К ЧЕМУ ВЕДЕТ НЕДОСТАТОК ОБРАЗОВАНИЯ, ИЛИ ЗРИ В КОРЕНЬ: ОСУЖДЕНИЕ ИОАННА ИТАЛА

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Любомудрие (философия) и опасно, и полезно. Становясь краеугольным камнем, философия увлекла с желаемого пути к Богу многие умы и наоборот — будучи «служанкой» богословия, помогала понять человеку истинный духовный мир. В истории Церкви были случаи объяснения богословия философией — извращенного, ложного пути. Интересно, что веком ранее у восточных соседей византийцев мусульман также преследовалось философское вольнодумство1.

Это были игры разума, попытка найти диковинку, изюминку, соединить учение излюбленного философа или реабилитировать его в глазах современников в контексте традиционного мировоззрения. Часто это делали люди не до конца разобравшиеся в философии и в самих себе. Об одном таком философствовании — священник Андрей Ухтомский, кандидат богословия, преподаватель Киевской духовной академии.

Борьба с ересью...

Откуда взялся «Итал»?

Дело было в Италии, в Калабрии. В 1025 г. у военнослужащего, возможно выходца из Нормандии, родился сын, которого звали Иоанн. По месту его рождения Иоанн получил прозвище Итал. О его жизни мы знаем из двух произведений. Первый называется «Алексиада», и написан он Анной Комниной, принцессой, дочерью императора Византии Алексея Комнина (1056–1118), при котором произошло разбирательство суждений Иоанна Итала и его осуждение. Второе произведение — «Сокровищница Православия» — составлено византийским историком Никитой Хониатом (1155–1213) и содержит изложение православного вероучения в связи с опровержением различных ересей, в том числе и ереси Иоанна. Эти, а также некоторые другие произведения станут основой нашей статьи.

Свои первые годы Иоанн Итал провел не за школьной скамьей, а на поле боя. Когда в 1042 году византийский полководец Георгий Маниак, под командованием которого находился отец Иоанна Итала, восстал против византийского императора Константина X Дуки (1006–1067), тот самый отец Итала бежал в Италию, взяв сына. А через некоторое время Иоанн (в 1049 г.) уехал в Константинополь.

Еще в царствование Константина IX Мономаха (1042–1055) отец Иоанна Итала принимал участие в кампании против печенегов. Так Иоанн Итал унаследовал от отца знание военного дела с сопровождающими качествами — импульсивностью, преобладанием чувства над разумом, некоторой грубостью, варварской необузданностью. Обладая такими качествами, трудно стать философом, особенно если подобные качества культивировали в нем его собеседники-философы.

Иоанн Итал все же стал философом...

Прибыв в 1049 г. в Константинополь, Иоанн проявляет стремление к любомудрию, он успел определить свое жизненное направление, посвятив себя изучению логики, диалектики, Платона, Аристотеля, Оригена и неоплатоников (Прока, Ямвлиха, Порфирия). Как пишет Анна Комнина, Иоанн Итал, «беседуя со школьными преподавателями, людьми неподатливыми и грубыми по нравам (были в столице и такие), почерпнул от них словесное образование»2.

Впоследствии Иоанн становится учеником знаменитого философа, историка и математика Михаила Пселла (1018–1078).

Михаил Пселла с учеником-императором Михаилом VII

«Но занимаясь с ним без правильной системы, Итал не мог проникнуть в сущность философии»3. Однако этот недостаток не помешал Иоанну стать профессором философии и сменить в 1055 г. Михаила Пселла, своего учителя на философской кафедре Константинопольского университета.

Никита Хониат сообщает о том, что Иоанн «думал создать себе величие на аристотелевской риторике, почему привлек к себе всю жаждавшую образования молодежь. Он надменно хвалился знанием того, чего совсем не смыслил и утверждал, что раскусил не только всю внешнюю науку, но и Священное Писание, так что ему нет ничего темного в писаниях отеческих о Боге»4. Высокомерный и соперничающий дух сблизили Иоанна с императором Михаилом VII Дукой (1059–1090) и его братом Андроником — Иоанн стал их учителем. Эта дружба однажды спасет Иоанна от осуждения.

Убеждения Иоанна приводили к смерти... его слушателей

Получив философское образование, Иоанн системно использовал логику во всех областях человеческих знаний, в том числе и в богословии. Греческая литература, согласно Италу, имела не только важное значение в гуманистическом воспитании, но и была источником истины. Иоанн был страстным и грубым в дискуссиях, даже не воздерживался от насилия над личностью; но признав свою вспыльчивость, просил прощения, когда это было необходимо, при условии, прекращения дальнейших споров.

Никита Хониат сообщает, что убеждения Иоанна приводили к смерти его слушателей. Иоанн «совратил многих из своих слушателей и заразил их ядом, одного же из них, по прозванию Сервлия, прямо совратил в эллинство, почему он, в глухую ночь став на скалу и произнеся слова: «прими меня, Посейдон», бросился в глубину»5.

