К вопросу о земных поклонах в воскресные дни и в период Пятидесятницы. Протоиерей Игорь Белов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

"Вся же благообразно и по чину да бывают." (1Кор.XIV,40).

В наше время, к сожалению, можно наблюдать, как православный народ, воцерковившийся в своём подавляющем большинстве в постсоветский перестроечный период и, не имеющий глубокого укоренения в церковных традициях, не всегда правильно совершает поклоны во время богослужения в воскресные и праздничные дни. Речь пойдёт исключительно о земных поклонах, так как именно их не в должное время совершение является наиболее заметным и явным нарушением уставного богослужебного чина, вызывающим немалое смущение у старых и духовно опытных прихожан и священнослужителей. Однако вопрос о поклонах не такой простой, как это может показаться на первый взгляд...

Существует ряд канонических и уставных правил (I Всел. 20; Трул. 90; Петра Алекс. 15; Василия Вел. 91; Никифора Исп. 10; Типикон, гл. 2, 48, 49; Триодь Постная, во Святую и Великую Среду вечера) (1), которые запрещают коленопреклонение во все воскресные дни и в период Пятидесятницы (От Святой Пасхи до Троицы). Но тут возникает вопрос: полностью ли отменяются земные поклоны в эти дни или бывают какие-то исключения из правил?

Некоторые современные литургисты канонические запрещения на земные поклоны относят только к когда-то существовавшим в древности (до 4 века) коленопреклонным ектениям, а в наше время как будто уже никаких ограничений в отношении земных поклонов в воскресные дни не существует (2). Но с этим довольно трудно согласиться, так как чем принципиально отличаются древние коленопреклонные ектении от прочих земных богослужебных поклонов?.. Представляется, что святые отцы Церкви - составители канонов - имели в виду другое. Отнюдь не только одни коленопреклонные ектении. Скорее всего, 91-е правило святого Василия Великого имеет в виду как раз все без исключения богослужебные поклоны, которые обычно совершаются на будничных богослужениях. Тем более, что 90-е правило Трульского Собора было написано в конце 7 века, когда коленопреклонные ектении уже давно вышли из богослужебного употребления, а священные каноны, как известно, имеют непреходящее значение в Церкви. То есть, видимо, все положенные обычные богослужебные земные поклоны (3) в указанные дни заменяются поясными, чтобы, таким образом, отделить воскресное богослужение от будничного. Однако кроме обычных ежедневных богослужебных поклонов имеются ещё и особые, неординарные земные поклоны, которые специально оговариваются Уставом. Они, по всей видимости, составляют некоторое исключение из общего правила. К таким поклонам, например, относятся земные поклоны Честному Кресту в конце всенощного бдения на Крестопоклонной Недели Великого поста, а так же земные поклоны ставленника пред престолом в алтаре во время хиротонии, совершаемой в воскресный день, - которые никогда не отменяются (4). Напрямую об исключениях, собственно, говорит и 10-е правило святого Никифора Исповедника: «По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам». То есть и внебогослужебные (так как по Уставу к иконам прикладываются до или после богослужения) земные поклоны святым иконам и мощам так же не запрещается совершать в воскресные дни. Да это и понятно. Евангелие от Матфея нам говорит, что в самый день Воскресения, когда Мария Магдалина и другая Мария поспешили от гроба возвестить апостолам о воскресении Христа, то «когда... шли они... и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.XXVIII,9). Ясно, что ухватились за ноги и поклонились - это означает, что совершили земной поклон.

Итак, полностью разрешать все земные поклоны в указанный период будет являться прямым нарушением канонических правил. Но и полностью запрещать земные поклоны в воскресные дни тоже нельзя (5). В таком случае, в связи со всем вышесказанным, представляется правильной следующая уставная схема.

Во все воскресные дни (каждое воскресенье - это малая Пасха), в период от Великой Среды до праздника Святой Троицы (период Пятидесятницы), а так же в приравниваемые к ним Господские двунадесятые праздники и в период Святок (6) - ординарные (ежедневные, обычные) земные поклоны во время богослужения отменяются и заменяются поясными (в том числе отменяется и земной поклон во время пресуществления Святых Даров в алтаре служащим священником, что соответствует и традиции Афонских монастырей (7)). Неординарные же земные поклоны (особые) разрешаются. К неординарным земным поклонам, как уже было выше сказано, относятся уставные поклоны после выноса Креста на Крестопоклонной Недели Великого поста и праздника Крестовоздвижения, поклоны ставленников при хиротонии, поклоны пред святой Плащаницей, а так же связанные с проявлением личных благочестивых чувств: стояние на коленях во время таинства исповеди, внебогослужебные поклоны перед святыми иконами и мощами, поклоны в кувуклии Гроба Господня и прочие. Всё это касается в равной степени, как непосредственно служащих в алтаре священнослужителей, так и мирян, молящихся в храме. Что касается Богородичных двунадесятых праздников и прочих меньших праздников, то устав поклонов для них остается будничный, если они не совпадают с воскресным днём (8). На келью такое правило не распространяется, устав кельи может быть по благословению духовника иной (9).

