К дереву Закхея ведут следы крови. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Найдя дерево, нужно еще набраться решимости оторвать ноги от земли

Нужно как-то найти то самое дерево, взобравшись на которое мы сможем увидеть Бога.

Евангельское чтение о Закхее, по сути, предваряет подготовку к периоду Великого поста. Мелкий по жизни и по качествам души Закхей смог прибавить себе росту так, чтобы увидеть Христа. В этом ему помогло подходящее дерево, стоящее в нужном месте. Это изменило его жизнь. Нам также надо как-то найти то самое дерево, залезши на которое мы сможем увидеть Бога.

Мы живем приземлённой жизнью, из глубины которой Христа не видно. Она очень проста и находится в плоскости двух координат, одна из которых отсчитывает время, а другая накопления. В этом двухмерном мире время однообразно и бездушно, как корова жвачку, пережёвывает месяцы и годы нашей жизни, на протяжении которых мы копим деньги, болезни, вещи, проблемы, усталость, радости, горести – все то, что называется индивидуальным жизненным опытом.

Большинство людей проживают ее так, как будто и не жили.

Бредем мы по этой плоскости, устало переступая через прожитые дни, которые на выходе превратятся в две скупые даты на могильной плите. Чёрточка между ними, похожая на математический минус, и будет символизировать нашу жизнь. Большинство людей проживают ее так, как будто и не жили. Жизнь была «ни о чем». И таких «черточкоминусов» – миллионы. А ведь можно было бы прожить как-то иначе…

Мысли о том, что было бы неплохо как-то поднять голову и поискать то самое дерево, поднявшись на которое можно было бы узреть суть жизни, ее истинные масштабы и значение, периодически в голову нам конечно лезли. Какая-то душевная тоска звала к чему-то загадочно-высокому, к тому, что может посолить нашу жизнь, придать ей содержательность и вкус, озарить смыслом. Но вместо соли большинство почему-то предпочли использовать специи, в виде разного рода политических и национальных идей, эстетико-художественных ценностей, поэтико-лирических восторгов, художественно-литературных вымыслов или просто банальных чувственно-сентиментальных переживаний. Но даже эта мимикрия под духовность встречается все реже. Большинство просто «живут как все».

Так жил Закхей и миллионы таких, как он. «Хочешь жить, умей крутиться», «Не обманешь, не проедешь», а в конце пути, как итог, «минусик» на надгробии между двумя датами.

Деревья растут в Небо, по земле стелется только трава.

Для того, чтобы залезть на то самое дерево, с которого видно Бога, нужно в свою двухмерную плоскость жизни ввести еще одну, третью координату, направленную в верх. Деревья растут в Небо, по земле стелется только трава. Без веры искать дерево смысла нет, его не будет видно. Но и этого мало. Найдя дерево, нужно еще набраться решимости оторвать ноги от земли.

Для человека, который только тем и занимался, что ползал, как змея, по двухмерной поверхности, питаясь падалью греха, это требует немалого мужества. Но, если все же на это решиться, то по мере восхождения с ветки на ветку, будут меняться масштабы жизненных картин. То, что раньше казалось большим, сверху будет видеться маленьким. Из-за изменения угла зрения значение разных жизненных проблем и событий будут переосмысляться.

Только посмотрев на это сверху вниз, начинаешь понимать значение слов чеховского персонажа: «Жизнь прошла и жизни не было».

Пока мы были внизу, на земле, многое из того, что с нами происходило, мы преувеличивали, драматизировали. На то, что «не стоило и выеденного яйца», тратили силы, здоровье, средства. А сколько времени было убито на ерунду, на пустые бессмысленные дела и слова, никчемные бумаги и прочь. Только посмотрев на это сверху вниз, начинаешь понимать значение слов чеховского персонажа: «Жизнь прошла и жизни не было». Но долго смотреть вниз не нужно, потому что, не ровен час, голова закружится и можно свалиться.

Смотреть надо в другую сторону, туда, где идет Бог. Закхей, залезши на дерево, встретил Бога лицом к Лицу. Эта та самая встреча, о которой мы мечтаем всю свою жизнь. Красота и глубина Божьей Благодати такова, что, ощутив ее единожды, человек уже не сможет ничем другим жить, как только желанием утонуть в ней, погрузиться в вечность с Богом. 

Мы ищем любви, но не находим, ставим ногу на землю, а проваливаемся в болото.

Пока наш ум бродит по мертвым теням мира, он не находит покоя. Как Каин, бегая с клеймом проклятия на челе, он боится то одного, то другого, переживает за десятки вещей одновременно. Мы ищем любви, но не находим, ставим ногу на землю, а проваливаемся в болото. Лишь найдя Единое Несозданное, Вечное, Надмирное, не преходящее, не изменяемое, слившись Ним, получив от Него единство и сыновство по Благодати, понимаем – теперь мы дома. Мы нашли то, чего душа жаждала и искала всю свою жизнь.

Тогда от преизбытка любви и милосердия хочется и других позвать с собой, чтобы и они получили этот Дар, чтобы также смогли возрадоваться и возвеселиться истинной, немеркнущей радостью. Душа хочет поделиться ею, приобщить к ней своих, блуждающих по кладбищу земли, братьев и сестер. Но, пытаясь привести людей к Жизни вечной, зачастую получаешь от них в ответ насмешки, издевательства, проклятие, ненависть, а то и смерть.

Так всегда было, есть и будет. Но эта жертва не напрасна. По следам крови, ведущей к дереву Жизни придут другие следопыты. Они найдут это дерево, совершат тот же путь и по их следам уже придут другие.

http://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/59981-k-derevu-zakkheja-vedut-sle...