Платонизм+неоплатонизм+богословие=?

Позднейший историк Иван Соколов (1865–1939) так характеризует деятельность Иоанна: «Итал сделал попытку сблизить философию Платона и неоплатоников с христианским вероучением и дать богословским вопросам философскую основу. Он отчасти следовал в этом отношении Михаилу Пселлу, который также находил в языческой философии элементы истины и пытался привнести их в область христианского вероучения. Но тогда как Пселл имел прекрасные познания и в философии, и в богословии и с большой осторожностью отмечал точки соприкосновения философии Платона с христианским учением, Итал не имел ни достаточного образования, ни необходимой осмотрительности, и поэтому допустил ряд ошибок, давших основание обвинить его в ереси и подвергнуть церковному суду»6. В отличие от своего учителя Иоанн не смог удержаться в границах христианских догматов; его попытки интерпретировать христианское учение с рационалистических позиций оказались неудачными — он был анафематствован.

В чем именно ересь Итала?

Ересь Иоанна заключалась в учении о предсуществовании и вечности материи, вечных идеях, согласно которым образуется материя, о предсуществовании и переселении душ, о вечности мира и апокатастасисе и, следовательно, о прекращении мучений и наказаний за грехи, о воскресении с новыми духовными телами.

Еретическим было новое рационалистическое объяснение о соединении во Христе двух природ, непочтение икон, мнение о том, что языческие мудрецы и ересеначальники добродетельнее недостойно живущих христиан. Относительно догмата о боговоплощении Иоанн коварными вопросами умышленно заводил в тупик, к примеру: «Плоть Христова обожествлена, по природе или по положению?», чем затруднял дать ответ. Между тем как Церковь уже дала ответ: это произошло не по природе и не по положению, а сверхъестественно, чудесно.

10 анафематизмов — Иоанну Итале

Первые обвинения в ереси прозвучали на Константинопольском соборе 1076 - 1077 гг. Собор вынес свое решение относительно учения Иоанна Итала в виде 10 анафематизмов:

1. Так или иначе, предпринимающим прибавлять или разыскивать какое-нибудь новое изыскание и учение о неизреченном, воплощенном домостроительстве Спасителя нашего и Бога, каким образом сам Бог-Слово соединился человеческому смешению и по какому основанию обóжил приятую плоть, и пытающимся диалектическими словесами (λόγοις διαλεκτικοΐς) оспаривать естество и положение о преестественном новом делении двух естеств Бога и человека — анафема.

2. Обещавшимся быть благочестивыми и вводящим бесстыдно (или, скорее, нечестиво) злочестивые эллинские учения в православную и соборную Церковь о человеческих душах, о небе, земле и других творениях — анафема.

3. Предпочитающим глупую внешних философов так называемую мудрость, и следующим за их наставниками, и принимающим перевоплощение человеческих душ или что они, подобно бессловесным животным, погибают и переходят в ничто и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь — анафема.

4. Учащим о безначальной материи и идеях (ίδέας) или о [бытии,] собезначальном Содетелю всех и Богу, и что небо, земля и прочие творения – присносущны и безначальны и пребывают неизменными, и законополагающим против сказавшего: «Небо и земля мимоидут, словеса же Моя не мимоидут», т.е. без труда пустословящим и приводящим божественную клятву на свои головы, — анафема.

5. Говорящим, что эллинские мудрецы и первые из ересеначальников, подверженные анафеме от семи святых и кафолических Соборов и от всех мужей в православии просиявших (как чуждые кафолической Церкви ради их поддельного и нечистого в словесах преумножения), [что они] — и здесь и на будущем суде лучшие во многом, чем мужи благочестивые и православные, в особенности же, чем прегрешившие по человеческой страсти или неразумению, — анафема.

6. Не принимающим чистою верою и простым вседушевным сердцем предивные чудеса Спасителя нашего и Бога и пречисто родившей Его Владычицы нашей и Богородицы и прочих святых и пытающимся при помощи доказательств и софистических словес оклеветать их как невозможные или перетолковать по своему мнению и представить по собственному разуму — анафема.

7. Проходящим эллинские учения и обучающимся им не ради только обучения, но и следующим их суетным мнениям и верующим в них как в истинные и таким образом настаивающим на них как на имеющих крепость, так чтобы и других один раз тайно, другой раз явно к ним приводить и учить без сомнения, — анафема.

8. При помощи иных мифических образов переделывающим от себя самих нашу образность (πλάσιν), и принимающим платонически идеи как истинные, и говорящим, что самосущная материя оформляется от идей, и открыто отметающим самовластие Содетеля, приведшего все от несущего к бытию и как Творца, господственно и владычески положившего всему начало и конец, — анафема.