«Не бо туне, ни якоже прилучися о святых поклонех умыслиша Святии Отцы и Церкви устав предаша, но разум имуще во святых поклонех и молитве, с правою мыслию плод имети будем» (10).

Примечания.

1.     I Всел. 20: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу»;

Трул. 90: «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение»;

Петра Алекс. 15: «Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли»;

Василия Вел. 91: «Такожде, стоя молитвы творим во едину от суббот, но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горняго, стоянием во время молитв, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемаго века. Почему, яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт.1:5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осмый день, о котором и псалмопевец упоминает в некоторых надписаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый оный и нестареющий век. И так основательно церковь научает питомцев своих бывающия в оный день молитвы в стоянии совершати: дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному прославлению. Но и вся пятидесятница есть напоминание воскресения, ожидаемаго в будущем веке. Ибо единый оный и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятидесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы преселяямысль нашу от настоящаго в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко, человеколюбием создавшаго нас, паки воззваны на небо»;

Никифора Исп. 10: «По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам»;

Типикон, гл. 2. «Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о панагии»: «И приходит предстоятель един, и творит поклоны два, таже целует Евангелие, и паки творит поклон един: [не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и Владычний праздник, и в Пятдесятницу всю, колена не приклоняют.]»;

Типикон, гл. 48, 25 декабря, 4-е «зри»: «Разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений, никакоже пост, ни коленопоклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях»;

Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»: «На Буди имя Господне: поклоны 3. И абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны. В келлиях же даже и до Великаго Пятка совершаются»;

Триодь Постная. Страстная Седмица. Во святую и великую среду вечера: «И по пренесении честных Даров поклоны 3. И абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны. В келлиах же даже и до Великаго Пятка совершаются».

2.     Матеос Х. «Развитие византийской Литургии». http://azbyka.ru/razvitie-vizantijskoj-liturgii

3.     Граббе Ю.П. «Как подобает стоять во храме православному христианину»:

Креститься с земным поклоном.

- В пост при входе в храм и при выходе из него 3 раза.

- В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».

- В начале пения: «Достойно и праведно».

- После «Тебе поем».

- После «Достойно» или Задостойника.

- При возгласе: «И сподоби нас, Владыко» (перед «Отче наш...»).

- При выносе Святых Даров, при словах: «Со страхом Божиим» и второй раз при словах: «Всегда, ныне и присно».

- В Великий Пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице», на каждом стихе; при пении «Богородице, Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерни три поклона.

- В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».

- В пост, при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твоем». Всего 3 земных поклона.

https://azbyka.ru/kak-podobaet-stoyat-vo-xrame-pravoslavnomu-xristianinu

4.     Коленопреклонные молитвы в день Пятидесятницы к данному вопросу вообще не имеют отношения, так как совершаются не во время литургии, а во время великой вечерни, которая уже относится к Духову дню - т.е. к понедельнику, а не к воскресенью.

5.     Сахаров А. «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». Прим. 257.http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Saharov/o-pominovenii-usopshikh-po-ustavu-pravoslavnoi-cerkvi/3#note257

6.     Типикон, гл. 48, 25 декабря, 4-е «зри»: «Разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений, никакоже пост, ни коленопоклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях».

7.     Вообще говоря, практика совершения земных поклонов в воскресенье имеет латинское происхождение. См. «Вопросы и ответы о Восточных Церквах

от архимандрита Роберта Тафта»: http://vselenstvo.com/library/asktaft9.htm

На православном Востоке такого никогда не было. «С вечера субботнего до вечера воскресного, равно как и во дни Пятидесятницы, не преклоняют колен» (прп. Пахомий Великий).

8.     Согласно Марковым главам Типикона только Господские двунадесятые праздники при совпадении с воскресным днем полностью отменяют и замещают собой воскресную службу Октоиха, Богородичные же двунадесятые праздники не отменяют воскресную службу, но соединяются с ней по Уставу (причем воскресные песнопения Октоиха исполняются первыми). На этом основании представляется невозможным приравнять Богородичные двунадесятые праздники (и прочие бденные праздники) к Воскресению. Так же см. Типикон, гл. 2 (прим. 1).

9.     Типикон о земных поклонах в кельях говорит довольно скудно (см. прим. 1, 6). «Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев»,

том 2. Поклоны: «Спрашиваете, можно ли в Пасху класть земные поклоны в келье и справлять правило? - То и другое запрещается в Пятидесятницу. Впрочем, келейное правило по желанию можно справлять, но поклоны лучше класть малые, по уставу церковному. Если кто имеет разрешение от старца или от духовного отца класть земные поклоны, то пусть кладет. А я пишу свое мнение» (прп. Иосиф Оптинский).http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/simfonija-po-tvorenijam-prepodobnyh-optinskih-startsev-tom-2/18

10.  Типикон, гл. 49. Понедельник 1-ой седмицы Великого поста. «О поклонех и молитве церковное законоположение».

Русская народная линия