы уберечь себя. Кирилл Антонов, Вадим Шиллер

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Не всякое объединение можно назвать сектой, но важно уметь отличать секту от «клуба по интересам». О том, как распознать секту, и в какие секты могут заманить жителей Кузбасса нам рассказал доцент кафедры истории России КемГУ, руководитель лаборатории мониторинга конфликтов Центра изучения этно-конфессиональных конфликтов и противодействия экстремизму в молодежной среде Вадим Шиллер.

О признаках тоталитарной секты 

Сложности с сектами начинаются уже с определения. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» признает две формы религиозного объединения - религиозную организацию, имеющую статус юридического лица и религиозную группу, действующую в незарегистрированном порядке. Термин «секта» обычно используются крупными традиционными конфессиями, называющими так в равной степени как официально зарегистрированные организации, так и религиозные группы. Например, Русская Православная церковь очень широко трактует понятие секты и относит к ним адвентистов, евнгельских христиан-баптистов, неопятидесятников и много кого ещё.

Но секта секте рознь. Часть протестантских конфессий, имеющих давнюю историю существования на территории России, не несут опасности личности, обществу и государству, и к ним РПЦ относится достаточно спокойно, например, к упомянутым евангельским христианам-баптистам, а некоторых, таких как Свидетелей Иеговы (запрещенная в России организация), причисляет к тоталитарным сектам, которые уже представляют серьёзную опасность как для отдельного человека, так общества и государства. Обыватели вообще склонны называть всё, не принадлежащее к крупным традиционным конфессиям сектой, но однозначно негативными можно назвать только тоталитарные секты. Если термин «секта» приватизирован духовенством, то термином «тоталитарная секта» оперируют уже представители академического сообщества, правоохранительные органы и представители гражданской исполнительной власти. Такой вид сект нужно уметь отличать и держаться от них подальше.

Неминуемые имущественные утраты. Вопреки расхожему мнению, наличие денежных пожертвований не всегда позволяет отнести группу к тоталитарной секте. Пожертвования, в том или ином виде, неотъемлемая часть любой религии. Разнится лишь мера принуждения. В большинстве религий и религиозных групп пожертвования действительно добровольные, в тоталитарной секте они лишь кажутся таковыми. Сектанты не только требуют, но и фиксируют, кто сколько пожертвовал.

Имущественные потери - необходимость, потому что тоталитарные секты пытаются вырвать человека из привычной среды обитания, побуждая его не только жертвовать, но и продавать своё имущество, в том числе и квартиры. Такая политика тесно связана со следующим пунктом.

Совсем недавно закончилось расследование в отношении известного в узких кругах «Бога Кузи», Андрея Попова, который создал секту имени себя. 43 миллиона рублей и 100 тысяч долларов составляет размер паствы, изъятый правоохранителями из семи московских квартир, принадлежащих секте. Самому «Кузе» предстоит провести ближайшие пять лет в колонии, куда его отправили за мошенничество.

Психологическое насилие. Психологическое насилие над личностью - привилегия исключительно тоталитарной секты. Секта стремится установить контроль над всеми сферами социальной жизни человека, в том числе профессиональной и интимной. Для тоталитарной секты очень важно воздействовать на социальные связи: если человек, став сектантом, продолжает общаться с родными и близкими, которые в секте не состоят, они смогут его переубедить или, по крайней мере, заставить колебаться в правильности выбранной доктрины. Тоталитарная секта пытается вырвать человека из привычного круга общения и поместить в круг общения сектантов, где он будет подвержен «правильному» групповому воздействию. Человека либо подбивают к переезду, либо навязывают правила, в рамках которых общаться с непосвященными - греховно.

Летом 2018 года под Москвой сотрудники ФСБ навестили общину партизан-сталинистов, которые строили храм героям войны, поклонялись Сталину и ненавидели женщин. Правоохранители задержали организатора секты, который уводил молодых людей из семьи и настраивал их против собственных матерей.

