Как блудная страсть может преобразиться в святость. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Преподобная Мария Египетская. Фото: religions.unian.net
Преподобная Мария Египетская. Фото: religions.unian.net

Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста, в день памяти преподобной Марии Египетской.

От блуда к вершинам святости

В этот воскресный день Церковь почитает преподобную Марию Египетскую. В ее жизни воплотился некий идеал того, как может достичь преображения наш человеческий эрос. Как из низменного, пошлого, приземленного он может возвыситься к вершинам богосозерцания. Направленный на землю, он становиться буйством похоти. Устремленный на небо, возводит к высотам видения тайн Божиих.

Постоянное обновление

Наша душа не имеет ни возраста, ни пола, будучи всегда обновляющейся вечностью, воплощенной на земле. «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор. 4:16). Каждый день происходит это обновление. Такова должна быть жизнь настоящего христианина, проходящая в подлинной христианской вере.

Только мертвой закостеневшей религиозности нужна «стабильность» и прочность земного положения, так как она боится и не желает внутренних перемен.

Душа, обновленная благодатью и отвергшая собственный эгоизм, становится духом, каким она была всегда и каким останется вечно, как не затронутое мирской пылью духовное сердце человеческое. Это есть «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет. 3:4).

Душа – мужчина или женщина?

Пока душа смотрит вовне, она чувствует себя мужчиной, гневается, борется за свое благополучие, страдает. Пока душа увлечена внешним, она чувствует себя женщиной, плачет, защищает свое счастье, и тоже страдает. Но как только душа обращается внутрь, она находит себя неизменной, как дух, созданный по образу и подобию Божию, она находит в себе Христа, и в покаянии припадает к Его стопам, прося прощения за совершенные ошибки, за неведение, за духовное бесчувствие. И благодать Христова воскрешает ее из небытия и обновляет ее для Царства Небесного.

Все происходит внутри нас самих

Когда человеку нравится какой-либо фильм, увлекшись, он забывает, что является зрителем, становясь его участником. Но если фильм ему не нравится, он просто перестает его смотреть. Точно так же происходит и в нашей реальной земной жизни.

Мы радуемся и восторгаемся приятными событиями и обстоятельствами. Мы погружаемся в них полностью, забывая, что все проходит очень быстро. Так человек попадается в ловушку. Или он негодует и переживает из-за различных неприятных происшествий в твоей жизни. Или разочаровывается в ней и начинает искать выход, предполагая, что он где-то вовне.

И только после долгих утомительных мытарств он все же обращается внутрь самого себя и наконец вздыхает с облегчением.

Господи, куда нам идти

Он нашел духовную свободу. Она состоит в том, что у нас всегда есть выбор перестать обращать свое внимание вовне, отвернуться от всего внешнего. Тогда мир теряет свою хватку, поскольку он жил и питался исключительно нашим вниманием и нашими переживаниями.

Это есть первый шаг к настоящей духовной свободе, свободе во Христе, ибо Он становится нашей жизнью. Мы с любовью прижимаем к груди Святое Евангелие и говорим вслед за апостолом: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68).

Чем вера отличается от религии

Те же, которые, крайне ослепленные этим миром и собственным невежеством, устремились вовне, отталкивая других, безудержно продолжают богатеть помыслами и желаниями, включая и материальные богатства. Они, конечно, могут прийти к религии, как мы видим в жизни, но войти во внутреннее христианство, спасительное евангельское христианство, где смиренно шествуют в Царство Божие нищие духом, таким богачам, пока они не оставят свои мысленные и земные богатства, абсолютно невозможно.

Кто из них за все это истекшее время сумел оторвать от земного свой ум, цепко уцепившийся за умственные и материальные накопления, и, отряхнув от него земной прах, обратил все свои устремления вовнутрь, в сердце, в покаянии и смирении припав ко Христу? Лишь единицы.

Ловушки эгоизма

Мужчина, думающий все время о богатстве, весь свой ум отдает материальным вещам, и сердце его тонет в земных прибылях и убытках. Он построил в уме собственный мир, где правят деньги и где гибнут «за металл».

