Израильские археологи нашли свидетельства последнего еврейского восстания против Римской империи

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Израильские археологи нашли свидетельства последнего еврейского восстания против Римской империи
Около к 361-362 гг. евреи Лода и Галилеи восстали против Рима

ИЕРУСАЛИМ. Около 1650 лет назад, когда римские солдаты шли на Лод, а местное население роптало против заморских повелителей, в условиях бунта, кто-то спешно спрятал клад римских монет под полом комнаты, который теперь найден археологами.

Мы можем предположить, что затем этот человек умер, потому что то, что интерпретируется как аварийный тайник, положенный под пол, так и не было обнаружено до тех пор, пока в этом году Управление древностей Израиля (IAA) не приехало исследовать древнее здание в центре города.

Таким образом, запас из 94 монет времен восстания Галла, последнего еврейского восстания против Рима, был с опозданием возвращен, сообщило израильское издание Haaretz.

Клад из 94 монет времен восстания Галла был помещен под пол здания IV века, вероятно, связанного с древней еврейской общиной поздне-римского Лода, на месте нынешней улицы Нордау. Монеты были датированы 221–354 годами нашей эры.

На каком основании археологи полагают, что фонды были спрятаны напуганным евреем 1650 лет назад, во времена малоизвестного восстания Галла, а не были спрятаны кем-то другим или вообще не спрятаны, а являлись фундаментальным вкладом?

Обычно, если какой-то археолог находит ценные вещи под полом древнего здания, особенно «общественного», служащего каким-то административным целям, он предполагает, что это фундаментальный клад.

Это действительно была первая мысль археологов в данном случае, сообщил соруководитель раскопок Мор Визель из IAA.

В древнем Средиземноморье бытовала распространившаяся, по-видимому, с Ближнего Востока, практика: различные ценности – кости животных или человека, керамика, инструменты, амулеты, статуэтки, что угодно, а с появлением денег и монеты – ритуально помещались в фундаменты при начале строительства. Такие отложения обычно располагаются в одном или нескольких углах здания.

«Это была наша первая мысль», — говорит Мор Визель, добавляя, что найти 94 монеты в качестве основного депозита не было бы таким уж необычным. Обнаруживались ранее залежи, содержащие сотни и даже тысячи монет, добавляет она – это часто зависит от здания.

Но в данном случае монеты были найдены разбросанными под полом примерно посередине комнаты, говорит Визель. Она добавляет, что монеты, вероятно, находились в сумке, которая с тех пор истлела, не оставив никаких следов.

Кроме того, это здание было идентифицировано как здание, использовавшееся евреями в Диосполисе (названном в честь Зевса) – римское название Лода, говорят Визель и содиректор Шахар Криспин.

После неудавшегося еврейского восстания в 66 году н. э., кульминацией которого стало полное разрушение и разграбление Храма в Иерусалиме, Лод стал одним из центров еврейской жизни. Йоси ХаГалили и другие археологи полагают, что это сооружение было связано с этим временем. Также в нем нашли надписи на греческом, иврите и латыни, а также одну надпись с именем еврея из священнического рода. Показательно, что на этом месте не было найдено свиных костей.

Не вся напольная плитка в здании пережила гнев римлян, чему было немало подтверждений – они с энтузиазмом его разрушили. Некоторые плитки сохранились, и именно под ними были найдены монеты с лицами римских императоров.

Почему римляне не нашли монеты первыми? «Наверное, потому, что они не искали», — отмечает Визель. — Если вы чрезвычайно раздраженный солдат в разваливающейся империи, которая борется изо всех сил, чтобы защитить себя от недовольных подданных, вы не роетесь под полом в поисках возможных зарытых сокровищ».

«Когда мы очистили монеты, мы обнаружили, что большая часть из них, около 25, датирована временем восстания Галла. Потом мы поняли, что это отложения не фундамента здания, а его разрушения», — резюмирует Визель. — «Мы предполагаем, что это был запас денег, который кто-то закопал, потому что началось восстание».

Был ли это обязательно еврей? Христиане не были участниками этого восстания, указывает Визель. Кроме того, солдаты, скорее всего, еще не прибыли, но их ожидали. «Люди почувствовали, что дела идут плохо, и поспешили собрать свои деньги и закопать их, чтобы получить их позже», — резюмирует Визель. Но в итоге за ними никто не пришел.

Из всех еврейских волнений против Рима восстание Галла является одним из самых малоизвестных. Исторические источники относят его к 361-362 годам, но, по словам Визеля, мы не знаем, что послужило причиной бунта.

«У нас мало информации о восстании, и уж точно о Лоде», — добавляет она. — «Фактически, это первое достоверное свидетельство того времени в Лоде. Исторические записи действительно говорят, что восстание Галла возникло в Лоде, а также в других еврейских центрах того времени, Циппори и Тверии».

Можно сказать, что Римская империя, какой ее знал древний мир, менялась и при императоре Констанции II подвергалась христианизации. Этот процесс мог обострить местную напряженность.

По мнению древних нееврейских историков, восстание Галла было незначительным местным событием, не представлявшим большого интереса, и было быстро подавлено «генералом» Урсицином. Доказательства, обнаруженные в Лоде, показывают, что реакция римлян была быстрой и жестокой, сообщает IAA.

«Каков был результат?» – отмечает Визель. — «Разрушение еврейских городов [Лод, Циппори и Тивериада]. В Лоде мы видим, что христиане продолжали существовать в городе, что подтверждает теорию о том, что они не участвовали в восстании», центром которого была Галилея».

Она добавляет, что это первый раз, когда следы восстания Галла были обнаружены в центральном Израиле.

«Трудно определить, служило ли это великолепное здание синагогой, учебным залом, залом для собраний старейшин или все три функции выполнялись одновременно. Но ясно то, что размер здания, клад монет и археологические находки, полученные в ходе раскопок, хорошо соответствуют описанию Лода/Диосполиса как в еврейских, так и в нееврейских источниках как центра истинной еврейской жизни Торы в периоды Мишны и Талмуда», — заявил Джошуа Шварц, профессор и глава совета МАА.

Важно, что разрушение Лода римлянами не положило конец истории этого города. Он был заселен с самого начала цивилизации, какой мы ее знаем, во времена неолита, и до сих пор населен людьми.

https://sedmitza.ru/text/10411249.html