Изображение неизобразимого

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В Музее им. Андрея Рублева открылась выставка «Образ Слова»

А. Гульманов. Фото: blagovest-info.ru

Москва, 26 декабря, Благовест-инфо. Выставка «Образ Слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний» открылась в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Экспозиция посвящена символическим сюжетам в русской иконописи XVI века, иллюстрирующим Священное Писание.

Это очередная камерная экспозиция в крохотном зале, где размещены всего три иконы, но она позволяет приблизиться к пониманию особого явления, получившего распространение в русском искусстве XVI века, – это интерес к символическим изображениям, насыщенным богословскими идеями и детально отражающим библейские тексты. «Изображение неизобразимого» – так назвал эту тенденцию и свою статью о ней в каталоге выставки Алексей Гульманов, заместитель заведующего научно-исследовательским отделом ЦМИАР. На выставке представлены три иконы, по-разному раскрывающие образ Иисуса Христа – воплотившегося Сына Божия и Божественного Слова.

Икона «Отрыгну сердце мое слово благо». Фото https://www.rublev-museum.ru/

Центральный экспонат – икона из собрания ЦМИАР, памятник редчайшей и сложной иконографии, иллюстрирующей текст псалма 44 «Отрыгну сердце мое слово благо» («Излилось из сердца моего слово благое» – так в Синодальном переводе звучит начало псалма). Этот псалом имеет подзаголовок «Песнь любви», в нем прославляется царь и его невеста, но христианские авторы понимали текст как прославление Спасителя и его Церкви. Как пояснил Гульманов, такое толкование основано на экзегезе отцов Церкви: псалом иносказательно выражает устроение Церкви как брака человеческой души с Богом. Иконография этого сюжета сложилась во второй половине XVI века в окружении митрополита Макария (1542–1563).

Икона была написана в 1560–1570-х годах в Вологодских или Белозерских землях и, как считают искусствоведы, повторяет несохранившийся московский образец. Иконописец старается буквально изобразить все, что описано в псалме: в центре на престоле восседает Бог Сын, представленный в образе юного Царя (отчасти поэтому эту иконографию ошибочно смешивают с образом «Софии Премудрости Божией», отмечает Гульманов). С небес от Бога Отца на Него нисходит луч со Святым Духом в виде голубя. Архангел Гавриил изливает на голову Царя елей – знак благодати. У ног Царя лук и стрелы, под престолом лежат поверженные враги. Христу предстоит Богоматерь-Церковь в царских облачениях, за ней идут «девы, подруги ее» – чистые души. Справа – Иоанн Предтеча, коронованный, как и Богоматерь. На фоне шатровой церкви, сходство которой с храмом Покровским на Рву нельзя не заметить, изображены старцы и юноши, которых, согласно псалму, Царь поставит князьями по всей земле. По сторонам композицию замыкают два юных пророка – Даниил и царь Соломон. Наверху слева изображен автор псалма царь Давид. На столе перед ним лежит струнный музыкальный инструмент – псалтирь, а на свитке он пишет вовсе не текст псалма, а первые буквы азбуки.

Главная особенность этого образа – обилие текста псалма, который, как говорит Гульманов, буквально «стекает» сверху вниз по полю иконы, комментируя каждую деталь изображения. В статье каталога автор приводит другие варианты изображений «Отрыгну сердце мое слово благо» того же времени и тоже, по-видимому, восходящих к московскому прототипу, – это икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске (ГТГ), фрески Успенских соборов в Свияжске и в Кирилло-Белозерском монастыре. «Известно, что в конце XVI века иконы «Отрыгну сердце мое слово благо» встречаются среди частных вкладов в монастыри», – пишет искусствовед.

«Предста Царица» Фото https://www.rublev-museum.ru/

Основой для этой иконографии послужил более ранний образ «Предста Царица», который иллюстрировал фрагмент того же 44 псалма: «…предстала Царица одесную Тебя в ризах позлащенных». Эта иконография появляется в XIV веке на Балканах, а позже попадает на Русь. Коллекционер Сергей Ходорковский представляет на выставке икону «Предста Царица» первой трети XVI века. Искусствоведы видят в ней руку выдающегося московского иконописца, «отзвуки искусства эпохи Дионисия».

На этой иконе в центре на престоле изображен Христос – Царь царей и Великий Архиерей, отнюдь не юноша. Он держит раскрытое Евангелие. Христу предстоит Богоматерь в красных одеждах с царским лором и в короне. Она олицетворяет собой Церковь – невесту небесного Царя. Иоанн Предтеча представлен здесь как «друг жениха». Как пояснил Гульманов, на развернутом свитке в его руке может быть разный текст, но на представленной иконе можно прочесть: «Се агнец Божий…», что акцентирует пророчество о Христе как Агнце, который приносит себя в жертву за грехи людей. «Композиция передает взаимное единение персонажей и символизирует духовный союз человечества со Спасителем», – отмечают организаторы выставки.

София Премудрость Божия.  Фото https://www.rublev-museum.ru/

«София Премудрость Божия» – вологодская икона второй половины XVI века из частного собрания. Эта иконография сложилась в XV веке в Новгороде на основе композиции Деисуса. Центральное место в ней отведено персонификации Премудрости – восседающему на престоле огнеликому ангелу с красными крыльями и в царском облачении, который олицетворяет Церковь, чистую от ересей и имеющую главой Христа. Как предполагают исследователи, такое изображение появилось по инициативе новгородского архиепископа Евфимия II как богословская реакция на Флорентийскую унию и изгнание митрополита Исидора, принявшего ее.

Подобных икон и росписей немало, но представленный образ демонстрирует редкий и усложненный вариант композиции. Богоматерь и Иоанн Предтеча здесь также наделены огненно-красными крыльями. Видимо, такое изображение Богоматери связано с текстом Откровения Иоанна Богослова про «жену, облеченную в солнце», которой были даны крылья орла для спасения от змия. Крылья у Иоанна Предтечи не вызывают таких вопросов: такое изображение характерно для него как «ангела пустыни» и вестника пришествия Христа. Но на его лоне, как и у Богоматери, изображен Младенец Христос. В руках пророка меч – символ Слова, и зерцало с ликом Софии. Кроме того, в верхней части композиции, где обычно располагается Престол уготованный или образ Господа Саваофа, еще раз изображен Христос.

Все три иконы образуют единое смысловое поле для понимания сложных символических сюжетов русской иконописи XVI века, которые позже будут восприняты старообрядцами.

Выставка «Образ Слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний» открыта в ЦМИАР до 26 января 2025 г.

Юлия Зайцева

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=110043