К истории возникновения старообрядческой общины в Уганде
В статье доктора богословия, кандидата юридических наук священника Павла Бочкова рассматривается история перехода в старообрядчество общины православных верующих в Уганде, которая до присоединения к Русской Православной Старообрядческой Церкви прошла через массу неканонических юрисдикций. Появление в РПСЦ африканского прихода стало заметным событием в новейшей истории старообрядчества.
В 2013 г. широкую известность получил факт принятия в сущем сане в состав Русской Православной Старообрядческой Церкви африканского священника, протоиерея Иоакима Киимба (Kiimba)[1] из Уганды, являвшегося ранее, по его собственному утверждению, священником Александрийской Православной Церкви[2].
Данное событие — принятие в старообрядчество чернокожего священника, настоятеля довольно большой церковной общины во имя свв. Киприана и Иустины г. Кампалы, столицы Уганды, — вызвало весьма бурное обсуждение среди старообрядцев различных поповских согласий.
На Совете Митрополии РПСЦ, куда о. Иоаким прибыл вместе с супругой, он поведал о своей жизни и жизни своего прихода. По утверждению самого протоиерея Иоакима, их приход насчитывал не менее 600 человек[3]. Однако о некоторых фактах своей биографии о. Иоаким сознательно умолчал. Обнародованные впоследствии, они показали весь непростой путь, который проделал сам о. Иоаким и его община в поиске канонической, на его взгляд, церкви.
О жизни о. Иоакима известно не так много, однако можно с уверенностью утверждать, что он «происходит из священнической семьи, которая первоначально принадлежала к Англиканской Церкви. Разочаровавшись в англиканстве в своё время, три чернокожих священника перешли в Александрийский Патриархат»[4]. Вероятно, семья Иоакима Киимбы была довольно состоятельной и имела некоторые возможности, благодаря чему будущий отец Иоаким отправился в далёкий Советский Союз и стал студентом Ленинградской Духовной Семинарии, а затем и Ленинградской Духовной Академии, которую окончил в 1978 г.[5]. Впоследствии он вернулся на родину, где был рукоположен в сан диакона, а потом и священника в Александрийской Православной Церкви, став клириком Кампальской и Угандийской епархии.
Вероятно, вследствие конфликтов с епархиальным руководством община во имя свв. Киприана и Иустины в составе группы угандийских приходов уклонилась в раскол и в 1991 г. вошла в состав неканонической греческой старостильной юрисдикции, известной как «Священный Синод противостоящих истинно православных христиан Греции». Эта юрисдикция возникла в 1985 г. в результате распада «Флоринитско-каллистовского Синода Церкви истинно православных христиан Греции», одного из ответвлений греческого старостильного раскола, возникшего в 1924 г. после неприятия календарной реформы Константинопольского Патриарха Мелетия (Метаксакиса).
С самого начала своего существования «Синод Противостоящих» пополнял свою группу за счёт африканских приходов. В 1986 г. в состав иерархии «Синода Противостоящих» вошел этнический кениец[6], бывший иерарх Александрийского Патриархата, лишённый сана 30.11.1979 г.[7], бывший епископ Нитрийский Георгий (Гатуна)[8]. Совместно с председателем «Синода Противостоящих», митрополитом Оропосским и Филийским Киприаном (Куцумбасом), для африканских приходов юрисдикции 17.11.1986 г. был рукоположен ещё один темнокожий иерарх — епископ Нифон (Кигунду). В 1987 г. «епископ» Нифон (Кигунду) был изобличён в многожёнстве и извергнут из сана[9]. В первой половине 2000-х гг. большинство приходских общин, ранее входивших в юрисдикцию, покинули её. «Епископы» Георгий (Гатуна) и Нифон (Кигунду) вернулись в Александрийский Патриархат, вследствие чего многие священники были перерукоположены и стали клириками канонической Православной Церкви.
