К юбилею Анастасии Вертинской

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Глаза её – таинственно и лучевидно испускающие свет, завораживающий поколения; свет, манящий и интригующий, согревающий сердца и сулящий загадку…
 
 Маргарита пролетает на метле.
 
Где-то ждёт её таинственный Воланд…
 
…словно рождением уже А. Вертинская была светло и празднично обречена на актёрство: грассирующий голос отца звучит за сценой, воспевая (в частности) своих доченек…
 
 «Алых парусов» - дебютной работы актрисы – было достаточно, чтобы влюбить в себя зрителей: мечтательная, не от мира сего, великолепная Ассоль, получающая воплощение мечты своей.
 
Ах, как редко бывает в жизни!
 
Ах, как хотелось бы, чтоб случалось со всеми.
 
Мистически-фантастический фильм «Человек-амфибия», истолковывающий роман А. Беляева, показывал сложный путь человеческой подлинности.
 
Гуттиэре не сдастся никогда.
 
В легендарном «Гамлете», превращаясь в …словно призрачную Офелию, Вертинская завораживала лунным светом: он, казалось, исходил из неё, проницая фибры зрительских душ тайной и силой, и вечный текст звучал…как будто обновлённый…
 
 …Лиза из монументальной саги Толстого очаровательна и проста, она благородно-простодушна, и готова любить всех, и близкая смерть, словно обнимающая её своим присутствием и дыханием, превращает образ в глубины человеческой двойственной: ведь смерть всегда рядом, а так хочется жить, кто и когда готов умирать?
 
 …Вертинская когда-то мечтала о балетной карьере; оказавшись слишком крупной для подобной работы, решает посвятить себя иностранным языкам; актёрство, однако, обладает более сильным зовом.
 
На пробах «Алых парусов» режиссёр А. Птушко сначала не обращает на неё внимания; длинный парик и соответствующее платье всё меняют: режиссёр видит Ассоль…
 
 Первая ступень, первый успех; собственно – жизнь актрисы постепенное, постоянное увеличение оного.
 
 …она играет в «Современнике» и во МХАТе: Раневская, Валентина, Оливия…
 
Классический репертуар легко раскрывается ей, высвечивающей душевный бездны и духовные подъёмы; лучащейся, если надо – вибрирующей юмором.
 
 Джемма больше не увидит Артура; а Безымянная звезда – Мона – скрасив неожиданно жизнь провинциального-учителя-астронома, мечтателя и поэта, исчезнет из его жизни, оставив световой, горький след…
 
 Горечь пропитывает иные роли Вертинской: горечь, соединённая с жизнью, наполненной радостью…
 
 Сияние исходит от неё, от всего сделанного: сияние, загадка и тайна, которые, соединяясь, и образуют блистательный феномен Анастасии Вертинской.
 
Александр Балтин