Женщина, беспрерывно помышляющая о детях и внуках, сама себя заточает в в бесчисленные заботы и попечения, и сердце ее тонет в мелочах повседневности. Ее ум кружит в тревогах и опасениях, пока не закончится завод. Поэтому те, которые верят в материальный мир, не веруют в жизнь вечную. Лишь некоторые из них, кто может опомниться, подают Богу сигнал SOS.

Такие люди обращают свой ум к Богу и обретают ум Христов. Они предают свою душу Богу и обретают благодать Духа Святого. И в духе побеждают плоть, где «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. З:28).

На земле нет ничего постоянного

Этот мир похож на оборотня, который постоянно меняется прямо на твоих глазах. Присмотримся внимательно к тому, за что мы ухватились своими руками: дом, семья, работа словно ускользают из рук. Взглянем на себя, кто мы? Разве наш облик не часть этих изменений? Давайте честно понаблюдаем за своим умом. Есть ли в нем что-то постоянное? Что из всего этого мы можем назвать своим «я»?

Похоже, наш ум и есть то самое непостоянное нечто, откуда начинаются все наши беды. Тогда наша душа сама говорит за тебя: «Господи, помилуй меня и спаси от всего этого кошмара!»

Где спрятан ключ от неба

Ум – это золотой ключ к двери Царства Божия. Тот, кто не умеет им пользоваться, остается по эту сторону дверей, снедаемый лукавыми помыслами. Иной же, с верой и покаянием ищущий от Христа помощи, получает благодать открыть этим золотым ключом Небесную дверь: обращает весь свой ум к Богу и находит Его в собственном сокровенном духовном сердце, сокрытом от людских глаз и человеческого любопытства.

В этом правом сердце смирившийся ум растворяется без остатка, давая начало рождению благодатной блаженной мудрости, которая не от мира сего, которая везде и во всем напрямую видит Бога.

Умное безмолвие

Когда утихает ум, мы ощущаем свое духовное сердце, которое кротко и смиренно сияет глубоко внутри нас. На его фоне возникают и проходят все наши переживания, возникают и проходят наши мысли, а оно неизменно и вечно одно и то же, так как лишь в нем может пребывать вечная и неизменная любовь. А когда тишина ума становится умным безмолвием, мы можем видеть тихий свет святой славы Божией, свет невечерний, негасимый, нескончаемый.

Тот, кто захочет рассказать об этом другим, не сможет сделать этого, потому что его слова умолкнут, ум растворится в безмолвии, а мысли исчезнут в тишине этого нездешнего кроткого света.

Чего боится эгоизм

Решимость – великое благо для того, кто понял, что нужно как можно скорее избавляться от эгоизма. Однако это временное паразитическое образование не желает уходить после того, как на протяжении многих лет владело душой человека. И уловка его состоит в том, чтобы человек боялся даже помыслить о том, чтобы предпринять малейшую попытку изгнать его.

Оно оплетает сердце туманом помыслов, ослабляя его сопротивление, подавляет сердце гнусными страстями, лишая мужественности, и увлекает пустыми мечтаниями и заботами, прельщая земными удовольствиями. Чего же эгоизм боится?

Первое: смиренной покаянной молитвы, второе: внимательного полного отсечения мыслей и третье: всецелого упования души на Бога, дарующего ей Свою благодать.

Бог есть Дух

Мыслями невозможно ни увидеть, ни познать Бога. Его видят духом, ибо «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24), и познают Его сердцем, так как «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Когда в духовном сердце исчезает ум, то вместе с ним исчезают и все его мысли. Когда исчезают мысли, сердце начинает жить Божественной благодатью. Утвердившись в благодати, такое сердце делается земным раем, единым с Царством Небесным. Где тогда земля с ее бедами и горестями? Где небо с его восходами и закатами?

Везде и всюду тогда нескончаемо сияет Единый Бог Иисус Христос, Которому слава во веки.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/72879-kak-bludnaja-strast-mozhet...