Приход протоиерея Иоакима Киимба находился в юрисдикции «Священного Синода Противостоящих» и митрополита Киприана (Куцумбаса) вплоть до 1998 г. В 1998 г. протоиерей Иоаким Киимба присоединился к большой группе африканских приходов американской неканонической юрисдикции, известной как «Восточный православный католический архидиоцез сирийско-греческой традиции» («Восточный православный католический архидиоцез»), возглавляемой «митрополитом-архиепископом» Стефаном (Томасом), бывшим священником Константинопольского Патриархата в США, уклонившимся в раскол и объявившим себя первоиерархом очередной неканонической группы[10]. Происхождение данной юрисдикции туманно и во многом мифологизировано. Иерархическое преемство она возводит к известному неканоническому «иерарху» Мар Тимофеусу (Рене Вилатту) и якобы к митрополиту Иоанну (Вендланду), иерарху Русской Православной Церкви, долгое время совершавшему своё архипастырское служение в США. Он якобы совместно с епископом Досифеем (Иванченко) рукоположил в сан епископа некоего Джозефа Джона Скурета (Joseph John Skureth)[11], к которому возводят своё иерархическое преемство некоторые современные неканонические епископы[12]. История данного «рукоположения» сомнительна, так как факту её совершения нет никаких документальных подтверждений[13]. Несмотря на это, до сих пор в нескольких африканских странах действуют общины данной юрисдикции, для которых рукоположен некий «епископ» Антоний из числа африканских клириков.
Вероятно, знания, полученные за годы, проведённые в стенах ленинградских духовных школ, помогли протоиерею Иоакиму понять, что пребывание в столь сомнительной группе не служит делу спасения, и уже спустя непродолжительное время он принял решение сменить юрисдикционную принадлежность, вновь устремив свой взор в сторону старостильников. В конце 1999 г. приход протоиерея Иоакима Киимбы вместе с ещё несколькими африканскими приходскими общинами вошёл в юрисдикцию Святой Православной Церкви Северной Америки, известной также как «Бостонский Синод». Данная юрисдикция возникла в результате отделения группы греческих американских приходов от РПЦЗ во второй половине 1980-х гг. и вхождения в состав «Авксентьевского Синода истинно православных христиан Греции». Вскоре группа отделилась и от «авксентьевцев», объявив себя независимой православной структурой с громким наименованием — Святая Православная Церковь Северной Америки. В феврале 2000 г. Уганду посетил «митрополит» Бостонский Ефрем (Спанос), совершивший присоединение к своей юрисдикции всех пожелавших этого темнокожих клириков[14]. Примечательно, что помимо самого протоиерея Иоакима Киимбы в качестве диакона был принят и его помощник Эмануэль Валусимби, по-видимому, рукоположенный ещё в составе «Восточного православного католического архидиоцеза», где он числился диаконом прихода во имя свв. Иоакима и Анны в Кампале[15].
К 2004 г. протоиерей Иоаким Киимба вновь вошёл в состав «Священного Синода Противостоящих»[16]. Известно, что он пробыл в данной юрисдикции минимум до 2007 г., когда был принят в другую неканоническую юрисдикцию — Русскую православную автономную церковь в Америке «архиепископа» Григория (Абу-Ассаль), который также лично прибыл в Уганду и принял в общение протоиерея Иоакима Киимбу и священника Киприана. На этот раз от присоединившихся потребовалось не только исповедовать отречение от «ересей киприанизма и экуменизма», но и принять от Григория повторное миропомазание[17]. Группа самого Абу-Ассаля является американской неканонической юрисдикцией, возникшей в результате отделения от Русской православной автономной церкви в 2004 г.[18].
Неизвестно, по каким причинам протоиерей Иоаким Киимба покинул юрисдикцию Абу-Ассаля. Известно, что с середины 2012 г. начались активные переговоры протоиерея Иоакима Киимбы с представителями Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви на предмет принятия угандийской общины в лоно старообрядческой Церкви.
Искренне желая удовлетворить желание угандийских верующих принять старообрядчество, в феврале 2013 г. делегация РПСЦ посетила Уганду. В состав делегации вошли авторитетные клирики РПСЦ — протоиерей Леонтий Пименов и иереи Никола Бобков и Алексей Лопатин, которые внимательно ознакомились с жизнью общины протоиерея Иоакима Киимбы[19]. О своих впечатлениях участники поездки доложили Совету Митрополии, решением которой о. Иоаким Киимба в том же году был приглашён «в Москву на праздник Жен-Мироносиц <…> для знакомства со старообрядчеством»[20].