9. Говорящим, что в конечном и общем воскресении человеки воскреснут и будут судимы с другими телами, а не с теми, с которыми прожили в настоящей жизни (потому что они истлевают и погибают), и болтающим пустое и суетное, в то время как сам Христос и Бог наш и Его ученики (а наши учители) так научили, что человеки с какими телами пожили, с такими и будут судимы, и, кроме того, также великий апостол Павел подробно преподал истину в слове о воскресении при помощи пространных образов и обличил инако мудрствующих как безумных законоположников — против таковых догматов и учений — анафема.

10. Принимающим и передающим суетные эллинские глаголы, что существует предбытие душ, и что все произошло и привелось не из не-сущего, и что существует конец мучений, или новое восстановление твари и дел человеческих, и вводящим таковыми словесами царство небесное как всецело разрушаемое и преходящее, о каковом сам Христос и Бог наш научил и передал, что оно вечно и неразрушимо, и мы получили через все ветхое и новое Писание, что мучение бесконечно и царство вечно, — таковыми словесами себя самих погубляющим и становящимся виновниками вечного осуждения для других — анафема.

Анафема!.. Но Иоанна Итала не осудили. Как так?

Анафемы были произнесены… Однако личное присутствие императора Михаила VII Дуки, находящегося в дружбе с Иоанном Италом, предотвратило осуждение: представленное Иоанном «Исповедание веры» удовлетворило обвинителей. Согласно царскому указу, изложенному в «Протоколе царского и судебного следствия во дворце и в святейшей Божией великой церкви по делу Иоанна Итала», сообщается, что «бывший тогда царь кир Михаил Дука не пожелал довести до публичного расследования это дело, но заблагорассудил в частном совете составить несколько положений и послать их в святую Божию Церковь на рассмотрение и на решение согласно правилам и мнению божественного и святого собора» 7.

Примечательно, что в анафематизмах не упоминается имя еретика, из-за которого и собирался Собор. Отсутствие имения Итала вызвано симпатией императора к осуждаемому и нежеланием омрачить дружбу с ним. Иоанн Итал был в состоянии распространять свою ересь среди многих дворян и офицеров дворца, к великому прискорбию православного императора.

Почему Итала все же осудили?

Позднее еретические воззрения Иоанна Итала, в которых было усмотрено возрождение оригенизма, привлекли внимание императора новооснованной династии Комнинов Алексея Комнина (1081–1118), который поручил своему брату, севастократору Исааку Комнину, произвести дознание: Исаак публично обличил Иоанна, а потом «подверг Церкви».

Алексей Комнин

В этом «старании» можно видеть политический контекст: новая династия укрепляется борьбой за чистоту православной веры.

Иоанн Итал был повторно осужден на Константинопольском соборе в 1082 г. К прошлым анафематизмам было добавлено последнее, одиннадцатое, в котором уже упоминается имя еретика — новую династию с Иоанном не связывали узы дружбы и привязанности.

11. Эллинским и инославным догматам и учениям, введенным вопреки христианской и православной вере Иоанном Италом и его учениками, участниками его скверны, или противным кафолической и непорочной вере православных — анафема8.

Все представленные анафематизмы носят богословский характер из чего можно заключить, что именно неверные философские измышления были определяющими в толковании Священного Писания и корректировки богословия согласно философским установкам.

В связи с процессом над Иоанном Италом в начале своего царствования император Алексей Комнин издал указ, ограничивавший свободу философского мышления авторитетом Священного Писания и святоотеческих творений.

Позже Иоанн Итал отказался от своих ошибочных суждений. Скончался в 1082 г.

После себя Иоанн Итал оставил сочинения на философские темы.

Некоторые из трудов Иоанна Итала:

1) Апории

2) Изложение категорий Аристотеля

3) Диалектика

4) Сводный метод риторики

5) Эпитомы Аристотеля о толковании

Пример Иоанна Итала показывает, что всякое богословское или философское учение, противоречащее Преданию, вступало в конфликт с Церковью, обличалось и извергалось из церковной ограды.

Сноски:

1  Ухтомський А. А. Арабомовна філософія середньовіччя. ТКДА. № 16. 2012. С. 175–192.

2 Анна Комнина. Алексиада. Кн. V. 8.

3  Анна Комнина. Алексиада. Кн. V. 8.

4  Никита Хониат. Сокровищница Православия. Кн. 27.

5  Никита Хониат. Сокровищница Православия. Кн. 27.

6  Соколов И. И. Лекции по истории греко-восточной Церкви. Т. 2. СПб. 2005. С. 21.

7 Протокол царского и судебного следствия во дворце и в святейшей Божией великой церкви по делу Иоанна Итала. Цит. по: Успенский Ф.И. Делопроизводство по обвинению в ереси Иоанна Итала. // Известия Российского Археологического Института в Константинополе. 2. Одесса. 1897. С. 38.

8 Анафематизмы даны по изданию: Успенский Ф. «Синодик в неделю Поавославия. Сводный текст с приложениями». Одесса, 1893. Сс. 14-18.

http://pravlife.org/content/k-chemu-vedet-nedostatok-obrazovaniya-ili-zr...