К 120-летию Аркадия Петровича Гайдара

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Мальчиш-Кибальчиш и Мальчиш-Плохиш – сейчас, когда конкретика времени удалилась в пласты времён, обещающих забвение многих деталей, воспринимаются противостоянием добра и зла: вне подробностей сиюминутности: вечного добра, и вечного зла – причём последнее, вопреки всякому оптимизму и заявлениям мистиков, больно очевидно одерживает победы.
 
…чудно начинается «Школа» - великолепным звуком: серебрящимся, спокойным, и живость живописуемых картин прекрасно входит в сознание и память: «Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. Сады, примыкая один к другому, образовывали оплошные зеленые массивы, неугомонно звеневшие пересвистами синиц, щеглов, снегирей и малиновок.».
 
«Школа» - художественный вариант автобиографии: и Борис Гориков сильно пропитан жизнью и судьбой Аркадия Голикова, сочиняющего повествование: или – восстанавливающему детали собственного бытования на земле.
 
Порученец у большевиков, боец Красной Армии: что ж… Гайдар был искренен, да и кривизна существовавшего строя слишком очевидно врывалась в опыт и сознание, бередя неуспокоенное чувство справедливости.
 
И язык «Школы» расцветал – сухою простотою правды и щедрым сердцем подлинности.
 
…мальчишки, готовясь в поход, собирают еду; и, найдя у сарая раненого человека, в котором герой Димка узнаёт своего недавнего защитника, помогает ему – вместе с недавно ставшим другом бродягой Жиганом…
 
«Р. В. С.» когда-то увлекал подростков.
 
Они ассоциировали себя с героями.
 
Они и сами рвались – в бой: пусть это лучше будет бой жизни, нежели борьба за деньги, удовлетворение жажды наживы.
 
Лучше расти на Гайдаре: чем на том, что было предложено в постсоветское время.
 
Прост ли сюжет вечных «Чука и Гека»?
 
Рассказ выстроен на таких кристаллах ясности и чистоты, что это забывается: простота, сложность, - остаётся облако нежности, столь пропитанное жизнью и всеми её ароматами, что верится в правду чистоты.
 
Как – верится, что возможно и такое воспитание, когда возникают Тимур и его команда: так и должно быть, так было, куда всё делось?
 
Многое выливалось на Гайдара после 91 года.
 
Многим пытались стереть его имя.
 
Не удалось.
 
Как не удастся затмить произведения его, на которых стоило бы и дальше растить детей и воспитывать подростков.
 
Александр Балтин