В мае 2013 г. протоиерей Иоаким Киимба вместе со своей супругой Маргаритой прибыл в Москву и 16 мая выступил перед Советом Митрополии. Примечательно, что, сообщая об этом, официальный орган РПСЦ именовал его «протопресвитером»[21]. Вскоре о. Иоаким подробно поведал о своём жизненном пути. «Выступая на Совете Митрополии, он рассказал о своей судьбе и судьбе своей паствы. По словам о. Иоакима, община христиан восточного обряда появилась в Уганде сравнительно недавно — в середине XX века. Первоначально она подчинялась Александрийской Патриархии. Однако со временем она разорвала молитвенное и литургическое общение с восточными Патриархиями. Причиной этого стал переход этих церквей на новый календарь и участие в экуменическом движении. О русском старообрядчестве Киимба узнал, когда ещё в 70-е годы проходил обучение в Ленинградской духовной семинарии. После разрыва с Александрийской Патриархией православная община угандийских христиан лишилась всей своей собственности, однако в течение нескольких лет им удалось построить новую церковь в столице страны Кампале и начать строительство нескольких храмов в сельских местностях. Сейчас под пастырским руководством о. Иоакима находится порядка 600 человек. Таинство крещения совершается в три погружения, а Литургия совершается на квасном хлебе и красном вине. На Совете Митрополии также выступила супруга о. Иоакима, матушка Маргарита, которая рассказала о школе церковного пения и воскресной школе, которые она возглавляет. После длительного и серьёзного обсуждения Совет Митрополии постановил принять протопресвитера Иоакима Киимбу в лоно Церкви вторым чином в сущем сане. Иерею Николе Бобкову поручено совершить поездку в Уганду для обучения местных христиан древлеправославным обычаям и обрядам, а также начать работу по подготовке богослужебной литературы на английском языке»[22].
22 мая 2013 г. о. Иоаким Киимба вместе с супругой были присоединены к РПСЦ. Чинопоследование было совершено в Никольском храме Тверской старообрядческой общины г. Москвы и включало в себя обряд миропомазания и отречение от ересей[23]. После присоединения о. Иоаким Киимба стал первым старообрядческим священником в Африке[24].
Больше года он являлся священником РПСЦ в Уганде, продолжая духовно окормлять свою многочисленную паству. При его приходе также располагается дом призрения для нищих и больница, в которой сам о. Иоаким многие годы работал врачом. Кроме того, к общине действующего храма принадлежало несколько сельских общин верующих, а также два храма находились в состоянии строительства[25].
Вскоре московским старообрядцам стало известно о тяжелейшем онкологическом заболевании о. Иоакима. Угандийская община обратилась за финансовой помощью к российским старообрядцам, однако собранные средства, посланные для лечения, смогли лишь ненадолго отсрочить кончину клирика. 9 мая 2015 г. протоиерей Иоаким Киимба скончался[26].
На помощь старообрядцам в Уганде Московская митрополия РПСЦ направила священников Николу Бобкова и Алексея Лопатина, которые уже через несколько дней после кончины о. Иоакима прибыли в Уганду. Ознакомившись с состоянием дел в общине, клирики РПСЦ провели для верующих ряд богослужений и, кроме того, определили кандидата для рукоположения в священный сан для угандийской общины. Данный шаг, необходимый для научения старообрядческому богослужебному укладу верующих, был необходим и в силу того, что помимо общины в Кампале, в различных уголках страны имелись группы верующих, которые духовно окормлялись о. Иоакимом[27].
«О ситуации в африканской общине в Уганде, сложившейся после кончины протоиерея Иоакима Киимбы, доложил иерей Алексий Лопатин»[28]. В результате Совет Митрополии принял решение о направлении в Уганду клириков РПСЦ для преподания необходимых таинств верующим общины покойного, а также пригласил кандидатов для рукоположения в священный сан в Москву для принятия хиротоний[29]. Вскоре после прибытия священников Алексия Лопатина и Николы Бобкова из Уганды[30] было объявлено о том, что преемником на посту настоятеля в приходе во имя свв. Киприана и Иустины в Кампале избран Иоаким (ранее Эмануэль) Валусимби, являвшийся диаконом этой же общины. Примечательно, что Валусумби был крещён в 1999 г. “обливанием”, а позже рукоположен в сан диакона неким епископом Иоанном Джоном Мусала, очевидно, “иерархом” “Восточного православного католического архидиоцеза сирийско-греческой традиции”. Вероятно, в РПСЦ Валусимби был принят через повторное крещение, что и повлекло за собой наречение ему нового имени. В сентябре 2015 г. Валусимби прибыл в Москву и принял участие в заседании Совета Митрополии. О положении дел в угандийском приходе РПСЦ сообщили священники о. Алексей Лопатин и о. Никола Бобков, которые в июне 2015 г. посетили Уганду в связи со скоропостижной кончиной настоятеля общины протопресвитера Иоакима Киимбы. Прибывшие священники из России ознакомились с состоянием дел в общине и провели беседы с кандидатами в священный сан. Один из них, Иоаким Валусимби, прибыл в Москву, где сейчас проходит обучение старообрядческому богослужению в храмах Рогожского. Совет Митрополии одобрил поставление Иоакима Валусимби во иереи в ближайшее время»[31].
