КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО. Алексей Соколов
Чего Церковь хочет добиться своей молодежной политикой?
Характерно, что особое внимание прессы вызвали прошедшие на Соборе секции по фантастике и компьютерным играм. Для многих светских журналистов сами эти слова в устах представителей духовенства показались невероятными. Вывод «желтой» прессы был однозначен — Церковь катастрофически теряет прихожан, а потому готова благословить что угодно, лишь бы привлечь к себе молодежь.
На самом деле, все гораздо сложнее.
Как таковой проблемы полного отсутствия в храмах молодежи сегодня уже нет. Поток молодых людей, приходящих сегодня в Православие, нельзя назвать масштабным и бурным, но он устойчив в течение уже многих лет. И касается это не только Москвы, но и других крупных городов.
— В целом, молодежь в Церковь идет. Нельзя сказать: больше или меньше, последние годы поток этот довольно стабилен, — рассказал «Фоме» об обстановке в своем регионе руководитель молодежного отдела Новгородской епархии священник Сергий Золотарев. — Надо также отметить, что воцерковляется сегодня, в первую очередь, определенный тип молодых людей, преимущественно студенчество, причем именно из высших учебных заведений. Чаще всего это думающие серьезные люди, которые ищут ответы на сложные вопросы и находят их в христианстве. В деревенской же и рабочей среде ситуация действительно сложнее. Ни для кого не секрет, что в сельских приходах основу составляют пожилые люди.
В России сегодня есть своя церковная молодежь и есть молодежь, находящаяся в движении к Церкви. При этом, вопреки былым атеистическим агиткам, христианство вовсе не является врагом всего нового, а потому в основной своей массе молодые православные интересуются той же литературой, тем же кинематографом и теми же компьютерными играми, что и их нецерковные сверстники. Своим весьма многочисленным примером они свидетельствуют: тема полного запрета на современную культуру в официальной церковной традиции не стояла и не стоит.
Зато существует вопрос пределов.
Что полезно для души христианина, а что нет? Где безобидное увлечение компьютерными играми перерастает в игроманию? Какие подводные камни таит в себе воспитание подростков на современной фантастике?
И, разумеется, наоборот: что может современная культура дать христианину? Чтение фантастики — это лишь отдых и развлечение или еще и повод для серьезных размышлений?
Говорить о христианском отношении к современной литературе, компьютерным играм, музыке и неформальным движениям — означает пытаться понять эти явления и оценить их с точки зрения христианства. Именно здесь возникает особое поле для миссионерства.
Начиная разговор о рок-музыке или компьютерных играх, Церковь выходит на актуальное для молодых людей поле. Но она не спешит занимать на нем одну из существующих позиций: со всем соглашаться или, напротив, все проклинать. Она дает свою особую оценку, говорит о различных явлениях культуры с христианской позиции. Православие предлагает свой путь, путь против течения, трудный, но интересный. Именно это привлекает к ней молодежь.
Если же Церковь действительно начнет благословлять любое явление культуры, лишь бы увеличить число своих молодых прихожан, вряд ли это приведет к каким-то позитивным явлениям. Во-первых, начав по-сектантски обманом заманивать людей в храмы, не удастся сделать из них настоящих христиан. А, во-вторых, постоянное соглашательство вряд ли покажется привлекательным постороннему человеку.
Эту статью обозревателя "Фомы" Алексея СОКОЛОВА согласился прокомментировать для нас председатель комиссии по духовно-нравственному просвещению и миссионерской работе Всероссийского православного молодежного движения диакон Михаил ПЕРШИН: "Цена молодежи: неубитые ежики"
На фото: В фойе XII Всемирного русского народного собора можно было оценить современные компьютерные игры.
(Фото - Владимир Ештокин)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии