Как Бог посетил Свой народ. Протоиерей Владислав Шестаков

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Воскрешение сына наинской вдовы

В Неделю 18 по Пятидесятнице в храмах читается история о воскрешении сына Наинской вдовы (Лк. 7:11-16). С кем ещё в этот момент должно было произойти чудо, но не произошло?

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.
И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Об этом событии повествует лишь один евангелист — Лука. После исцеления слуги капернаумского сотника Спаситель пошел в город Наин. Это небольшой городок, который примыкал к южной границе Галилеи. Он располагался на склоне горы Малый Ермон. Само название Наин в переводе означает «приятный» и, вероятно, свидетельствует о пышной растительности и его живописном расположении.

Большинство городов того времени стояли особняком и для защиты от неприятелей были окружены стеной, поэтому войти и выйти из города можно было только через ворота. Умерших же хоронили за пределами города. Именно в воротах этого уютного городка Христос встречает траурную процессию. Мать-вдова хоронила своего единственного сына, своё единственное утешение и поддержку в старости. По словам евангелиста, с ней шло много народа из города, а это свидетельствует о том, что она была добродетельным и уважаемым человеком.

Также Лука обращает внимание на то, что Христос сжалился над ней. Мы этих подробностей зачастую не замечаем, однако это одно из тех немногих мест, где Евангелие скупо передаёт эмоции Спасителя, как бы украдкой обрисовывая нам Его образ. «Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лк. 7:13). По-видимому, эти слова повергли всех присутствующих в шок, и Христос сразу переходит к действиям. Он останавливает процессию, воскрешает умершего и отдаёт его матери.

Лука повествует об этом событии кратко, как бы второпях. Создаётся такое впечатление, будто это было обычным для него явлением, однако в шестнадцатом стихе он делает замечание: «И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».По поводу этого места между толкователями существует большое количество разногласий, но реакция народа бросается в глаза сразу. С одной стороны это страх после увиденного чуда, а с другой — недоверие или недопонимание самой сути происходящего. Народ говорит о том, что восстал великий пророк среди них. Но никто не задаёт вопрос: «А может, это Тот, Кого мы все ожидаем?»

Если выйти за рамки сегодняшнего евангельского чтения, то мы увидим, что Евангелист указывает на неразрывную связь между чудом воскрешения и важнейшей истиной об Иисусе Христе. Иоанн Креститель, услышав мнение народа об Иисусе, посылает к Нему двух своих учеников с вопросом: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Лк. 7:19) Христос в ответ цитирует отрывок из книги пророка Исаии, где тот пророчествует о Мессии: «Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!» (Лк. 7:22-23). Иоанну ответ вовсе не был нужен, он делает это для того, чтобы рассеять все сомнения о Христе среди своих учеников. Сегодняшнее воскресное Евангелие повествует нам не только о власти Спасителя над жизнью и смертью и о Его Божественном могуществе. Оно говорит нам ещё и об умении видеть, слышать и чувствовать.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/kak-bog-posetil-svoy-narod/