Угроза жизни и здоровью. Регламентация рациона и запрет на использования некоторых современных медицинских препаратов или практик - ещё один родовой признак тоталитарной секты. Такие локальные табу в лучшем случае безвредны. Были случаи, когда сектанты вместо завтра, обеда и ужина пили исключительно соду. В мире известны печальные инциденты, когда дети в семьях Свидетелей Иеговы умирали из-за запрета на переливание крови. Контроль рациона человека опять же относиться к психологическому насилию и стремлению подчинить абсолютно все сферы его жизни.

Прямо сейчас похожая история происходит в Караганде, где из-за религиозных убеждений родители запретили врачам переливать кровь недоношенному ребёнку. Мальчик находится в реанимации, и кровь может понадобиться в любой момент, однако врачи не получили от родителей разрешения на переливание. Медики держат наготове кровезаменитель, но его может не хватить.

Об особенностях Кузбасских религиозных групп и сект

Эксклюзивных религиозных групп в Кузбассе не так много. Самый яркий пример -  «Страна Анура», наше кузбасское изобретение родом из города Мыски, которая, по некоторым данным, прославилась вербовкой муниципальных служащих. Организация зарекомендовала себя не самым лучшим образом, её адепты, помимо духовных, используют ещё и тоталитарные практики, а также пищевые запреты и контроль ритма жизни. В конечном счёте, «Страна Анура» попала на перо к известному российскому сектоведу Александру Дворкину.

В начале этого года возмущённая родительская общественность Мысков потребовала оградить образовательный процесс от влияния культа «Страны Анура» (они же «Дети солнца»). По мнению общественников, организация сделала город своей штаб-квартирой, захватывает целые улицы и налаживает контакты с местными властями и учителями. 

В целом, говоря о кузбасских реалиях, можно выделить развитие двух основных крупных направлений - неоязыческие объединения и псевдореабилитационные центры.

Секты неоязычников. В последние несколько лет отмечается значительный рост интереса молодёжи к неоязычеству не только в Кемеровской области, но и по всей России. Притом, историческое  язычество, реально существовавшее, и неоязычество отличаются друг от друга как небо от земли. Как правило, неоязычники опираются на псевдоисторические экстремистские тексты, выстраивая на их основе фантастическую, придуманную реальность. В частности, главным источником откровения для них являются запрещённые судебными решениями и внесенные в Федеральный список экстремистских материалов Славяно-Арийские Веды и Велесову книгу. Обе книги довольно примитивно имитируют древнерусский язык, содержат информацию, возбуждающую вражду и ненависть по отношению к христианству и представителям других национальностей, и, как было установлено крупнейшим  в России специалистом в области структурной лингвистики Андреем Зализняком, были написаны в двадцатом веке.

Так называемые «язычники» на самом деле пропагандируют идеи превосходства белой расы и славянских национальностей над всеми остальными и выдают нацистскую символику или сходную с ней до степени смешения за славянскую, связанную с языческим периодом. В орнаментах, сохранившихся на материальных предметах, полученных путём археологических раскопок или собранных этнографами, свастические элементы встречаются не так часто, являясь незначительным элементом более сложного орнаментального комплекса. В качестве самостоятельного символа, символизирующего солнце и имеющего огромное значение в идейно-мировоззренческой системе представлений славянских народов дохристианской эпохи, свастика практически не встречалась. Широко распространённые солярные знаки в материальной культуре славян были представлены преимущественно кругами, разделенными разным количеством линий, не выходящих за его пределы. Помимо подобных солярных знаков часто встречались знаки, символизирующие землю, растения и дождь. Только эти символы современные неоязычники почему-то старательно обходят, предпочитая использовать свастику, бывшую официальным символом национал-социалистической рабочей партии Германии, и привлекаться с завидным постоянством к административной ответственности по статье 203. КоАП РФ. В целом, исходя из совокупности приведённых признаков, несложно догадаться, что идеология неоязычников имеет много точек пересечения с идеями национал-социализма.

