К 80-летию не состоявшейся церковной унии на Украине

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Тогдашний собор в Лавре был аналогом Феофаниевского собора

Фото: из личного архива автора

7 октября в Институте стран СНГ прошёл Круглый стол, посвящённый 80-летию отмены соглашения Украинской Православной Церкви Московского Патриархата с Украинской автокефальной «православной» Церковью. Соглашение в 1942 году подписал митрополит Киевский Алексий (Громадский), естественно, под давлением немецких оккупационных властей. УПЦ тогда пользовалась автономным статусом. Официального упразднения поминовения Московского Патриарха не было. Священники, по возможности, старались поминать. Шли репрессии – только на Волыни было убито около ста священников. Соглашение об объединении с автокефалистами было подписано владыкой Алексием в Почаевской Лавре – отсюда название «Почаевская уния».

Тогдашний собор в Лавре, по сути, был аналогом Феофаниевского собора, который не так давно прошёл в Киеве и который прекратил поминовение Патриарха, а также изъял из уставных документов всякое упоминание о принадлежности УПЦ к Московскому Патриархату.

Основным выступавшим на Круглом столе был руководитель Отдела по связям с Православной Церковью Института стран СНГ К.А.Фролов. По его словам, стало известно о намечающемся решении Синода УПЦ об отправлении за штат митрополитов Агафангела, Иринея, Питирима – архиереев, служивших в областях Новороссии, а также митрополита Вышегородского Павла, наместника Киево-Печерской Лавры.

Возвращаясь к митрополиту Алексию, необходимо отметить, что вскоре после подписания этой унии он под влиянием окружения отозвал свою подпись. 8 мая 1943 года владыка был убит членами ОУН-УПА Мельника. С освобождением Украины автономия УПЦ была упразднена. Снова вернулись к экзархату. По словам Кирилла Александровича, это было ошибкой, так как экзархат утверждается заграницей, а тогда была единая страна.

В Белоруссии в годы войны во главе православных был митрополит Пантелеимон (Рожновский). На него также оказывали давление, требовали объявить автокефалию. Владыка как мог оттягивал свой ответ, а вскоре Белоруссия была освобождена.

На Круглом столе также выступали о.Игорь Филоненко, диакон Игорь Голиков, Дмитрий Куницкий из Белоруссии и Владимир Букарский из Молдавии.

Я в своём выступлении выразил тревогу в связи с информацией о намечающихся отставках архиереев в Новороссийских областях. Подобные решения могут коснуться и владык, служащих в Донбассе, в Херсонской и Запорожской областях. Есть опасения, что на место нынешних архиереев здесь будут присланы другие, которые будут настроены радикально националистически. Было бы неплохо, если бы митрополии в четырёх новых субъектах России перешли бы под прямое подчинение Московскому Патриарху. Вообще то, что в Донбассе за 8 лет не наладилось взаимодействие между церковными структурами и светскими властями является тревожным симптомом. Во многом это объясняется тем, что на Донбассе в большом количестве служат выходцы с Западной Украины.

Что касается Прибалтики. Наиболее тревожная ситуация здесь в Латвии. Помню, как в начале 90-х годов, по приглашению митрополита Рижского Александра вместе с известным православным публицистом В.А.Капитанчуком, приезжали в Ригу. Я, и особенно Виктор Афанасьевич, убеждали местное духовенство в пагубности отделения от Московского Патриархата. Владыка Александр – уроженец Латвии (он из старообрядцев-безпоповцев) плотно врос в местную элиту и, судя по всему, настроен на максимальный компромисс. В Литве местный Преосвященный нанёс упреждающий удар – лишил сана пятерых наиболее «горластых» священнослужителей, выступавших за отделение от Московского Патриархата. Ситуация однако остаётся достаточно напряжённой.

В Эстонии митрополиту Евгению (Решетникову) (в прошлом многолетний ректор Московских духовных школ; мы с ним заканчивали и семинарию, и академию) угрожают лишением вида на жительство в случае неосуждения им Патриарха за поддержку СВО. Я считаю, что это красная линия, переступать которую ни в коем случае нельзя. Вынужденно сказав «А», неизбежно скажешь «Б» и т. д. Затем потребуют перехода на новый стиль и объединения с Константинопольской юрисдикцией в Эстонии. «Мы молимся о мире и трудимся на благо Эстонии», - таким бы был мой ответ. Мне, склонному к экстриму, угрозы, вплоть до ареста и тюрьмы, были бы неприемлемы. Не исключена была бы и голодовка.

В процессе своего выступления я высказал ещё несколько мыслей: как было бы хорошо, если бы Президент во время своего духоподъёмного выступления 30 сентября в Георгиевском зале Кремля объявил бы о введении НВП в школах, выводе абортов из обязательного медицинского страхования и запрете вывоза денег за рубеж. Может быть, ещё о новом здравом статусе Центрального банка, отказе от офшоров и учреждения Ставки Верховного Главнокомандования. Бывая в глубинке, я слышал, что из-за малолюдства из некоторых населённых пунктов были призваны буквально 2-3 человека. Я слышал, что до 300 тысяч человек молодёжи призывного возраста ринулись в другие страны, стремясь избежать мобилизации. Думаю, что их было бы значительно меньше, если бы они в своё время прошли курс НВП и малоподготовленные из них направились не в самое пекло войны, а пополнили погранзаставы на границе с Украиной, освободив тем самым более подготовленных бойцов для посылки ближе к передовой.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николая на Берсеневке

https://ruskline.ru/news_rl/2022/10/10/k_80letiyu_ne_sostoyavsheisya_cer...