Помимо Валусимби, рассматривалась и другая кандидатура — некий проповедник Франк, при оглашении священником Николой Бобковым наречённый именем Феодор. Он проживал в 400 километрах от Кампалы, в Кесасе, где имел небольшой магазин подержанной одежды. Имея желание служить в клире РПСЦ, данный кандидат изъявил желание переехать в Кампалу, а затем и посетить Россию с целью научиться старообрядческому богослужению[32]. Тем не менее, решением Совета Митрополии наиболее подходящим для хиротонии был признан Валусимби.
11 сентября 2015 г. Иоаким Валусимби был рукоположен в священный сан диакона митрополитом Московским и всея Руси Корнилием (Титовым)[33], а уже 20 сентября того же года состоялась и пресвитерская хиротония Иоакима Валусимби[34].
Возникновение в Уганде старообрядческого прихода, имеющего все перспективы вырасти в целый ряд приходских общин, стало заметным событием в новейшей истории РПСЦ и, несмотря на удалённость от Московской митрополии, огромные проблемы, связанные с бедственным материальным положением африканских верующих, редкие посещения клиром РПСЦ Уганды, вселило надежду в иерархов и клир РПСЦ на то, что у старообрядчества есть будущее и на Африканском континенте. Именно исходя из этих чаяний предстоятель РПСЦ, митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) отметил: «Мы надеемся, что в далёкой африканской стране миссия старообрядцев, вдохновителем которой был о. Иоаким Киимба, будет успешно продолжена его преемником, и наша Церковь сделает всё возможное, чтобы с Божией помощью и в будущем осуществлять благое дело проповеди жаждущим познать свет Христовой Истины»[35].
[1] Встречается также несколько иное написание его фамилии — Кийимба (Kiyimba).
[2] Община — новая, вера — старая. Христиане Уганды решили стать старообрядцами // Община. Екатеринбург, 2015. № 3 (45). С. 2.
[3] Христиане Уганды станут старообрядцами // Русская вера [Электронный ресурс.] 2016. URL: http://ruvera.ru/news/hristiane_ugandy_stanut_staroobryadcami (дата доступа: 28.11.2016).
[4] Who is Mr. Kiyimba? // Old Believers [Электронный ресурс.] 2016. URL: https://oldbelievers.wordpress.com/2013/10/15/who-is-mr-kiimba/ (дата доступа: 28.11.2016).
[5] Визит в Уганду // Вестник Митрополии. М., 2013. № 1. С. 16.
[6] Хроника Православных Церквей // Журнал Московской Патриархии. М., 1975. № 9. С. 42.
[7] Akunda Amos Masaba. Orthodox Christian dialogue with Banyore culture. Submitted in fulfilment of the requirements for the degree of Doctor of Theology In the subject of Missiology. — Pretoria, Gauteng, South Africa: University of South Africa, 2010. Р. 74.
[8] Хроника Православных Церквей // Журнал Московской Патриархии. М., 1975. № 11. С. 52.
[9] Who Are the Cyprianites? How Did They Arise? // Журнал о. Андрея Сиднева [Электронный ресурс.] 2016. URL: http://iasidnev.livejournal.com/145089.html (дата доступа: 19.04.2016).
[10] Подробнее см.: Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография /свящ. Павел Бочков. Киев: ДП «Персонал», 2014. С. 350–353.
[11] См.: Jones Rob Angus. Independent Sacramental Bishops. Ordination, Authority, Lineage, and Validity. Berkeley, CA, 2010. P. 127–128.
[12] См.: History // Eastern Orthodox Catholic Archdiocese [Электронный ресурс.] 2014. Режим доступа: http://www.rbsocc.org/history.html (дата доступа: 05.04.2014).