Псевдореабилитационные центры. В нашей области действуют негосударственные реабилитационные центры, которые делают из наркоманов и алкоголиков верующих. Только верующих особенных: продолжающих совмещать алкоголизм, наркоманию и веру. Руководители церкви используют таких «верующих» для решения самых грязных задач, например, уборка  улиц, копание могил и другие «калымы». Есть и более специфичная «работа». В области был случай, когда наркоманы из ребцентра в одном из городов оскверняли стены православной церкви.

Начинается всё с того, что родственники наркомана отправляют его в некий «ребцентр». Притом не бесплатно, а примерно за довольно приличную сумму. Ни рубля из этих денег на содержание наркомана не идёт. Как и ни рубля из денег, которые наркоманы зарабатывают на калымах. Питаются постояльцы таких центров в основном за счёт натурального хозяйства. Как правило, такие центры за чертой города, и добраться до родных проблематично, даже если сбегаешь.

Далее наркоманов распределяют в одну из групп, названных в честь одного из библейских персонажей. Для поддержания дисциплины используют армейские методы, если, допустим, один из десяти не выучил оглавление Ветхого Завета, то наказывают всю группу, а она потом наказывает провинившегося. Одной из форм наказания за нарушение внутреннего распорядка и запрета, например, на курение, являются «похороны «бычка», также заимствованные из армейской практики. У группы есть наставник, член культа, возможно, сам бывший наркоман, возможно действующий. Исцеление от зависимости в таких культах минимально, не редко в качестве поощрения за работу используется небольшая доза. Мне доводилось читать дневники наркоманов, и если в первый месяц они винили в своей зависимости окружение, то на третий месяц начинали винить дьявола, а к секте относились не иначе как к возможности спасения. Круглосуточно находясь под групповым давлением, у них просто не оставалось выбора. Становясь носителями определенной системы религиозных взглядов, употреблять наркотики или алкоголь реабилитируемые не переставали. К счастью, большинство из таких центров на сегодня удалось закрыть.

О том, куда обращаться, если человек попал в секту

Контроль за деятельностью подобных объединений как в России в целом, так и в Кемеровской области в частности осуществляют правоохранительные органы и специальные отделы при митрополиях и епархиальных управлениях РПЦ. В отношении отдельной религиозной организации правоохранительные органы начинают осуществлять комплекс оперативно-следственных мероприятий в случае нарушения ей закона. Представители РПЦ осуществляют работу по сбору информации в мониторинговом режиме, отслеживая все действующие и вновь возникающие религиозные и псевдорелигиозные объединения, информируя затем общественность посредством выпуска своей печатной продукции, публикуя эту информацию на специальных сайтах и в социальных сетях, а также выступая на телевидении, радио и печатных СМИ.

Контролировать и пресекать деятельность сект, запрещённых в России, гораздо проще, чем осуществляющих деструктивную деятельность, но продолжающих действовать. Примером здесь может служить запрещенная в России организация «Свидетели Иеговы», которых в 2017 году признали экстремистами. Верующим Свидетелям Иеговы никто не запрещает молиться частным образом дома, в кругу семьи, а вот вести организованную деятельность, собираясь в большом количестве в частных домах, квартирах или арендуя конференц-залы, а также осуществлять миссионерскую деятельность в том числе путем хождения по домам и квартирам с раздачей литературы, им уже нельзя.

Если человек уже попал в секту, то с ним должны работать специалисты в области психологии и религиоведения. Большой опыт на этом поприще наработан у РПЦ. Церковь взаимодействует с властью, правоохранительными органами и академическим сообществом, поэтому к ним стоит обратиться как минимум за советом. Но возвращать человека обратно должны именно светские специалисты. У людей, прошедших секту меняется сознание и система взглядов, однако вернуть их к нормальной жизни, изолировав от бывших братьев по вере и наставников после работы со специалистами, можно.

Текст: Кирилл Антонов. Фото: Kinopoisk.ru, кадры из к/ф "Дети кукурузы"

Sibdepo.ru