Известный католический богослов призвал разработать процедуру признания ошибочным учения Папы Римского

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Известный католический богослов призвал разработать процедуру признания ошибочным учения Папы Римского
Айдан Николс считает, что документ «Amoris Laetitia» расходится с традиционным учением

ЛОНДОН. Известный британский католический богослов священник-доминиканец Айдан Николс (Aidan Nichols) заявил, что учение, которое внедряет в Католической Церкви Папа Франциск, привело к возникновению в ней «чрезвычайно серьезной» ситуации. Николс предложил реформировать каноническое законодательство так, чтобы оно могло позволять устанавливать доктринальные ошибки Папы Римского, сообщает издание британских католиков Catholic Herald.

Айдан Николс, плодовитый писатель-богослов (он написал более 40 книг по философии, теологии и апологетике), который читал лекции в Оксфорде и Кембридже, а также в Ангеликуме в Риме, заявил, что апостольская экзортация Папы Франциска «Amoris Laetitia» расходится с традиционным учением Католической Церкви.

Николс предположил, что, учитывая заявления Папы Франциска о таких вопросах, как брак и нравственное право, Католической Церкви может потребоваться «процедура для призыва к порядку Папы, который учит ошибочно».

Доминиканский богослов считает, что эта процедура может быть менее «конфликтной», если она произойдет во время будущего понтификата. В качестве примера он привел Папу Гонория, который был осужден за ошибку только после того, как он перестал занимать папский престол.
Николс высказал свои мысли, выступая на ежегодной конференции в Куддесдоне (Cuddesdon), которую проводит экуменическое общество - Братство Св. Альбана и Сергия (Fellowship of St Alban and St Sergius). Доминиканец обращался к преимущественно некатолической аудитории.

Он сказал, что судебный процесс «отговорит папы от любой тенденции к доктринальной сговорчивости или простой халатности» и ответит на некоторые «экуменические тревоги» англиканцев, православных и других, которые опасаются, что у папы есть карт-бланш, чтобы навязать какое-либо учение. «Действительно, может быть, что нынешний кризис римского учительства предусмотрительно призван обратить внимание на пределы первенства в этом отношении».

Николс пояснил, что потенциальная судебная процедура “предостерегла бы Пап от любой тенденции к непослушанию в сфере вероучения или простой небрежности”, а также ответила бы на некоторые “экуменические обеспокоенности” со стороны англикан, православных и других, которые боятся, что у Папы Римского имеется карт-бланш, чтобы проповедовать любое учение. “Действительно, может случиться так, что существующий кризис римского магистериума чудесным образом предназначен, чтобы привлечь внимание к пределам папского примата в этом отношении”, - утверждает Николс.

Николс до сих пор публично не комментировал апостольскую экзортацию Папы Франциска «Amoris Laetitia», но подписал письмо 45 священников и богословов в Коллегию кардиналов, содержавшее просьбу запросить у Папы Римского разъяснения, чтобы исключить еретические и ошибочные интерпретации текста документа.

Николс упомянул также некоторые из тех же вопросов, о которых говорилось в "Письме сорока пяти": он отметил, например, что «Amoris Laetitia», порождает впечатление, что монашеская жизнь не является более высоким состоянием, чем брак, - это мнение осуждено как еретическое на Тридентском соборе Католической Церкви.

Утверждение о том, что разведенные и вновь вступающие в брак католики могут получать Причастие, не пытаясь при этом жить «как брат и сестра», также, по мнению Николса, противоречит традиционному учению Католической Церкви, подтвержденному Папами Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI. Николс сказал, что это новое толкование, которое, по некоторым сообщениям, одобрил Папа Франциск, внесет в Церковь «ранее неслыханное состояние жизни». Грубо говоря, это состояние «конкубината», т.е. внебрачного сожительства.

Николс отмечает, что было бы предпочтительнее думать, что Папа Франциск при написании скандальной экзортации был просто «небрежен» в своем языке, а не сознательно предлагала ошибочное учение. Но это кажется сомнительным, учитывая сообщения о том, что Конгрегация вероучения предлагала поправки к тексту «Amoris Laetitia», но они были проигнорированы (Кстати, следует отметить, что предлагавший исправления бывший префект конгрегации кардинал Мюллер был недавно отправлен Папой Франциском в отставку).

Кардинал Раймонд Берк недавно вынес на публичное обсуждение вопрос о формальной коррекции вероучения Папы Римского. Тем не менее, Николс указывает, ни западный, ни восточный кодексы канонов не содержат процедуры «для расследования дела Папы, который, как считается, допустил вероучительную ошибку, а тем более - для суда над ним».

Николс отметил, что традиция церковного права такова, что “первенствующий престол никем не судим”. Но он считает, что Первый Ватиканский собор ограничил доктринальный догмат о папской непогрешимости так, чтобы "это не было позицией Римско-католической Церкви, что Папа Римский неспособен смутить людей ложным учением".

“Он может быть высшим апелляционным судьей христианского мира …, но это не делает его неуязвимым для того, что относится к вероучению. Удивительно, или возможно не так удивительно, учитывая благочестие, которое окружило фигуры Пап Римских, начиная с понтификата Пия IX, но этот факт, кажется, неизвестен многим, кто должен знать об этом лучше”. Учитывая ограничения на папскую непогрешимость, церковное право могло бы быть в состоянии приспособить формальную процедуру расследования вопроса о том, не сделал ли Папа Римский

Николс сказал, что в современном католицизме существует “опасность возможной ереси”, но это маловероятно и не столь вызывает тревогу, как непосредственная опасность “распространения моральной ереси”.

В то же время Николс считает, что, если позиция, высказанная Папой Франциском в «Amoris Laetitia», останется без исправления, “все больше и больше шансов, что она будет расценена как, по крайней мере, приемлемое богословское мнение”. “И это нанесет большой ущерб, который нелегко будет поправить”, - заключил доминиканский теолог.

http://www.sedmitza.ru/text/7428977.html