[13] См.: Syro-Russian Orthodox Church? // Tawn Hall // The Byzantine Forum [Электронный ресурс.] 2014. URL: http://www.byzcath.org/forums/ubbthreads.php/topics/349811/Syro-Russian%20Orthodox%20Church (дата доступа: 05.04.2014).
[14] Who is Mr. Kiyimba? // Old Believers [Электронный ресурс.] 2016. URL: https://oldbelievers.wordpress.com/2013/10/15/who-is-mr-kiimba/ (дата доступа: 28.11.2016).
[15] Uganda Vicariate // Syriac-Greek Antiochian Orthodox Catholic Church in Africa [Электронный ресурс.] 2016. URL: http://www.holyorthodoxcatholicchurch.org/uganda_vicariate.html (дата доступа: 28.11.2016).
[16] Who is Mr. Kiyimba? // Old Believers [Электронный ресурс.] 2016. URL: https://oldbelievers.wordpress.com/2013/10/15/who-is-mr-kiimba/ (дата доступа: 28.11.2016).
[17] Three conversions of Rev. Joachim Kiyimba // Old Believers [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://oldbelievers.wordpress.com/2013/10/14/three-conversions-of-rev-joachim-kiimba/ (дата доступа: 28.11.2016).
[18] Бочков Павел, священник. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ – ХХI вв. Т. 1: Политические расколы: монография / свящ. Павел Бочков. Киев: ДП «Персонал», 2014. С. 81–86.
[19] Визит в Уганду // Вестник Митрополии. М., 2013. № 1. С. 16.
[20] Постановления Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (г. Москва, 27–28 февраля 2013 г.) // Вестник Митрополии. М., 2013. № 2. С. 6.
[21] См.: День святых жен-мироносиц // Вестник Митрополии. М., 2013. № 2. С. 8–10.
[22] Христиане Уганды станут старообрядцами // Русская вера [Электронный ресурс.] 2016. URL: http://ruvera.ru/news/hristiane_ugandy_stanut_staroobryadcami (дата доступа: 28.11.2016); см. также: Заседание Совета Митрополии // Вестник Митрополии. М., 2013. № 2. С.1; Russian Old Believer missionaries come home from Uganda // Old Believers [Электронный ресурс.] 2016. URL: https://oldbelievers.wordpress.com/2013/09/17/russian-old-believer-missionaries-come-home-from-uganda/ (дата доступа: 28.11.2016).
[23] Присоединение к Церкви // Вестник Митрополии. М., 2013. № 2. С. 12–13.
[24] Из Уганды с поклоном // Община. Екатеринбург, 2015. № 3 (45). С. 1.
[25] Визит в Уганду // Вестник Митрополии. М., 2013. № 1. С. 16.
[26] Гусев М. Достойное наследие отца Иоакима Кийимбы // Община. Екатеринбург, 2015. № 3 (45). С. 4.
[27] Там же. С. 4–5.
[28] Совет Митрополии // Вестник Митрополии. М., 2015. № 1. С. 4–5.
[29] Постановления Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви // Вестник Митрополии. М., 2015. № 1. С. 5.
[30] Миссия староверов: Уганда // Община. Екатеринбург, 2015. № 2 (44). С. 3.
[31] Итоги сентябрьского Совета Митрополии // Русская Православная Старообрядческая Церковь. Московская Митрополия [Электронный ресурс.] 2016. URL: http://rpsc.ru/news/itogi-sentyabr-skogo-soveta-mitropolii/ (дата доступа: 28.11.2016).
[32] Гусев М. Два кандидата // Община. Екатеринбург, 2015. № 3 (45). С. 6.
[33] Deacon once again or deacon at last? // Old Believers [Электронный ресурс.] 2016. URL: https://oldbelievers.wordpress.com/2015/09/13/deacon-once-again-or-deacon-at-last/ (дата доступа: 28.11.2016).
[34] Хиротония для старообрядческой общины Уганды // Вестник Митрополии. М., 2015. № 3. С. 22–23.
[35] Корнилий (Титов), митрополит. Доклад преосвященнейшего митрополита Корнилия Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкви // Вестник Митрополии. М., 2015. № 4. С. 14.
Источник: Бочков Павел, свящ. К истории возникновения старообрядческой общины в Уганде // Старообрядческая культура и современный мир. Сборник научных трудов и материалов / Отв. ред. и сост. С.В. Таранец. — К., 2018. — Вып. 8. С. 305–319.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии